Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (227) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 13.10.2018

Статья просмотрена: 2329 раз

Библиографическое описание:

Амирханов, А. Ф. Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации / А. Ф. Амирханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53062/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается структура и основа административно-правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации, а также элементы его законодательного управления. Большое внимание отдано системе и разбору ограничений и запретов на муниципальной службе.

Ключевые слова: должность муниципальной службы, муниципальная служба, муниципальный служащий, ограничения, запреты.

The article deals with the structure and basis of the administrative and legal status of municipal employees in the Russian Federation, as well as elements of its legislative management. Much attention is paid to the system and analysis of restrictions and prohibitions in the municipal service.

Keywords: position of municipal service, municipal service, municipal employee, restrictions, prohibitions.

Преобразование института муниципальной службы является важным шагом в осуществлении административной реформы в Российской Федерации. Муниципальные служащие занимают одно из ключевых мест в общественном строе общества, выполняют роль координаторов в его жизнедеятельности. В Российской Федерации муниципальная служба представляется собой главным элементом местного органа самоуправления. Результативность данного управления складывается от эффективности работы самого института муниципальной службы, в связи с этим к вопросам роста и преобразования института проявляется повышенный интерес.

В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 25-ФЗ) указано, что муниципальная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта). [3, с. 48]Иной раз к муниципальным служащим причисляют депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Муниципальная служба представляет собой труд, проводимый на непрерывной основе, вследствие чего она не может быть выборной. Согласно Федерального закона № 25-ФЗ, указанные лица не относятся к муниципальным служащим, а являются гражданами замещающие муниципальные должности, обязанности данного закона на них не действуют.

Ключевыми признаками муниципальной службы являются:

а) муниципальная служба призвана содействовать реализации полномочий органов местного самоуправления;

б) эта организационная форма деятельности направлена на формирование штатов органов местного самоуправления и правовое регулирование работы муниципальных служащих;

в) содержанием деятельности муниципальных служащих является практическая реализация задач и полномочий местного самоуправления. [1, с. 157]

Муниципальная должность предусматривает из себя обязательное нахождение лица в органе местного самоуправления, либо в аппарате избирательной комиссии муниципального образования. Указанные структуры создаются и выстраивают свою работу на основании устава в муниципальном образовании, а также законодательств установленных в субъектах Российской Федерации. Муниципальная группа должностей формируется для выполнения установленного круга обязанностей. В их функции входит реализация полномочий как органа власти, так и избирательной комиссии. Реестр должностей в свою очередь является основанием по введению и назначению постов на муниципальную службу и создания штатного расписания. Также необходимо заметить, что с муниципальными служащими не стоит связывать сотрудников муниципальных учреждений и муниципальных предприятий, в связи с тем, что данные структуры не являются органами местного самоуправления.

Правовые нормы муниципального служащего складываются из системы прав, в которую входят следующие элементы: обязанности, ограничения, запреты.

В Федеральном законе № 25-ФЗ пристальное внимание было отдано установлению правил, связанных с ограничениями и запретами на муниципальной службе.

По своему роду деятельности ограничения и запреты относящиеся к муниципальной службе, в большей степени являются комплексом мер торможения, направленные на не совершение противоречащих законодательству правил о муниципальной службе, во избежание происхождения конфликта интересов и жажды собственной заинтересованности, а также для качественного выполнения муниципальными служащими своих функций и обязанностей.

Рассматривая ограничения связанные с муниципальной службой обозначенные в ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ, хочется выделить тот факт, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае «близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому». [4]

Данное правило действует, в случае имеющихся родственных отношений с руководителем муниципального образования. Например, если гражданин замещает должность главы какого-либо муниципального образования по контракту, то в таком случае он является муниципальным служащим, равно как и гражданин занимающий должность его заместителя, который в свою очередь является ему родственником, такой гражданин не имеет право замещать должность заместителя. В свою очередь он может замещать другую должность в данном муниципальном образовании в том случае, если не существует непосредственная подчиненность, т. е. ограничение на присутствие близкого родства, а также свойства среди двух лиц замещающие должности муниципальных служащих вступает в свою силу, только в том случае, если среди указанных лиц существует непосредственная подчиненность или подконтрольность.

