Адиль Бестыбаев — «последний из могикан» среди казахских композиторов — продолжателей национальных традиций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 17.05.2020

Статья просмотрена: 765 раз

Библиографическое описание:

Валитов, Г. Г. Адиль Бестыбаев — «последний из могикан» среди казахских композиторов — продолжателей национальных традиций / Г. Г. Валитов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 503-506. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70180/ (дата обращения: 19.12.2024).



Адиль Бестыбаев — казахский композитор, он является продолжателем традиции основоположников казахской профессиональной музыки.

Продолжая традиции основоположников казахской профессиональной музыки Е. Брусиловского, А. Жубанова, JI. Хамиди, В. Великанова, М. Тулебаева, их ученики — Б. Байкадамов, К. Кужамьяров, К. Мусин, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, Е. Рахмадиев, А. Бычков, М. Сагатов — воспитали целую плеяду композиторов, сыгравших большую роль в развитии музыкальной культуры республики. В настоящее время благодаря спонсорству одного из меценатов культуры появилась возможность продолжить исследовательскую работу в данном направлении и издать очередную книгу, которая познакомит читателей с новыми именами. Не секрет, что изучение наследия национального искусства в немалой степени зависит от того, насколько многосторонне будут осмыслены достигнутые результаты. Ведь за прошедшее время творчество композиторов претерпело значительные изменения, произошла смена поколений, появились новые имена и, соответственно, новые произведения. При этом важно определить то оригинальное и своеобразное, что характеризует любую художественную индивидуальность и выражает ее связь со своим временем. Следует отметить, что начало творческого пути у многих композиторов выпало на конец XX века, один из сложных и противоречивых исторических этапов, связанных с глобальными политическими и экономическими переменами в республике. Несмотря на переходный период, большинство из них не изменили своей профессии и продолжали создавать новые опусы.

