Некоммерческая организация как модель экосистемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 22.05.2020

Статья просмотрена: 400 раз

Библиографическое описание:

Зенкова, Ю. Н. Некоммерческая организация как модель экосистемы / Ю. Н. Зенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 112-117. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70475/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается некоммерческий сектор в понятии экосистема. Отражается основные виды деятельности и виды проектов некоммерческих организаций, рассматриваются показатели, характеризующие инновационное развитие организаций. Приводятся методы оценки эффективности социальной экосистемы с использованием социальных коэффициентов. Рассматривается социально-экономическая экосистема на примере деятельности общественно-государственной организаций ДОСААФ России. Приводятся результаты эффективности рассмотренной экосистемы при достижении поставленных целей и делаются выводы по изложенному материалу.

Ключевые слова: экосистема, некоммерческие организации, инновационное развитие, методы оценки эффективности экосистемы, социальные коэффициенты, ДОСААФ России.

На сегодняшний день основным направлением эффективного развития экономики России является развитие инновационной деятельности всех систем государственных институтов и организаций. Для этих целей в нашей стране ежегодно совершенствуются программы по внедрению новых продуктов, услуг, технологий; проводятся исследования, результаты которых выносятся на конференции государственного и международного уровней; осуществляются собственные разработки и заимствуется иностранный опыт.

Экономические объекты, участвующие в инновационной деятельности — отрасли, территориальные комплексы, предприятия, различные производственные секторы рассматриваются как разновидность сообществ. Взаимодействуя с потребителями в окружающей среде, они образуют определенные экосистемы.

Впервые понятие «экосистема» ввел Дж.Ф. Мур (Moore, 1993), предложив трактовать его по аналогии с биологическим понятием «экономическое сообщество, поддерживаемое взаимодействием организаций и отдельных лиц — организмов делового мира» [14]. В более современной литературе этот термин неоднозначен. Так М. Якобидес, К. Кеннамо, А. Гавер (Jacobides, Cennamo, Gawer, 2015) отмечают двойственность этого понятия: в первом случае экосистему они рассматривают как ряд организаций, взаимозависимых между собой по отношению к факторам производства и выпуску продукции, во втором как систему связанных взаимозависимых технологий [13]. В последствии, такие подходы к данному понятию легли в основу изучения и анализа экосистем в сфере стратегического управления и управления технологиями [4].

В условиях глобальной информационно-инновационной экономики участники экосистем совместными усилиями продвигают инновационные идеи, разрабатывают необходимые технологии с использованием ресурсов для производства и сбыта инновационных товаров и услуг для получения различных коммерческих выгод, которые не могут быть получены каждым участником самостоятельно, если они действуют в одиночку [3].

Изучив различные подходы и мнения предлагаем в данной работе рассматривать понятие «экосистема» как многоуровневый процесс внутриотраслевого взаимодействия различных структур (предпринимательства, государственных органов, социальных элементов (населения)) в области развития и продвижения инновационных идей, создания продуктов и услуг с использованием доступных ресурсов, конечной целью которого служит получения конкретного результата, как правило — социально-экономического и других видов эффектов.

Многообразие экосистем можно систематизировать по нескольким признакам

Рис. 1. Систематизация экосистем

С точки зрения экономики экосистемы условно можно разделить на финансовые (характеризуется например формированием длительных и устойчивых взаимодействий банков и клиентов), инновационные (отражающие взаимоотношения всех элементов сферы инновационной деятельности, их восприимчивость к процессу создания и использования инноваций), социальные (представляющие совокупность мероприятий, направленных на социальное развитие, общества (улучшение условий труда, охраны окружающей среды) или региона, страны. Социально-экономическая экосистема является особым видом системы и представляет собой взаимодействие социальных и экономических институтов, их взаимоотношения по производству, обмену и распределению материальных и нематериальных ресурсов, потреблению товаров и услуг образуя функциональную, организационную, ресурсную и технологическую связи внутри системы.

