Тайм-менеджмент в общеобразовательной школе как средство повышения эффективности менеджмента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 20.05.2020

Статья просмотрена: 607 раз

Библиографическое описание:

Ларина, А. Ю. Тайм-менеджмент в общеобразовательной школе как средство повышения эффективности менеджмента / А. Ю. Ларина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 667-669. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70376/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящее время педагогические сотрудники делают работу в режиме мультизадачности. Они должны не только повышать социальный статус образования, но и решать комплекс задач, связанных с охраной и укреплением физического и психического здоровья учащихся, созданием благоприятных условий для их роста, формирования общей культуры личности, прививания нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей, а также вырабатывания у них необходимости в здоровом образе жизни. Педагог сам при этом должен быть наделенным определенными полномочиями и специальными знаниями, позволяющими ему качественно выполнять свою работу.

Важность решения педагогическим работником множества рабочих задач и проблем, связанных с постоянным саморазвитием и повышением своего профессионального уровня в условиях тяжелой нехватки времени, а также необходимостью выполнения определенных домашних дел. Это может привести к его нервно-психическому утомлению и переутомлению, поставить под угрозу не только свое здоровье, но и непосредственно сам педагогический процесс.

Использование и владение методами тайм-менеджмента в любой деятельности может оказать бесценную помощь. По мнению Глеба Архангельского, тайм-менеджмент — технология, позволяющая невосполнимое время жизни использовать в соответствии с личными целями и ценностями. Поэтому целевая функция тайм-менеджмента — счастье [1, с. 13].

Современная технология тайм-менеджмента позволяет использовать невозместимое время жизни человека в соответствии с его целями и ценностями. Качественное управление временным ресурсом даст возможность любому человеку эффективно распоряжаться не только рабочим, но и свободным временем, которое необходимо на отдых и восстановление потраченных сил на протяжение рабочего дня. Применение технологии тайм-менеджмента в обычной жизни позволит педагогу гораздо эффективнее организовывать педагогическую деятельность и свой быт, планировать выходные дни или отпуск. Грамотное управление временем позволит им рационально, последовательно и спокойно выполнять свои профессиональные обязанности, что в свою очередь положительно скажется на их эмоциональном, психическом и физическом здоровье и, несомненно, улучшит качество жизни.

В настоящее время в различных учреждениях для обучения педагогических работников азам грамотного управления своим временем проводятся тренинги и семинары, разрабатываются программы и курсы, создаются интернет-ресурсы.

Понятие «эффективность управления общеобразовательной школой» полно раскрывает В. Е. Чиркин. Под этим понятием он понимает результат достижения целей управленческой деятельности, а деятельность по управлению организацией, по его мнению, — это результат достижения целей общеобразовательной организации. Для того, чтобы управление школой было эффективным, необходимо, чтобы поставленные цели и результаты достигались с экономией ресурсов и в определенные сроки [2].

На эффективность управленческой деятельности общеобразовательной школой влияет ряд факторов (рисунок 1) [3]. Все факторы взаимодополняют друг друга и действуют едино.

Рис. 1. Факторы, влияющие на эффективность управления школой

Сейчас ежедневно меняется экономическая ситуация в стране, растут объемы получаемой информации. В этих условиях особую роль приобретает навык управлять невосполнимым, неощутимым ресурсом — временем, что в свою очередь позволит достигать запланированных результатов в поставленные сроки. Умение эффективно организовать время стало одной из основополагающих компетенций профессионализма современного руководителя.

В последние годы для повышения эффективного управления общеобразовательной школой стали применяться методы тайм-менеджмента. Мысль о том, что грамотное управление может оказать положительный эффект на развитие и функционирование общеобразовательной организации была предложена в 1911 году в Америке. В это же время стали зарождаться приемы, позволяющие повысить эффективность труда. Из классического менеджмента возникла теория управления временем как инструмента организации, планирования и контроля использования рабочего времени в общеобразовательной школе, а также личного времени руководителя с целью повышения эффективности труда педагогов и школы в целом.

В это же время появляется понятие «самоменеджмент», которое означает умение использовать приемы и методы, доказавшие свою эффективность, для планирования собственного времени. В самом начале самоменеджмент был нацелен только на руководителей общеобразовательных школ. Однако руководитель должен не только уметь грамотно управлять своим временем, но и наиболее эффективно организовывать рабочее время своих подчиненных, чтобы общеобразовательная организация достигала намеченных целей и функционировала эффективно.