В Казахстане симфония, как и все музыкально-профессиональные европейские жанры, получила распространение лишь в XX веке. Первоначально произведения, созданные в этом жанре, представляли собой эклектичное претворение народных традиций посредством европейских методов развития. Среди них можно назвать симфонию «Турксиб» М. Штейнберга (1933), мелодическую основу которой составляют народные песни «Агжан», «Бурмтбай» и «Ардак», и симфонию А. Зильбера «Возрожденный Казахстан» (1938), в которой помимо народных песен «rayhap тас» и «Майра» использованы интонации кюя Курмангазы «Балбрауын»1. Новый этап развития симфонической музыки в Казахстане приходится на 50–60 годы XX века, с созданием Е. Брусиловским Четвертой и Пятой симфоний, где композитор уже не использует цитированный материал, а сочиняет музыку в национальном стиле. В этом же направлении были созданы симфония «Цветущий Казахстан» К. Мусина и др. Следующим шагом на пути усовершенствования жанра симфонии стала Симфония «Жнер > Г. Жубановой, в которой использование традиционной казахской музыки (шесть кюев Даулеткерея: «Жиер», «Жумабеке», «Бул бул», «Салык елген», «Топан Кудаша») переплетается с европейской и составляет органичный синтез2. В это же время симфоническая музыка Казахстана транформируется в отношении формообразования, а именно, симфонический цикл сжимается от четырехчастного до одночастного. Начало было положено К Мусиным, создавшим одночастную 1 ИИК: очерки, с. 352. 2 ИИЮ очерки, с. 362. ш Третью симфонию. Его начинания продолжает А. Бычков в Третьей симфонии, А. Серкебаев в симфонии «Противостояние», С. Абдинуров в симфонии «Иерусалим» и др. Бестыбаев, являясь автором трех симфоний, в своем творчестве продолжает традиции как претворения национальных особенностей казахской традционной музыки, так и трансформации четырехчастного симфонического цикла. Так, примером трехчастного симфонического цикла может служить симфония Idee fixe, написанная композитором во второй период творчества. Симфония «Жертвоприношение Тенгри», созданная в третий период, представляет собой одночастный цикл с чертами трехчастного. Обратимся к рассмотрению симфоний Бестыбаева. Симфония Idee fixe (a-moll, 1992–1993 гг.) является самым значительным произведением второго периода творчества композитора. Произведение появилось после событий российского путча 1991 г. Симфония имеет последовательно-сюжетную программу, которая изложена в приложении к компакт-диску с записью симфонии. Основная идея симфонии — протест против угнетения человеческой личности, попрания прав человека. По словам автора: «...сначала была написана вторая часть; она использована в документальном фильме «Ангел смерти» Д. Манабаева. Это фильм о коллективизации, голоде в Казахстане. Потом, когда я эту музыку оркестровал для духового оркестра, появилась идея написать крайние части. Так возникла симфония»... Идею композиции крайних частей с использованием темы онограммы ACHMED предложил Канат Ахметов. Все три части симфонии имеют подзаголовки: I часть: «Воспоминания о будущем». Идиллическая мелодия изображает судьбу людей в лучшем будущем. Внезапно в развитие врывается хаос: антигуманные идеологии вступают в силу. II часть: «Печальный конец» — символизирует плачущий народ, национальную трагедию, реквием. III часть: «Непредсказуемость прошлого» — изображает царствование террора во время тоталитарного режима, который уничтожает судьбы людей. Додекафонная фигура символизирует ужасный лабиринт, из которого никто не может выбраться». По словам автора, «...идею фикс — основную идею симфонии (подавление самосознания людей) — хотели навязать народу, но она и те, кто за этим стоял, пришли в тупик»... В этом произведении Адиль Бестыбаев с позиции своего времени пытается осмыслить историческое прошлое своей страны, тогда еще СССР, так как, не поняв и не осмыслив прошлое, нельзя построить будущее. После названия и онограммы на титульном листе выписаны даты больших катастроф, явившихся трагедией для всего человечества, которые Т. Суючбакиева определила как «гео-хронологический ряд»: «...Санкт-Петербург 1917... Прага 1968... Алматы 1986... Пекин 1989— Москва 1991...?». В конце данного ряда стоит вопрос: где произойдет следующая катастрофа? Сумеет ли человечество предотвратить новую трагедию?... Премьера симфонии состоялась в Испании. К. Ахметов вспоминает: «Первый раз мы исполнили симфонию «Idee Fixe» в 1993 году в Испании. В марте она была закончена, и мы сразу повезли ее на фестиваль. Наш оркестр хорошо себя показал и сразу занял прочное положение среди сорока четырех участвующих коллективов. Мы играли целое отделение казахской музыки и, в большинстве своем, оно состояло из произведений Адиля Бестыбаева. После этого началась «драка» издателей, которая и сейчас идет, за право его издавать. Там публика специально приезжает на конгрессы духовых оркестров: дирижеры, музыканты, издатели, критики. В мире есть, наверное, десяток имен, которые прочно утвердились в репертуаре для духового оркестра. Среди них Джон Рид, Йохон де Мей, Горовец, Ида Готковски... После испанского фестиваля к этим именам добавилось имя Адиля Бестыбаева».

Адиль Бестыбаев — создатель яркого образного стиля, автор произведений в жанрах симфонической, духовой, камерно-инструментальной, театральной музыки и музыки для кино. Его сочинения исполняются в Испании, Австрии, Франции, США, Канаде, Швейцарии, на Тайване и России, на международных и республиканских фестивалях духовой и симфонической музыки, а также международных и республиканских исполнительских конкурсах. Многие произведения печатаются за рубежом, прочно утвердились в репертуаре исполнительских коллективов в Казахстане и за его пределами. Родился Адиль Бестыбаев в творческой семье. Его отец Мамбет Бестыбаев окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу домбра, впоследствии стал известным в республике деятелем культуры, работал директором филармонии в Алма-Ате. В их доме частыми гостями были Гарифулла Курмангалиев, Жексембек Еркимбеков. Друзьями отца Адиля были композиторы К. Кумысбеков и Е. Рахмадиев.

С 1966 по 1977 год он учится в школе им. А. Жубанова по классу фортепиано. Начиная с 11 лет, в 5 классе Адиль увлекается композицией, в связи с чем посещает факультатив у композитора А. Н. Руднянского. В это время он сочиняет свои первые произведения — вальсы и марши. В 1972 году Адиль пишет свое первое серьезное сочинение «Трио в старинном стиле» для скрипки, альта и виолончели, посвященное съезду Союза композиторов. Первое публичное исполнение Трио состоялось на Съезде композиторов в 1973 году.