Социально-экономические экосистемы как правило локализованы в экономическом времени и пространстве и могут иметь определенные границы (исторические, географические, духовные, политические), воплощаться в государственно-политических образованиях и общественно-хозяйственных организациях. Такие системы относятся к сложным и сверхсложным системам, имеющим разветвленную структуру, разнообразие внутренних связей и множество состояний работоспособности. Их можно охарактеризовать следующими признаками:

– иерархичность (локальные, региональные, национальные)

– открытость (закрытые, открытые);

– сложность деятельности (предприятие, отрасль, регион, страна);

– целенаправленность (одноцелевые, многоцелевые);

– результативность (производство, оказание услуг, посредничество в достижении определенного результата).

Также социально-экономическим экосистемам характерна незамедлительная реакция на новые факторы в экономике, способность к активным, не всегда предсказуемым действиям, в зависимости от проявления факторов, способов и методам их воздействия на систему.

Некоммерческий сектор как социально-экономическая экосистема

Получение социально–экономического эффекта в процессе развития экономики является приоритетной целью любого государства. Для осуществления этой цели вовлечены в создание товаров, услуг и технологий не только производственные предприятия и фирмы, извлекающие прибыль от осуществляемой деятельности, но и задействованы организации некоммерческого сектора, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1

Виды организаций некоммерческого сектора иих доля внекоммерческой структуре

Организации некоммерческого сектора

Доля вструктуре организаций

Общественные организации

51,6 %

Автономные некоммерческие организации

17,8 %

Фонды

17,6 %

Некоммерческие партнерства

3,4 %

Учреждения

2,1 %

Прочие (общественные движения, ассоциации, политические и религиозные организации, профсоюзы, кооперативы и т. д.)

7,5 %

Их деятельность строго регламентирована законодательными актами и нормативно-правовыми документами, основанными и федеральных законах РФ (ФЗ) и действующей Конституции. На территории Российской федерации в настоящее время ведут деятельность более двухсот тысяч некоммерческих организаций (далее — НКО). Их роль заключается в обеспечении непрерывного социального роста страны, качественного уровня жизни населения и его занятость, а в спектр услуг входит большое количество вопросов, охватывающих жизнедеятельность современного общества, основными из них являются: защита прав и интересов граждан, информационная поддержка, оказание социальной, юридической и медицинской помощи, содействие развитию предпринимательства, занятие научной деятельностью, культурой, спортом, образованием, патриотическим воспитанием граждан, охрана жизни и здоровья, удовлетворение потребностей населения.

Эти организации постоянно контактируют с государственно-административными структурами и бизнесом, и увеличение их доли в сегментах рынка способствует общему оздоровлению и развитию экономики страны, формированию новой системы взаимодействия с населением.

Коммерческие организации преследуют цель максимизации прибыли — улучшение количественных показателей при повышении производительности труда, НКО, являясь представителями социальных экосистем, стремятся повысить качественные показатели и оценка их эффективности состоит в измерении объема предоставленных услуг на выходе, когда достигнуты организационные цели.

В зависимости от масштабов деятельности, регионального охвата, спектра услуг и количества вовлеченных во взаимодействие субъектов, определенные НКО могут быть рассмотрены не только как часть социально-экономической экосистемы, но и как экосистема в целом. Такая экосистема в своем развитии прежде всего ориентирована на эффективное внедрение инноваций для удовлетворения потребностей населения через оказываемые услуги, разработку следующих инновационных проектов [9]:

– организационно-управленческие проекты, ориентированные на внедрение новых форм управления, позволяющих достичь заданных параметров развития;

– технологические проекты, направлены на внедрение новых технологических решений;

– социальные проекты, заключаются в достижении определенного социального результата для потребителей услуг;

– финансово-экономические проекты, направленные на повышение экономических и финансовых показателей организации, ее устойчивости и эффективности использования средств.

Методологические аспекты инновационного развития экосистемы

Для создания внутреннего спроса на результаты инноваций в социальной экосистеме разрабатываются и внедряются программы инновационного развития, которые формируются с учетом потребностей населения, государственной научно-технической инновационной политики и содержат мероприятия, направленные на поддержание разработок новых продуктов и услуг. Реализация этих программ улучшает показатели эффективности деятельности и модернизации осуществляемых процессов, содействуют развитию приоритетных направлений по совершенствованию и технологическому развитию, повышают конкурентоспособность товаров и услуг, увеличивают долю присутствия на рынке [5].