На сегодняшний день технология тайм-менеджмент стала настолько популярной, что появилось множество методик, разработано немало пособий и книг об управлении временем. Приемы тайм-менеджмента являются универсальными и могут использоваться не только руководителями образовательных учреждений, но и менеджерами, студентами и школьниками, мамами.

Калинин С. И. отмечает в своих трудах, что в основе теории управления временем лежат универсальные законы: «закон Мерфи», «закон Парето», «закон необратимости времени», «закон Зипфа» [4]. Основные методики тайм-менеджмента взаимодополняют друг друга, именно комплексное их использование оказывает максимальный положительный эффект. Основная цель тайм-менеджмента — это определение дела, которое нужно сделать в первую очередь.

Функционирование любой общеобразовательной организации осуществляется на основе годового плана, который описывает направления деятельности организации согласно задачам образования детей. Для реализации краткосрочных задач эффективным является следующие техники [5]:

– хронометраж (заключается в контроле расходов собственного времени с помощью письменной фиксации и последующего анализа накопленных данных, результатом хронометража является отказ от всех непроизводительных моментов рабочего дня;

– делегирование полномочий (представляет собой форму выдачи руководителем задания, при которой задается только цель деятельности, а алгоритм действий продумывает сам подчиненный, выстраивает алгоритм, проявляет инициативу);

– планирование (составление личного плана работы руководителя, опираясь на делегирование полномочий и правильное распределение поручений между сотрудниками и регулярное отслеживание его выполнения);

– прогнозирование (состоит в грамотном и рациональном распределении рабочего времени, поддержании деловой обстановки даже в самые напряженные и загруженные моменты учебного года);

– консолидация времени (объединение и выделение времени для выполнения особо важной и серьезной работы);

– оптимизация информационных потоков (заключается в первостепенном и незамедлительном предоставлении особо важной информации подчиненным посредством объявлений, электронной почты, срочных совещаний и т. п.).

Маккензи А. утверждает: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым, нет ничего более трудного, чем быть занятым, нет ничего более трудного, чем быть результативным» [6, с. 23]. Для эффективного управления школой в современных условиях постоянного роста объемов информации, возрастающих требований к школьникам и педагогическим кадрам, необходимо владеть приемами тайм-менеджмента и самоменеджмента не только руководителю, но и подчиненным.

Эффективное и результативное управление образовательной организацией строится на основе грамотной постановки целей, делегирования полномочий, умения определить первостепенные задачи, выстроить алгоритм их решения. Кроме того, важно не только управлять рабочим временем, но и временем отдыха, поскольку отдохнувший сотрудник и руководитель — эффективный и результативный.

Литература:

  1. Архангельский, Г. Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений / Г. Архангельский. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 211 с.
  2. Гений, А. Высокоэффективный тайм-менеджмент по Матрице Эйзенхауэра / А. Гений. — М.: АСТ, 2018. — 928 с.
  3. Кеннеди, Д. Жесткий тайм-менеджмент: Возьмите свою жизнь под контроль / Д. Кеннеди. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 199 с.
  4. Моргенстерн, Д. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизни / Д. Моргенстерн. — М.: Добрая книга, 2015. — 256 с.
  5. Мороз, А. Планируй по-своему: 14 секретов персонального тайм-менеджмента / А. Мороз. — Рн/Д: Феникс, 2016. — 304 с.
  6. Мрочковский, Н. Экстремальный тайм-менеджмент / Н. Мрочковский, А. Толкачев. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 210 с.
  7. Роньжова, Н. В. Эффективное управления образовательной организацией. Сущность понятия «эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией». — Молодой ученый.- № 23. — 2016. — с. 512–517.
  8. Стрелкова, Л. В. Тайм-менеджмент. Учебное пособие / Л. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. — М.: Юнити, 2018. — 352 с.
  9. Симина Т. Е., Залыгина Т. А. Тайм-менеджмент как эффективное средство управления временем работника образовательной организации // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2018. № 2 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/taym-menedzhment-kak-effektivnoe-sredstvo-upravleniya-vremenem-rabotnika-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения 20.03.2020).
  10. Трейси, Б. Тайм-менеджмент по Брайану Трейси. Как заставить время работать на вас / Б. Трейси. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 302 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная организация, рабочее время, время, грамотное управление, делегирование полномочий, общеобразовательная школа, друг друга, собственное время, управленческая деятельность, эффективное управление.