Любимыми предметами для него были гармония и математика, увлекался он физкультурой и баскетболом. Уже тогда музыкальным увлечением начинающего композитора была западная рок-музыка — рок, псевдоклассик-рок, позже джаз, фьюжн, представитель европейского прогрессив-рока Чеслав Неман, а также джазовый пианист и композитор Чик Кориа.

Уже в эти годы Адиль начинает брать уроки у Газизы Ахметовны. По окончании школы в багаже молодого композитора числятся произведения малой формы: Скерцо для фортепиано, Романс памяти М. Тулебаева для альта и фортепиано.

Став в 1977 году студентом консерватории, он попадает в класс профессора Г А Жубановой. Под ее чутким руководством происходит дальнейшее формирование творческой личности композитора. Г. Жубанова в книге «Мир мой — музыка» пишет: «Свой почерк имеет Адиль Бестыбаев, пришедший в мой класс после окончания специальной школы им. Жубанова. Мне понравилось то, что он слышит музыку в комплексе. В его сочинениях — развитая фактура, яркая мелодия, интересный гармонический язык, хорошее слышание оркестра. Его первая фортепианная пьеса «Токката» сразу была принята слушателями и много исполнялась.

Газиза Жубанова так вспоминает о «Симфонии круглой звезды» Бестыбаева: «Дипломная работа — Симфония, вызвала симпатии государственной экзаменационной комиссии не только необычностью оркестрового звучания, интересным включением в ткань произведения звуков синтезатора, но и широтой темы»1. Во время учебы в консерватории Адиль увлекается роккультурой и джазом, которые в то время были новым веянием. Молодежь стремилась к новой музыке, однако в условиях железного занавеса вся культура «загнивающего» запада, как тогда называли Западную Европу и Америку в СМИ того времени, была под запретом. Записи зарубежных музыкантов невозможно было свободно купить в магазине, услышать по советскому радио. Раздобыть пластинку «Битлз» или «Аэросмит» было также достаточно сложно. Тем не менее, в 70-е — 80-е годы XX века большой популярностью пользуются такие группы как «Битлз», «Пинк Флойд», «Аэросмит» и др. «Пинк Флойд»2.

К тому же времени относится и интерес Бестыбаева к джазу, что вполне естественно для музыканта XX века.

Впоследствии в 1995 году он пишет музыку для духового оркестра «Return to the dark side of the mind» («Возвращение к темной стороне сознания»).

В 2019 году Адиль Бестыбаев отметил юбилей, ему исполнилось 60 лет. В настоящее время живёт с семьёй в Канаде в городе Ванкувере. Одно из последних произведений для фортепиано называется пьеса «Фатимиля» он е (посвятил своей жене Фатиме. В социальных сетях можно узнать, как он скучает по родной земле, Алматы, национальной кухне. Ностальгия и любовь к родине является источником творческого вдохновения. Его по праву можно назвать выдающимся казахским неоклассиком он внёс неоценимый вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): Симфония, Казахстан, время, духовой оркестр, Испания, музыка, произведение, казахская профессиональная музыка, основная идея симфонии, симфоническая музыка.


Похожие статьи

Программа «Наставник» — один из вариантов введения значимого взрослого во взаимодействие с детьми, оставшимися без попечения родителей

Игровой комплект «Настольник» как инструмент формирования у старших дошкольников представлений об истории, культуре, традициях родного края

Уникальность акынов Казахстана — уроженцев Каркаралинского края

Использование ИКТ на уроках — важный фактор повышения качества знаний на уроках казахского языка и литературы

Эколого-патриотическая тропа как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи Узбекистана

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Особенности функционирования этнокультурных номинаций одежды в цикле повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Отражение концепта «лошадь» в языковом сознании русских и хакасов (на материале пословиц и поговорок)

Похожие статьи

Программа «Наставник» — один из вариантов введения значимого взрослого во взаимодействие с детьми, оставшимися без попечения родителей

Игровой комплект «Настольник» как инструмент формирования у старших дошкольников представлений об истории, культуре, традициях родного края

Уникальность акынов Казахстана — уроженцев Каркаралинского края

Использование ИКТ на уроках — важный фактор повышения качества знаний на уроках казахского языка и литературы

Эколого-патриотическая тропа как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи Узбекистана

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Особенности функционирования этнокультурных номинаций одежды в цикле повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Отражение концепта «лошадь» в языковом сознании русских и хакасов (на материале пословиц и поговорок)

Задать вопрос