Программы отражают результаты применения комплекса мер по внедрению инновационных продуктов и услуг, новых технологий, совершенствованию механизмов управления инновационной деятельности. Включают показатели результативности исследовательских работ; разработки проектов инновационной продукции и услуг; применения управленческих технологий и развития системы управления; использования информационной поддержки; разработки концепций по выводу на новый рынок;

повышение эффективности нового продукта (услуги), их качества за счет развития инновационной деятельности; повышение квалификации персонала, отвечающего за инновационные проекты.

Показатели, характеризующие инновационное развитие организации при реализации программ можно определить при оценке направлений, отраженных на рисунке 2 [2].

Рис. 2. Показатели инновационного развития

Внедряя программу инновационного развития важно предусмотреть максимальное количество возможных результатов от применения инноваций и стремиться достичь оптимального из них [11].

Методы оценки эффективности социально-экономической экосистемы

В зависимости от специфики экосистемы и сложности реализации присуще ей проектов, можно выделить несколько видов ожидаемого от эффекта [8]:

– экономический — учитывает все виды результатов и расходов на осуществления инновационной деятельности (прибыль от внедрения изобретений или распространения услуг, патентов, роста производительности труда, уменьшение сроков оборачиваемости и т. д.);

– научный и технический — основан на новизне, простоте, полезности, компактности (автоматизация производства, эффективность труда и организационного уровня, повышение конкурентоспособности);

– финансовый — выражен в результатах финансовых показателей;

– ресурсный — отображает воздействие инноваций на технологии и потребление ресурсов;

– социальный — улучшение социальных результатов от осуществления инноваций (увеличение доходов населения, повышение качества услуг и удовлетворение потребностей работников, улучшение условий труда и отдыха, повышение качества жизни);

– экологический — учитывает влияние инноваций на окружающую среду (может проявляться в сокращение объема отходов, повышение экологичности товаров и услуг);

– культурный — как результат вступления в новый образ жизни, при адаптации к быстрым изменениям, использование новых технологий, продуктов, услуг, которые формируют культуру окружающего, передает систему ценностей, прививает новые вкусы, нормы поведения.

Перед выбором методики необходимо убедиться в достаточности данных, для оценки, выбранные количественные и качественные показатели должны быть наиболее объективными и охватывать все аспекты деятельности, а также быть выражены в относительных единицах для возможности расчета.

В настоящее время существует несколько групп методов оценки эффективности социально ориентированной деятельности [6].

Статистический метод — заключается в сравнении поставленных целей с полученными результатами, где показатель рассчитывается как отношение плановых и фактических результатов деятельности НКО.

Динамический метод — основан на определении чистых денежных потоков, находящихся в распоряжении НКО, и их движении при реализации социальных проектов. Этот способ оценки эффективности проводится аналогично анализу инвестиционных проектов коммерческих организаций, но отличается сложностью оценки социальной деятельности в денежном эквиваленте.

Корреляционно-регрессионный метод — подобный анализ позволяет оценить связь между «продуктами» НКО и расходам на них. Выстроенные регрессионные модели дают возможность сделать прогноз показателей эффективной работы НКО.

Оптимизационный метод — выявляет связь производственных возможностей с показателем эффективности, с учетом ограничения на расходы и влияния на результаты деятельности организации.

Исследователи делают заключение что при оценке предпочтительнее динамический метод, наиболее подробно учитывающий время реализации проекта, затраты на него и полученные результаты, а также то, что ни один из представленных методов не охватывает полностью все проблемы, связанные со спецификой НКО [1].

Поскольку социальная сфера отличается от коммерческой характером оценки эффективности деятельности, то кроме экономических показателей большое внимание уделяется расчету социальных коэффициентов, отражающих достижение поставленных целей [10]: коэффициента социальной рентабельностиSROI, показателя социальной ценности NPSV, индекса социальной доходности SPI. Показатели SPI и NPSV имеют решающее значение при принятии решения о реализации или отклонении проекта; коэффициент внутренней нормы социальной доходности IRSR. Анализ IRSR предполагает, что проект должен быть принят, когда предельная норма прибыли превышает предельную стоимость капитала. При наличии расчета данного коэффициента проекты рассматриваются от наиболее привлекательных к наименее.

