Утренний групповой сбор как способ всестороннего развития ребенка в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 20.04.2021

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Пчелина, Н. В. Утренний групповой сбор как способ всестороннего развития ребенка в условиях реализации ФГОС / Н. В. Пчелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 275-276. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80207/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье раскрывается технология организации группового сбора как одна из форм организации совместной деятельности с дошкольниками. Данная технология обеспечивает развитие детей практически во всех образовательных областях, формирует навык понимания себя и других детей, помогает ребенку социализироваться в обществе, в интересной форме знакомит детей с окружающим миром.

Ключевые слова : дети, групповой сбор, итоговый круг, модель трех вопросов, «говорящая стена».

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора.

Групповой сбор — это не занятие, поэтому участие в нем конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность. Ребенку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Каждый ребенок имеет право свободного высказывания и отношения к высказываниям других; право участия в выборе предложенных идей, в инициировании и осуществлении собственных планов.

Цель утреннего сбора: установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе.

Цели и задачи утреннего сбора:

— Создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.

— Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

— Развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т. п.).

— Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.

— Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).

— Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

— Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

— Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.

Утренний сбор для дошкольников это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Мне, как педагогу, утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

С чего же начинается наш групповой сбор?

Утренний сбор в нашей группе начинается со звона колокольчика. Услышав звук колокольчика, дети сразу понимают, что у них есть время на самоорганизацию — собрать игрушки и выбрать себе место. Мы выбираем удобное место, где можно расположиться всей группой, где дружный кружок не будет мешать, например, помощнику воспитателя, где есть простор для игры, пусть и не очень подвижной, где есть возможность размещения материалов.

Для приветствия мы используем стихотворные формы, приветствия от имени героев книг или действующих лиц проекта, приветствия с перекидыванием мяча, приветствия с комплиментом.

Групповой сбор проходить быстро, легко, по-деловому. Игры проводим как игры, а не как учебные действия. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры- цепочки, игры-шутки. Если же это пение, слушание, то это мелодии, которые помогают детям чувствовать себя комфортно, легко и весело.

Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями — ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важно отметить, что после новости, рассказанной ребенком, другие могут задать ему вопросы. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы я предлагаю детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Для презентаций, обмена опытом я создала совместно с родителями «говорящую» стену. Здесь мы размещаем план работы на день в разных центрах активности, фиксируем свои наблюдения. Дети в любое удобное для них время могут подойти и внести изменения в план или дорисовать свою схему по проекту.

Все пространство нашей группы условно разделено на центры, количество и направленность которых зависит от темы и желаний детей: например в один из дней открыты: центр книги, центр творчества, центр математики, центр развития речи, центр конструирования и наполнены различными заданиями, ресурсами и пособиями согласно выбранной теме.

У детей всегда есть выбор в принятии самостоятельных решений. Он имеет первостепенную значимость. Возможность выбирать занятия, материал, партнеров- помогает детям приобретать навыки принятия решений организованным и безопасным путем, учатся принимать на себя ответственность за решения и понимать последствия своих действий.

Использование технологии «итоговый круг» позволяет мне подвести ежедневные итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлективности. Итоговый круг проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное — реализуют свой план в любом из центров. Его основная задача — анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, — заразить энтузиазмом, вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.

Важно помнить, что групповой сбор — это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми.

Применяю педагогическую технология «План дело анализ» или «Планируем с детьми вместе» Л. В. Михайловой-Свирской. Выбираем любую тему, которую предлагают дети, применяем модель «трёх вопросов», составляем ментальную карту проекта, план проекта и работаем по центрам активности. Увидела положительное в этом методе то, что каждый ребенок имеет возможность реализовать свои идеи, попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребность в этом. Иногда ребенок несколько дней подряд наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включиться в работу. Моя задача состоит не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что я считаю важным, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность.

Таким образом, утренний сбор — один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас

Утренний сбор объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате результате у ребенка формируется представления о себе, своих возможностях, своей успешности в каких-либо видах деятельности, о предстоящих перспективах или трудностях. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляция поведения.

Литература:

  1. Зигле Л. А., Ефимова Н. М. Педагогический круг СПб.:РЕМДОМ 2011г.
  2. Иваницкая Г. В. Утренний сбор — начало интересного дня // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1.
  3. Рунова М., Дифференцированные игры-упражнения /Дошкольное воспитание 1996 г.№ 1/
  4. Свирская Л., Утро радостных встреч /Линка-Пресс 2010г./
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, утренний сбор, групповой сбор, возможность, итоговый круг, приветствие, речевой диалог, собственная деятельность, совместная деятельность, центр активности.


Ключевые слова

дети, групповой сбор, итоговый круг, модель трех вопросов, «говорящая стена»

Похожие статьи

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

В статье рассматривается технология «Детский совет», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия для ...

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий

В статье автор рассматривает особенности использования виртуальных экскурсий, которые помогают повысить познавательный интерес детей дошкольного возраста. Доказывает, что данный подход является эффективным в работе с современными детьми. Информатизац...

Интерактивный плакат как инструмент дистанционного взаимодействия и обучения в ДОУ в период самоизоляции

В статье авторы представляют дистанционные формы взаимодействия с родителями с использованием интерактивных тематических плакатов, созданных на платформе Panel — Genial.ly. Содержание и формы работы с плакатами для воспитанников соответствует требова...

Формирование умения спорить у старших дошкольников

В статье раскрываются направления работы с детьми старшего дошкольного возраста на формирование понятия спор. Авторы раскрывают на конкретных примерах основные стратегии спора — конфликтную и конструктивную модель спора. Дошкольники сначала с помощью...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Похожие статьи

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

В статье рассматривается технология «Детский совет», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия для ...

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий

В статье автор рассматривает особенности использования виртуальных экскурсий, которые помогают повысить познавательный интерес детей дошкольного возраста. Доказывает, что данный подход является эффективным в работе с современными детьми. Информатизац...

Интерактивный плакат как инструмент дистанционного взаимодействия и обучения в ДОУ в период самоизоляции

В статье авторы представляют дистанционные формы взаимодействия с родителями с использованием интерактивных тематических плакатов, созданных на платформе Panel — Genial.ly. Содержание и формы работы с плакатами для воспитанников соответствует требова...

Формирование умения спорить у старших дошкольников

В статье раскрываются направления работы с детьми старшего дошкольного возраста на формирование понятия спор. Авторы раскрывают на конкретных примерах основные стратегии спора — конфликтную и конструктивную модель спора. Дошкольники сначала с помощью...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Задать вопрос