В данной статье раскрывается технология организации группового сбора как одна из форм организации совместной деятельности с дошкольниками. Данная технология обеспечивает развитие детей практически во всех образовательных областях, формирует навык понимания себя и других детей, помогает ребенку социализироваться в обществе, в интересной форме знакомит детей с окружающим миром.
Ключевые слова : дети, групповой сбор, итоговый круг, модель трех вопросов, «говорящая стена».
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора.
Групповой сбор — это не занятие, поэтому участие в нем конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность. Ребенку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Каждый ребенок имеет право свободного высказывания и отношения к высказываниям других; право участия в выборе предложенных идей, в инициировании и осуществлении собственных планов.
Цель утреннего сбора: установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе.
Цели и задачи утреннего сбора:
— Создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.
— Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
— Развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т. п.).
— Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.
— Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).
— Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
— Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
— Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.
Утренний сбор для дошкольников — это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Мне, как педагогу, утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.
С чего же начинается наш групповой сбор?
Утренний сбор в нашей группе начинается со звона колокольчика. Услышав звук колокольчика, дети сразу понимают, что у них есть время на самоорганизацию — собрать игрушки и выбрать себе место. Мы выбираем удобное место, где можно расположиться всей группой, где дружный кружок не будет мешать, например, помощнику воспитателя, где есть простор для игры, пусть и не очень подвижной, где есть возможность размещения материалов.
Для приветствия мы используем стихотворные формы, приветствия от имени героев книг или действующих лиц проекта, приветствия с перекидыванием мяча, приветствия с комплиментом.
Групповой сбор проходить быстро, легко, по-деловому. Игры проводим как игры, а не как учебные действия. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры- цепочки, игры-шутки. Если же это пение, слушание, то это мелодии, которые помогают детям чувствовать себя комфортно, легко и весело.
Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями — ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важно отметить, что после новости, рассказанной ребенком, другие могут задать ему вопросы. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы я предлагаю детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Для презентаций, обмена опытом я создала совместно с родителями «говорящую» стену. Здесь мы размещаем план работы на день в разных центрах активности, фиксируем свои наблюдения. Дети в любое удобное для них время могут подойти и внести изменения в план или дорисовать свою схему по проекту.
Все пространство нашей группы условно разделено на центры, количество и направленность которых зависит от темы и желаний детей: например в один из дней открыты: центр книги, центр творчества, центр математики, центр развития речи, центр конструирования и наполнены различными заданиями, ресурсами и пособиями согласно выбранной теме.
У детей всегда есть выбор в принятии самостоятельных решений. Он имеет первостепенную значимость. Возможность выбирать занятия, материал, партнеров- помогает детям приобретать навыки принятия решений организованным и безопасным путем, учатся принимать на себя ответственность за решения и понимать последствия своих действий.
Использование технологии «итоговый круг» позволяет мне подвести ежедневные итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлективности. Итоговый круг проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное — реализуют свой план в любом из центров. Его основная задача — анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, — заразить энтузиазмом, вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.
Важно помнить, что групповой сбор — это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми.
Применяю педагогическую технология «План дело анализ» или «Планируем с детьми вместе» Л. В. Михайловой-Свирской. Выбираем любую тему, которую предлагают дети, применяем модель «трёх вопросов», составляем ментальную карту проекта, план проекта и работаем по центрам активности. Увидела положительное в этом методе то, что каждый ребенок имеет возможность реализовать свои идеи, попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребность в этом. Иногда ребенок несколько дней подряд наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включиться в работу. Моя задача состоит не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что я считаю важным, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность.
Таким образом, утренний сбор — один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас
Утренний сбор объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате результате у ребенка формируется представления о себе, своих возможностях, своей успешности в каких-либо видах деятельности, о предстоящих перспективах или трудностях. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляция поведения.
Литература:
- Зигле Л. А., Ефимова Н. М. Педагогический круг СПб.:РЕМДОМ 2011г.
- Иваницкая Г. В. Утренний сбор — начало интересного дня // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1.
- Рунова М., Дифференцированные игры-упражнения /Дошкольное воспитание 1996 г.№ 1/
- Свирская Л., Утро радостных встреч /Линка-Пресс 2010г./