Групповой сбор в организации деятельности детей и педагога
Автор: Чернова Ольга Викторовна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 24.11.2023
Статья просмотрена: 101 раз
Библиографическое описание:
Чернова, О. В. Групповой сбор в организации деятельности детей и педагога / О. В. Чернова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8792/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автор подробно раскрывает методику проведения одной из эффективных форм работы в ДОУ — «групповой сбор». Данная форма работы дает возможность формирования у детей навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Ключевые слова: групповой сбор, детская инициатива, информационный стенд, социальный контакт, обмен мнениями.
Групповой сбор — одна из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы. Утренний сбор группы предназначен для формирования у детей навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности. Он прост в проведении, легко воспринимается детьми любого возраста и воспитателями, значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, мотивирует к инициативной, активной самостоятельной деятельности. Групповой сбор может быть традиционной ежедневной формой работы организации детей, начиная уже с раннего возраста.
Групповой сбор необходимо проводить легко, быстро и по-деловому. Общая длительность группового сбора может составлять от десяти до тридцати минут. Данные временные рамки и структура не являются обязательными, а зависят от возрастной группы, от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе будет идти общение, насколько всем хорошо вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
Подготовка к проведению группового сбора начинается с выбора удобного места, где можно расположиться всей группой: в уютном кружочке, не мешая при этом помощнику воспитателя, где есть возможность размещения необходимых материалов, и нет сквозняков. Можно в этом месте разложить красивый ковер или использовать для каждого ребенка подушечку — тогда ребятам будет сидеть и удобно, и гигиенично, и не холодно.
Сбор проходит в виде круга, так как круг — это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе. Необходимо также с ребятами придумать и согласовать сигнал, который будет оповещать о начале группового сбора. Рассматривать необходимо все варианты, которые предлагают сами воспитанники, и обязательно выбирать что-нибудь из их идей.
Также еще нужно подготовить информационный стенд (информационное поле) для размещения, используемого во время группового сбора различного материала. Для начала обдумать, какую информацию будут размещать участники сбора (объем информации зависит от возрастной группы), что для этого понадобится, затем дать детям время подумать и решить, где и как все это удобно располагать. Информационный стенд можно создать при помощи полимерного коврика для ванн или сделать из ковролина, а прикреплять его на уровне глаз детей или переносной мольберт.
Информационный стенд включает в себя самые разнообразные виды календарей (настенные, отрывные, перекидные и другие). Их можно использовать для формирования у детей навыков управления своим временем, фиксации анализа событий. Календарь можно использовать не только во время группового сбора, но и в течение всего дня, для ведения записей значимых дел и событий для себя и всей группы.
Особенно важным считается подготовка и продумывание вопросов для начала группового сбора, которые способствуют установлению и поддержанию социальных контактов. Например: Все ли нашли себе место? Устроились удобно? Кто еще не определился? Какое у вас сегодня настроение? У всех ли радостные (приветливые, доброжелательные и т. п.) лица? Может у кого-то есть вопрос? Кто желает поделиться хорошими новостями (интересными идеями, мыслями, впечатлениями)? и другие.
Структура группового сбора в наиболее общем виде выглядит так:
1. Приветствие (пожелания, подарки, комплименты)-одна-три минуты.
2. Игра (элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушанье) две-пять минут
3. Обмен новостями-от двух до десяти минут.
4. Планирование дня (выбор темы проекта, недели; планирование содержания, форм и видов деятельности); презентация центров активности (взрослыми и детьми) -пять-десять минут.
Методика проведения каждой из частей группового сбора
Приветствие.
Каждый ребенок нуждается в любви и уважении своих сверстников, ему хочется чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому ребенку, который находится в кругу.
Игра (элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание)
Проводятся любые игры, не требующие большой подвижности: игры-фантазии, игры-шутки, словесные, игры-цепочки. Если это пение или слушанье, то мелодии должны помочь детям чувствовать себя комфортно, свободно и с хорошим настроением. Можно использовать такие игры, как «Связующая нить», «Я превращаюсь», «Кто я?», «Интервью», «Телеграмма», «Снежный ком», «Послушай тишину», «Покажи свое настроение» и т. д.
Обмен новостями.
Участники группового сбора, по желанию, делятся своими новостями, впечатлениями, желаниями. В ходе обмена новостями у детей формируются коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, аргументировать свое суждение, обогащается словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность. Новости могут быть как хорошие, так и плохие, запретных тем нет. Их не вытягивают насильно, ребенок сам должен захотеть ими поделиться. У одного ребенка, может быть, несколько новостей и он сам решил про все рассказать и его надо обязательно выслушать до конца. Так как обычно всем или многим ребятам хочется высказаться, необходимо определить правила очередности высказываний. Правило формулируется детьми и взрослыми вместе.