Достижение экономических и социальных целей, формирующих эффективность проектов НКО, отражено на рисунке 3.

Рис. 3 Эффективность экосистемы НКО

Выводы

Изучение моделей социально-экономических экосистем становятся значимым предметом исследования экономики. Необходимость оценки эффективности таких моделей растет с каждым годом и в каждом конкретном случае могут быть использованы различные методы и подходы для анализа.

Для создания экосистемы необходимо наличие университетов, как источника новых знаний и исследований; компаний, обладающих ресурсными возможностями, сетевой организационной структурой управления и компетентными кадрами; а также конкурентоспособного потребительского рынка для реализации собственного потенциала и внедрения технологий, продуктов и услуг. При наличии вышеперечисленных условий экосистема будет гармонично развиваться и приносить социальную и экономическую удовлетворенность всем ее участникам.

Литература:

  1. Борисова Е. И., Полищук Л. И. Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. № 1. с. 80–100
  2. Гончарова Е. В., Кондрацкий Д. Е. Инновационный потенциал некоммерческих организаций в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 2. — 556–560 с. — [Электронный ресурс], режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/570109.htm
  3. Дементьев В. Е., Евсюков С. Г., Устюжанина Е. В. Гибридные формы организации бизнеса: к вопросу об анализе межфирменных взаимодействий // Российский журнал менеджмента. 2017. т. 15. № 1. с. 89–122
  4. Клейнер Г. Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. 2019. № 1 (59) с. 40–45
  5. Минигалеева Г. А. Инновации в некоммерческих организациях, ВШЭ — [Электронный ресурс], режим доступа: https://grans.hse.ru/data/2016/04/22/1130216787/ N-10.
  6. Рождественская Н. В., Богуславская С. Б., Боброва О. С.: Оценка эффективности проектов некоммерческих организаций, социального предпринимательства и гражданских инициатив. — СПб, Издательство Политехнического университета, 2016. — 168 с.
  7. Савельев И. И. Оценка эффективности государственных программ / И. И. Савельев. — М.: Русайнс, 2017. — 192 с.
  8. Синдяшкина Е. Н. Вопросы оценки видов социального эффекта при реализации инвестиционных проектов // Проблемы прогнозирования — 2010. № 1. с. 140–147.
  9. Синицкая М. А., Милова Ю. Ю. Инновационное развитие экономики России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — с. 9–11, [Электронный ресурс], режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11488/
  10. Тарханова Е. Г. Методы оценки деятельности некоммерческих организаций / Е. Г.Тарханова// Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. № 4. с. 110–114
  11. Чаадаева В. В. Инновационная модель развития предприятия в современных условиях // научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки. V Международная студенческая научная конференция № 5 [Электронный ресурс], режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/5.docx
  12. Инновационная экономика России: состояние и новые пути развития: сборник научных статей /В. Г. Шубаева и др. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГЭУ, 2014. — 182 с.
  13. Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. Industries, Ecosystems, Platforms, and Architectures: Rethinking our Strategy Constructs at the Aggregate Level. Working paper, London Business School, 2015
  14. Moore J. F. The death of competition: Leadership and strategy in the age of business ecosystems. 1996. New York, NY: HarperCollins. 297 p.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, некоммерческий сектор, социально-экономическая экосистема, услуга, IRSR, NPSV, SPI, инновационное развитие, показатель, проект, экосистема.


Ключевые слова

инновационное развитие, экосистема, некоммерческие организации, методы оценки эффективности экосистемы, социальные коэффициенты, ДОСААФ России

Похожие статьи

Корпоративная система управления проектами как конкурентное преимущество торговой организации

В статье рассматриваются теоретические основы корпоративной системы управления проектами (КСУП). Проанализированы научные взгляды на необходимость внедрения КСУП для торговых организаций. Разработано дерево выгод и затрат, связанных с организацией КС...

Предпринимательская деятельность в международных организациях: правовое регулирование

В статье рассматриваются критерии разделения организаций на коммерческие и некоммерческие, а также различные аспекты предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ставится вопрос разграничения общественно полезной и предпринимательской...

