Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 19.05.2020

Статья просмотрена: 4096 раз

Библиографическое описание:

Родионова, Е. И. Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе / Е. И. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 702-704. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70309/ (дата обращения: 26.04.2024).



Любая деятельность без мотива или со слабым мотивом не может успешно осуществляться или будет крайне неустойчивой. Учебная деятельность не исключение.

Проблемой мотивации учебной деятельности и вопросами ее формирования и развития занимались ведущие педагоги и психологи, в результате чего сегодня можно встретить в различных трудах и исследованиях огромное количество трактовок слов «мотив» и «мотивация».

Несмотря на то, что взгляды ведущих педагогов и психологов на сущность мотива существенно разнятся, в одном они все-таки сходятся: мотивом признается определенный психологический феномен (разный у разных исследователей). Серьезнейшую работу по определению сущности мотива провел доктор психологических наук Е. П. Ильин, в результате которой обозначил несколько точек зрения на мотив, вокруг которой группировались психологи. В основном психологии определяют мотив как побуждение, потребность, цель, намерение, свойства личности, состояние [5, c. 46].

Проблема формирования учебных мотивов в школьном возрасте широко рассмотрена в трудах Аэлиты Капитоновны Марковой — автора психологической концепции профессионализма. По ее глубокому убеждению, формирование мотивации к обучению является важнейшим аспектом современного обучения.

По мнению Марковой А. К. — мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности [4, c. 96].

Так же Маркова А. К. делит мотивы учения на две большие группы:

1) познавательные мотивы — широкие познавательные, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Среди ведущих отечественных педагогов и психологов, которые занимались изучением учебной мотивации, стоит выделить А. К. Маркову, Л. И. Божович, Л. М. Фридмана, И. Ю. Кулагину, Е. П. Ильина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

Наиболее распространенным подходом к трактовке термина «учебная мотивация» является толкование мотивации как динамического процесса формирования мотива, а мотивации учения как совокупности мотивов учения.

Сегодня формирование учебной мотивации является одной из центральных проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания учеников, формирования у них активной жизненной позиции.

Изучение формирования мотивации невозможно рассматривать для «ученика в целом» вне его психологических, возрастных и индивидуальных характеристик. При формировании положительной мотивации необходимо учитывать все аспекты.

Результаты психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие) показали, что именно младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения, а это значит, что именно в младшем школьном возрасте проблема развития мотивации встает максимально остро.

Общепринятой периодизацией в российской возрастной психологии является периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом.

Согласно вышеуказанной периодизации, к младшему школьному возрасту относятся дети 6–10 лет. Данный возраст в своей работе Эльконин отмечает, как «эпоха детства». Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте указывается учебная деятельность. Новообразования возраста: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.

Учебной деятельностью становится только то учение, при котором младший школьник стремительно проявляет мотивацию и овладевает как знаниями, так и методами их приобретения.

Учебная мотивация младших школьников играет особенно важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности обучающегося к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию.

Так, Д. Б. Эльконин отмечает, что учебная деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, такими мотивами могут выступить мотивы приобретения обобщенных способов действий или мотивы собственного совершенствования, собственного роста. Если, однако получится сформировать такие мотивы у обучающихся, то таким образом будут поддерживаться, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности [6, c. 34].

Значит, чтобы пробудить мотивацию у младших школьников к учебной деятельности, необходимо выбрать именно те мотивы, которые ее побуждают, которые имеют существенное значение для детей в этот период психического развития.

Л. С. Выготский отмечает, что учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи в ведущей на данном этапе учебной деятельности зачастую приводит к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости [2, c. 136].

Что же происходит с ребенком, который переходит из дошкольного в младший школьный возраст? Новый социальный статус школьника требует от ребенка особой деятельности — учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности для него как таковой еще не существует, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования, — то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую ему необходимо выполнять в школе. Ребенок хочет выполнять социально значимую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация.

Как уже было сказано ранее для выстраивания продуктивного процесса обучения с младшими школьниками, педагогу необходимо учитывать возрастные, психологические и личностные особенности обучающихся.

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность [3, c. 59].

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности [1, с. 243].

Наглядно-образный тип мышления преобладает у детей младшего школьного возраста, благодаря чему у обучающиеся в первую очередь обращают свое внимание на все выразительное и яркое. Не стоит забывать и про специфику памяти младших школьников — они быстро и прочно запоминают на большой по времени и объему материл, могут легко и хорошо его воспроизвести.

