В статье рассмотрено содержание деятельности студенческого психологического клуба. Автор делает вывод о том, что клубная форма работы обладает широким спектром возможностей для реализации психологического сопровождения и личностного развития студентов.
Ключевые слова: студенческий клуб, развитие личности, адаптация.
В последние годы растет интерес к преподаванию психологии в образовательных учреждениях. Это дает возможность на соответствующих возрастных этапах становления личности способствовать развитию индивида как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться к жизни в сложных современных условиях [1]. При организации психологической работы со студентами в современных условиях необходимо учитывать основные тенденции развития социума, специфические черты студенческой молодёжи. На наш взгляд, среди форм организации психологической работы в системе профессионального образования огромный потенциал имеют студенческие клубы. Как отметил И. В. Бестужев-Лада, «…для молодежи «посидеть компанией» − жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. Молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Общение в молодежной компании — это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [2]. Тяга к общению со сверстниками объясняется потребностью молодежи в эмоциональных контактах, сопереживании. Молодые люди стремятся к психологическому комфорту в общении, заботятся о приобретении определенных навыков общения с людьми различного социально-психологического склада.
В учебном заведении изучение практической психологии представляется актуальной задачей, поскольку студенты колледжа психологически находятся в активном периоде формирования своего «Я», и для них актуальны проблемы самопознания и адекватной идентификации себя по отношению к окружающим людям. Особенно это касается студентов-первокурсников, проходящих период адаптации к новому статусу, коллективу, внешним требованиям. Многие юноши и девушки сталкиваются с трудностями в построении доверительных отношений. Молодые люди часто имеют проблемы с самооценкой и склонны преувеличивать или принижать свои возможности, склонны к риску, но порой не в состоянии его адекватно оценить. У них зачастую недостаточно сформировано чувство ценности собственной жизни. Если такой молодой человек попадает в не благоприятную среду, это может приводить к аутодеструктивному, аддиктивному, девиантному или делинквентному поведению. Автор предполагает, что изучение основ психологии существенно повышает уровень социально-психологической компетентности студентов.
Ключевой идеей создания психологического клуба стало содействие в самопознании, развитии и совершенствовании личности студентов. В «Клуб психологических игр», образованный в Тверском химико-технологическом колледже вошли 15 студентов, преимущественно, первого курса. В течение учебного года студенты освоили 60-часовую программу, в задачи которой входило: развитие адекватного понимания себя и осуществление коррекции самооценки; развитие умения и потребности познания других людей; развитие эмоциональной устойчивости, оказание психологической помощи и поддержки студентам в сложных жизненных ситуациях; помощь в социально-психологической адаптации студентов нового набора.
Применялись следующие формыработы: психодиагностика, лекции, дискуссии, мультимедийные презентации, кинопросмотры; диагностические, коррекционные, развивающие, терапевтические игры; тренинги, практикумы, психологические эксперименты. В тематическое планирование вошли разделы: введение в психологию, психодиагностика, психопрофилактика, развитие эмоциональной сферы личности, навыков осознанности, эффективной коммуникации, и творческого потенциала личности. Программа была построена гибко и предполагала учет личностных склонностей студентов и их интересов. Это особенно важно, поскольку 40 % участников клуба записались в него исходя из собственного интереса к психологии, а 40 % пришли по совету друзей или знакомых.
Анализ показателей эффективности деятельности клуба был проведён по результатам опроса участников клуба по итогам учебного года, в котором изучался уровень удовлетворённости участников работой клуба, а также конкретная практическая польза, которую студенты получили в ходе занятий. Так, студенты отметили, что за время совместной деятельности в клубе сложился благоприятный психологический климат, и его участники стали значимым поддерживающим ресурсом друг для друга (по мнению 93 % опрошенных). Знания и навыки, полученные на занятиях клуба, студенты применяют в реальной жизни (93 %), и часто в сложных жизненных ситуациях (67 %). Студенты считают, что занятия в клубе были для них интересными (87 % опрошенных) и полезными (100 %), помогли узнать новое о себе как личности и способствовали саморазвитию участников (87 %). Также, 53 % участников отметили, что занятия помогли ли им развить личностные компетенции для будущей профессии.
Анализируя конкретную практическую пользу занятий, студенты упомянули разнообразие собственного досуга (53 %), новые знакомства и улучшение отношений с людьми (по 47 %), лучшее понимание себя и других и более лёгкую адаптацию в колледже (по 40 %), получение поддержки (33 %). Наиболее интересной формой занятий для студентов стали практические упражнения и психологические игры, а также различные виды психодиагностики. Наиболее востребованными направлениями оказались изучение личности, совершенствование коммуникативных умений, развитие эмоционального интеллекта. По итогам занятий студенты отметили, что смогли развить в себе такие качества и навыки, как самоанализ (53 %), общительность (47 %), осознанность (40 %).
В целом, качеством организации и содержания образовательно-развивающей программы клуба (тематикой занятий, уровнем и методами преподавания, соотношением теоретических и практических занятий, расписанием и количеством занятий) остались удовлетворены 73 % участников. Об этом также говорит и желание 100 % студентов посещать занятия клуба в следующем учебном году и приглашать в клуб своих друзей.
Можно заключить, что в процессе занятий студенты развили свою психологическую, эмоциональную и социальную компетентность, приобрели навыки самоанализа, саморегуляции и эффективного общения. Таким образом, в целом можно отметить, что студенческий психологический клуб обладает широким спектром возможностей для реализации психологического сопровождения и развития студентов в СПО и может решать ряд важнейших задач социально-психологического характера: развитие эмоциональной устойчивости и осознанности, содействие социально-психологической адаптации, обеспечение возможности реализации личностного потенциала студентов и другие.
Литература:
- Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Ч. 2: Психология общения: 11 кл. — 192 с. — Текст: непосредственный.
- Бесстужев-Лада, И. В. Вернуть молодежи ее естественное состояние/ И. В. Бесстужев-Лада. — Текст: электронный // журнал CREDO NEW: [сайт]. — URL: http://credonew.ru/content/view/365/28/ (дата обращения: 18.05.2020).