Оценка эффективности предпринимательской деятельности АО «ЛЕДВАНС» на основе общего анализа показателей деятельности организации

В статье рассматривается распространенная методика оценки эффективности предпринимательской деятельности, содержащая анализ по следующим показателям: доход, прибыль и рентабельность, а также коэффициенты, которые характеризуют финансовую деятельность...

Анализ влияния структуры капитала на эффективность деятельности компаний на примере ПАО «АВТОВАЗ» и ПАО «КАМАЗ»

В статье проводится анализ влияния структуры капитала компаний из отрасли автомобильной промышленности на эффективность их деятельности. В качестве критериев эффективности используются показатели рентабельности, эффекта финансового рычага и добавленн...

Оценка внешних угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов на примере ООО «Компания Металл Профиль»

В статье рассматривается значимость анализа внешних угроз экономической безопасности предприятия для удержания его позиций на рынке и дальнейшего развития, приводятся классические способы оценки внешних угроз и раскрывается сущность их проведения. Та...

Управленческие инновации и их применение в российских компаниях

В этой статье рассмотрены виды управленческих инноваций. Приведено описание управленческих инноваций и их составляющих. Проведен анализ и сравнение различных видов инноваций в управлении. Рассмотрено применение управленческих инноваций на примере рос...

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной ...

Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка

В статье автор рассматривает применение искусственного интеллекта в банковской сфере России. На основании исследования аналитического агентства «РАЭксперт» проводится сопоставление российских банков и их классификация. Отдельно рассмотрен «Сбербанк» ...

Функционирование сетевых экономических систем: структурный эффект в промышленных кластерах

Объектом внимания автора являются промышленные кластеры. Предметом исследования — отношения, возникающие в процессе функционирования промышленных кластеров. Цель исследования: выявить особенности коммуникации участников промышленных кластеров. Исслед...

Похожие статьи

Корпоративная система управления проектами как конкурентное преимущество торговой организации

В статье рассматриваются теоретические основы корпоративной системы управления проектами (КСУП). Проанализированы научные взгляды на необходимость внедрения КСУП для торговых организаций. Разработано дерево выгод и затрат, связанных с организацией КС...

Предпринимательская деятельность в международных организациях: правовое регулирование

В статье рассматриваются критерии разделения организаций на коммерческие и некоммерческие, а также различные аспекты предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ставится вопрос разграничения общественно полезной и предпринимательской...

Оценка эффективности предпринимательской деятельности АО «ЛЕДВАНС» на основе общего анализа показателей деятельности организации

В статье рассматривается распространенная методика оценки эффективности предпринимательской деятельности, содержащая анализ по следующим показателям: доход, прибыль и рентабельность, а также коэффициенты, которые характеризуют финансовую деятельность...

Анализ влияния структуры капитала на эффективность деятельности компаний на примере ПАО «АВТОВАЗ» и ПАО «КАМАЗ»

В статье проводится анализ влияния структуры капитала компаний из отрасли автомобильной промышленности на эффективность их деятельности. В качестве критериев эффективности используются показатели рентабельности, эффекта финансового рычага и добавленн...

Оценка внешних угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов на примере ООО «Компания Металл Профиль»

В статье рассматривается значимость анализа внешних угроз экономической безопасности предприятия для удержания его позиций на рынке и дальнейшего развития, приводятся классические способы оценки внешних угроз и раскрывается сущность их проведения. Та...

Управленческие инновации и их применение в российских компаниях

В этой статье рассмотрены виды управленческих инноваций. Приведено описание управленческих инноваций и их составляющих. Проведен анализ и сравнение различных видов инноваций в управлении. Рассмотрено применение управленческих инноваций на примере рос...

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной ...

Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка

В статье автор рассматривает применение искусственного интеллекта в банковской сфере России. На основании исследования аналитического агентства «РАЭксперт» проводится сопоставление российских банков и их классификация. Отдельно рассмотрен «Сбербанк» ...

Функционирование сетевых экономических систем: структурный эффект в промышленных кластерах

Объектом внимания автора являются промышленные кластеры. Предметом исследования — отношения, возникающие в процессе функционирования промышленных кластеров. Цель исследования: выявить особенности коммуникации участников промышленных кластеров. Исслед...

Задать вопрос