Одним из самых сложных методов обмена новостями является реагирование на высказывания детей. Есть несколько советов, которые могут помочь вам в этом:
Не игнорируйте, но и не останавливайтесь на новостях, связанных с покупкой вещей.
Не морализируйте.
Реагируйте на чувства ребенка.
Не оценивайте.
Не расспрашивайте, если эта новость не составляет непосредственной важности для понимания всех детей.
Универсальный прием, для прекращения обсуждения чего-либо нежелательно-спокойно, уверенно сказать: «Так бывает»
Учитесь управлять своим взглядом. Если вы не склонны поддерживать дальнейшие высказывания ребенка, кратко ответьте ему и переведите взгляд дальше.
Позволяйте детям иногда играть роль воспитателя и самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.
Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности.
На данном этапе педагог подводит детей к теме недели наводящими вопросами. Далее предлагает выбрать, кто в какой центр пойдет и чем там сможет заняться.
Существуют различные способы презентации центров активности:
— принести из каждого центра самые привлекательные материалы, показать, рассказать, что и как с ними делать, как применить в игре;
— «поезд»: дети «едут» от центра к центру, рассматривают материалы, выбирают, что им интересно;
— наводящие вопросы: «Как вы думаете, что можно сделать в этом центре по данной теме?», «В каком центре можно построить, порисовать, закрепить физические упражнения, умения?» и т. д.
— до начала группового сбора или во время него дети обходят центры, отмечают, какие произошли изменения, что появилось нового и интересного.
Чтобы регулировать количество детей в центрах активности, можно использовать различные варианты: первыми пойдут те дети, кто родился осенью, летом и т. д; у кого на одежде есть зеленый, красный, желтый цвет; кто приехал в детский сад на маршрутке, пришел с мамой и т. п.
Систематизация в проведении утреннего сбора предполагает следующие результаты:
— ребенок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, может договориться с детьми, стремиться к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;
— активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
— способен откликаться на эмоции, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
— владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальные ситуации;
— способен строить смысловую картину окружающей реальности.
Литература:
- Свирская Л. В. Утро радостных встреч: методическое пособие. — М.: Издательство «Линка-Пресс», 2010.
- Пазюкова М. А. Технология группового сбора и возможности её реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения. — Иркутск ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2011.
Ключевые слова
детская инициатива, групповой сбор, информационный стенд, социальный контакт, обмен мнениямиПохожие статьи
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности
Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.
Психологический клуб как эффективная форма организации психологической работы с молодёжью
В статье рассмотрено содержание деятельности студенческого психологического клуба. Автор делает вывод о том, что клубная форма работы обладает широким спектром возможностей для реализации психологического сопровождения и личностного развития студенто...
Влияние работы в группах на познавательную активность школьников в учебном процессе
Статья посвящена эффективным формам и методам работы учащихся в группах для активизации интереса к учебно-познавательной деятельности. Описаны стратегии повышения мотивации: индивидуальный подход, групповые формы обучения. Подчеркивается значимость д...
Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке
Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...
Применение различных технологий работы с информацией на занятиях объединения дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности
В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетентностей учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в обла...
Опыт работы с младшими школьниками по профориентации
В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.
Воспитательная работа на дистанционном обучении
В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия ...
Профориентация дошкольников через проектную деятельность
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и позн...
Похожие статьи
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности
Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.
Психологический клуб как эффективная форма организации психологической работы с молодёжью
В статье рассмотрено содержание деятельности студенческого психологического клуба. Автор делает вывод о том, что клубная форма работы обладает широким спектром возможностей для реализации психологического сопровождения и личностного развития студенто...
Влияние работы в группах на познавательную активность школьников в учебном процессе
Статья посвящена эффективным формам и методам работы учащихся в группах для активизации интереса к учебно-познавательной деятельности. Описаны стратегии повышения мотивации: индивидуальный подход, групповые формы обучения. Подчеркивается значимость д...
Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке
Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...
Применение различных технологий работы с информацией на занятиях объединения дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности
В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетентностей учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в обла...
Опыт работы с младшими школьниками по профориентации
В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.
Воспитательная работа на дистанционном обучении
В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия ...
Профориентация дошкольников через проектную деятельность
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и позн...