Похожие статьи

Условия повышения эффективности управления...

общеобразовательная организация, управление, субъект управления, управленческая деятельность, эффективность управления, повышение эффективности управления, организационная структура...

Оценка личностной эффективности руководителя через...

Время, используемое руководителем в управленческой деятельности, как правило, зависит от

Важнейшим шагом при создании эффективной системы управления собственным

Делегирование полномочий — это эффективный метод расширения управленческих...

Концепция «управление по результатам»: особенности, принципы...

Существенным свойством управления образовательными системами выступает отсутствие

Директором школы управленческая деятельность начинает осмысливаться как

Таким образом, модель «управление по целям» позволяет увязать три ключевых категории...

Набор основных методов менеджера в управлении временем

Эффективное планирование — способность выделять приоритеты, резервировать время, подразделять дела на гибкие и жесткие, принимать во внимание собственные биоритмы и т. п. [1,с 119] Искусство использовать иных работников как временной ресурс, целенаправленное...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Ключевые слова: руководитель, управление, общеобразовательная организация, профессиональные компетенции, уровни

Говоря о специфике деятельности руководителя образовательной организации в системе управления, следует обратить внимание на...

Современные подходы к управлению развитием...

Ключевые слова: образовательное учреждение, управление образовательным учреждением, подход к управлению развитием образовательного учреждения, принципы управления образовательным учреждением, модель управления ГБОУ школы № 103...

Проблема управления качеством образования начальной школы

Управление — сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и

Функции управления развитием школы и инновационными процессами

общеобразовательная организация, управление, субъект управления, управленческая...

Управление временем руководителя предполагает его...

Анализ практики управленческой деятельности показал, что

Делегирование полномочий — это эффективныйметод расширения управленческих возможностей руководителя.

Практика управления личным временем руководителя основана на умелом его планировании...

Основные направления повышения эффективности...

Эффективность управления образовательной организацией — это важный показатель результативности управляющей системы, который требует постоянного совершенствования. В статье рассматриваются основные направления повышения эффективности управленческой...

Похожие статьи

Условия повышения эффективности управления...

общеобразовательная организация, управление, субъект управления, управленческая деятельность, эффективность управления, повышение эффективности управления, организационная структура...

Оценка личностной эффективности руководителя через...

Время, используемое руководителем в управленческой деятельности, как правило, зависит от

Важнейшим шагом при создании эффективной системы управления собственным

Делегирование полномочий — это эффективный метод расширения управленческих...

Концепция «управление по результатам»: особенности, принципы...

Существенным свойством управления образовательными системами выступает отсутствие

Директором школы управленческая деятельность начинает осмысливаться как

Таким образом, модель «управление по целям» позволяет увязать три ключевых категории...

Набор основных методов менеджера в управлении временем

Эффективное планирование — способность выделять приоритеты, резервировать время, подразделять дела на гибкие и жесткие, принимать во внимание собственные биоритмы и т. п. [1,с 119] Искусство использовать иных работников как временной ресурс, целенаправленное...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Ключевые слова: руководитель, управление, общеобразовательная организация, профессиональные компетенции, уровни

Говоря о специфике деятельности руководителя образовательной организации в системе управления, следует обратить внимание на...

Современные подходы к управлению развитием...

Ключевые слова: образовательное учреждение, управление образовательным учреждением, подход к управлению развитием образовательного учреждения, принципы управления образовательным учреждением, модель управления ГБОУ школы № 103...

Проблема управления качеством образования начальной школы

Управление — сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и

Функции управления развитием школы и инновационными процессами

общеобразовательная организация, управление, субъект управления, управленческая...

Управление временем руководителя предполагает его...

Анализ практики управленческой деятельности показал, что

Делегирование полномочий — это эффективныйметод расширения управленческих возможностей руководителя.

Практика управления личным временем руководителя основана на умелом его планировании...

Основные направления повышения эффективности...

Эффективность управления образовательной организацией — это важный показатель результативности управляющей системы, который требует постоянного совершенствования. В статье рассматриваются основные направления повышения эффективности управленческой...

Задать вопрос