В младшем школьном возрасте ребенок учится взаимодействовать с коллективом — сверстниками и педагогами, правильно распределять своё время. Несмотря на то, что основная деятельность у ребенка теперь выступает в виде умственной деятельности и он начинает меньше двигаться, у него по-прежнему остаётся немалая потребность в игровой деятельности. Важно отметить, что игра в младшем школьном возрасте оказывает серьезное влияние на психическое развития ребенка.

Изучив основные характеристики младшего школьника, мы приходим к выводу, что именно младший школьный возраст — выступает важнейшим этапом формирования мотивации учения у школьника. Дальнейшая судьба учебной мотивации в течение всего школьного обучения зависит напрямую от качественного формирования положительной мотивации учения у младших школьников. Если педагог не сможет развить мотивацию у младшего школьника к обучению, то потом педагоги, которые работают с средним и старшим школьным возрастом столкнуться с серьезной проблемой, которую увидел основатель педагогической концепции гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили — «всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»»

Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста, обнаруживает широкое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность учебной деятельность, которая обусловлена во многом своей чрезвычайной сложностью, уровнем ее организации, а так же возрастными особенностями учащегося.

Литература:

  1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243–244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 15.04.2020).
  2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1984. — 321 с.
  3. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / И. С. Гессен — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 376 с.
  4. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей / А. К. Маркова — М.: Просвещение, 1983. — 102 с.
  5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2008. — 512 с.
  6. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко — М.: «Педагогика», 1989. — 560 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, младший школьный возраст, мотив, младший школьник, учебная мотивация, ребенок, психическое развитие, формирование, мотив учения, проблема формирования.


Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности

Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения

Ими было установлено, что для формирования мотивов учения, развития устойчивых...

Проблемы мотивации у младших школьников

Младший школьный возраст — это период вхождения ребёнка в учебную деятельность, овладения основными видами учебных действий. Поэтому это наиболее важный этап в становлении мотивации, в формировании нацеленности не только на достижение конкретных...

Влияние мотивации учения на развитие познавательных...

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.

Главная задача мотивации учения — организация учебной деятельности, которая максимально...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего... мотивация, учебная деятельность, младший подростковый возраст

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок, сельская школа, школьник, начальная школа, мотивация учения, мотив...

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Проблема формирования учебной мотивации̇ у̇ младших̇ школьников̇ является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении

Формирование мотивации в младшем школьном возрасте̇ определяется̇ тем̇, что̇ именно̇ в̇ период̇ обучения̇ ребенка̇ в начальной...

Формирование учебной мотивации младших школьников...

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в

М., Издательство «Ось-89», 2000.-С. 10. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6–7

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

Мотивация учебной деятельности школьника

Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения

Развитие положительной мотивации учения младших... игра, мотив, учебная деятельность, учебная мотивация, группа игр, процесс...

Развитие положительной мотивации учения младших...

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста. Ключевые слова: развитие, мотивация...

Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности

Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения

Ими было установлено, что для формирования мотивов учения, развития устойчивых...

Проблемы мотивации у младших школьников

Младший школьный возраст — это период вхождения ребёнка в учебную деятельность, овладения основными видами учебных действий. Поэтому это наиболее важный этап в становлении мотивации, в формировании нацеленности не только на достижение конкретных...

Влияние мотивации учения на развитие познавательных...

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.

Главная задача мотивации учения — организация учебной деятельности, которая максимально...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего... мотивация, учебная деятельность, младший подростковый возраст

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок, сельская школа, школьник, начальная школа, мотивация учения, мотив...

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Проблема формирования учебной мотивации̇ у̇ младших̇ школьников̇ является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении

Формирование мотивации в младшем школьном возрасте̇ определяется̇ тем̇, что̇ именно̇ в̇ период̇ обучения̇ ребенка̇ в начальной...

Формирование учебной мотивации младших школьников...

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в

М., Издательство «Ось-89», 2000.-С. 10. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6–7

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

Мотивация учебной деятельности школьника

Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения

Развитие положительной мотивации учения младших... игра, мотив, учебная деятельность, учебная мотивация, группа игр, процесс...

Развитие положительной мотивации учения младших...

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста. Ключевые слова: развитие, мотивация...

Задать вопрос