Тем не менее нужно понимать различие между непосредственным подчинением и подконтрольностью, в тех случаях, когда лицо замещающий должность муниципального служащего в рамках своих обязанностей имеет право осуществлять управленческие решения (в отличие от регулярного подчинения) направленные на тех лиц, которые являются ему родственниками, т. е. не прямое подчинение, а равноценно вписывающиеся в логику тех норм и правил федерального законодательства, при которых не дается право рассматривать его действия как нарушение закона.

В сравнении с ограничениями запреты, относящиеся к муниципальной службе, демонстрируют собой общую систему прав. Они накладывают определенные ограничения на конкретные виды деятельности лица занимающего должность муниципального служащего, во избежание социально негативных действий, которые могут поспособствовать уменьшению результативности и качеству работы, связанной с профессиональной деятельностью муниципального служащего и с его функциями. В ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ перечислены запреты для муниципального служащего на определенные виды его деятельности, относящиеся к получению материально-экономических благ в собственных интересах, которые несовместимы в работе связанной с муниципальной службой. Следующая часть запретов несет в себе дисциплинарный регламент. Отсюда следует, что запреты, относящийся к работе муниципальных служащих являются материально-экономическими и дисциплинарно-поведенческими.

Материально-экономические запреты представляют из себя определенную форму ограничений, которые сдерживают и затрудняют извлечению и получению муниципальным служащим дополнительного источника прибыли, дабы уменьшить злоупотребление своим служебным положением и появлению лично корыстных интересов при исполнении должностных обязанностей, а также для увеличения эффективности работы через отстранение от выполнения другого вида оплачиваемого труда.

Муниципальному служащему запрещено замещение должности муниципальной службы в случае избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации, либо на государственную должность субъекта РФ; не имеет право заниматься предпринимательской деятельностью; состоять членом органа управления коммерческой организации (за исключением тех моментов, когда ему это было поручено в рамках законодательства); входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений; заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. [2, с. 146]

В Федерального закона № 25-ФЗ оговариваются пункты, на основании которых муниципальные служащие имеют право заниматься иной трудовой деятельностью, которая за собой несет оплату труда, но только при выполнении ряда условий.

Первым условием является тот факт, что указанная трудовая деятельность не должна числиться в статусе запрещенных для муниципального служащего, второе условие состоит в том, что трудовая деятельность не имеет право создавать конфликт интересов, а именно никоим образом не оказывать влияние на объективное выполнение муниципальным служащих своих должностных обязанностей.

В свою очередь в Федеральном законе № 25-ФЗ обозначено, что представитель нанимателя (работодатель) должен быть только проинформирован (уведомлен) муниципальным служащим, официального разрешения не нужно, а также что иной оплачиваемой трудовой деятельностью разрешено заниматься только за пределами установленной продолжительности рабочего времени.

Дисциплинарно-поведенческие запреты выступают как свод правил, направленные на соблюдение этических норм поведения лиц замещающих должность муниципальных служащих и обязательны к исполнению. Так, например, муниципальному служащему запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; запрещается использовать должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего. [2, с. 145]

В заключение хочется отметить, что местное самоуправление — это установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования путем управления, осуществляемого жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения. [5, с. 76] Основной частью в системе правового положения муниципального служащего выступает его определенный круг обязанностей, значение которых устанавливает определенный объем правомочий.

Литература:

  1. Войтович В. Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие. — Ижевск: «Удмуртский университет», изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2016. — 286 с.
  2. Яновский В. В., Кирсанов С. А. Государственное и муниципальное управление. — 3-е изд. — М.: КНОРУС, 2015. — 200 с.
  3. Забнева Э. И. Управление профессионализацией муниципальных служащих. — Ульяновск: Зебра, 2017. — 143 с.
  4. О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/ (дата обращения: 13.09.2018).
  5. Постовой Н. В., Таболин В. В., Черногор Н. Н. Муниципальное право России. — 3-е изд. — М.: КНОРУС, 2015. — 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная служба, местное самоуправление, служащий, муниципальное образование, Российская Федерация, должность, запрет, избирательная комиссия, непосредственная подчиненность, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Антикоррупционная политика в Российской Федерации...

муниципальная служба, дисциплинарная ответственность, служащий, Российская Федерация, местное самоуправление

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной...

Похожие статьи

Антикоррупционная политика в Российской Федерации...

муниципальная служба, дисциплинарная ответственность, служащий, Российская Федерация, местное самоуправление

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной...

Задать вопрос