Фортепианная репрезентация джаза в творчестве Артура Оренбургского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 26.07.2021

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Чечнёва, О. Г. Фортепианная репрезентация джаза в творчестве Артура Оренбургского / О. Г. Чечнёва, Н. Г. Вишнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 152-156. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83393/ (дата обращения: 16.12.2024).



Фортепианный джаз является обширной частью джазовой культуры. В Казахстане искусство джаза не имеет исторических и национальных традиций. В краткую историю формирования казахстанской версии джазовой музыки вошли ключевые события, связанные с появлением профессиональных коллективов и образовательных программ в творческих вузах. В настоящее время казахстанский композитор Артур Оренбургский репрезентирует фортепианную культуру джаза в республике.

Ключевые слова: Казахстан, А. Оренбургский, фортепианный джаз, регтайм, джаз-барокко, жанровый микс.

Piano jazz is an extensive part of jazz culture. In Kazakhstan, the art of jazz has no historical and national traditions. The brief history of the formation of the Kazakh version of jazz music includes key events associated with the emergence of professional groups and educational programs in creative universities. Currently, the Kazakh composer Artur Orenburgsky represents the jazz piano culture in the republic.

Keywords: Kazakhstan, A. Orenburgsky, piano jazz, ragtime, jazz-baroque, genre mix.

Глобальный синтез порой контрастных стилей и художественных традиций стал устойчивой тенденцией рубежа ХХ–XXI веков. Ярким примером такого сложного взаимодействия европейской и неевропейской традиций является джаз. В противовес сложности и интеллектуализму академической музыки джаз завоевал огромную популярность благодаря своей стихии первозданности, творческой свободе и подвижности жанровых и стилистических границ. Интересно, что ровно век назад Фрэнсис Скотт Фицджеральд, писатель «потерянного поколения», называет ХХ столетие веком джаза: «А Век Джаза, изобретя свой собственный мотор, уже катил на полной скорости по широкой дороге, притормаживая лишь на больших заправочных станциях, где ключом били деньги. Его карнавальная пляска увлекла людей, которым было за тридцать, людей, уже подбирающихся к пятидесяти. … Это был век чудес, это был век искусства, это был век крайностей и век сатиры» [1]. Но и в XXI веке стихия джазовой музыки с разной скоростью и интенсивностью продолжает покорять культурное пространство мира. Казахский культурный ландшафт также оказался восприимчив к джазовой музыке несмотря на отсутствие каких-либо исторических или национальных аналогий в прошлом. Именно этим объясняется актуальная необходимость изучить некоторые компоненты казахстанской линии развития искусства джаза.

В Казахстане в профессиональном понимании и исполнении искусство джаза начинает заявлять о себе в 60–70-е годы прошлого века. Первым профессиональным коллективом, исполняющим джаз в том числе, в Казахстане стала группа «Ариран» при Республиканском корейском театре музыкальной комедии. С 1968 года группу возглавляли Эдуард Богушевский и Яков Хан. «Репертуар был выстроен так: 60 % корейские песни и танцы, 35 % советские эстрадные песни и 15 % — джаз», — отмечал один из основателей [2].

«Бумеранг» — еще один знаменитый казахстанский коллектив советского периода, играющий джаз. Братья Фархад и Тахир Ибрагимовы в группу талантливых исполнителей — Я. Хана, Г. Метаксу, Э. Богушевского, Т. Зарипова и др. «Бумеранг», по мнению журналистов, — «единственный коллектив в нашей стране, который изобрел свой собственный стиль — ориентальный джаз, и который был принят в высшую лигу джаза Советского Союза» [3]. Музыкальный стиль коллектива был рожден как синтез национального фольклора тюркоязычных народов и музыкальных средств выразительности джаза. «Бумеранг» был удостоен записи трех пластинок на известной советской фирме «Мелодия».

Большую роль в распространении джаза в Казахстане сыграло открытие эстрадных отделений в профессиональных музыкальных учреждениях. Первое эстрадное отделение стало функционировать еще в 1965 году при Республиканском эстрадно-цирковом колледже имени Ж. Елебекова. А далее эстрадные отделения открылись в Алматинском театрально-художественным институте (ныне — Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова), Павлодаре (Музыкальный колледж-музыкальная школа–интернат для одаренных детей), Астане (Казахская национальная академия музыки. Сейчас — Казахский национальный университет искусств).

Таким образом, в Казахстане сложились весьма благоприятные условия для становления джаза. Целая плеяда отечественных музыкантов исполняют джазовую музыку на высоком профессиональном уровне. В образовательных же учреждениях на эстрадных отделениях продолжает идти подготовка специалистов, которые могли исполнять не только эстрадные шлягеры, но и джаз. Все вышеперечисленное способствовало формированию слушательской аудитории, которая в дальнейшем восприняла джаз в различных произведениях как нечто органичное.

В условиях независимости музыкальной культуры от каких–либо творчески сдерживающих факторов композитор, дирижер, доцент Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенева, поэт, заслуженный деятель Республики Казахстан Артур Оренбургский (род. 1968) является одним из ярких музыкантов современности, пропагандирующих и сочиняющих джаз в Казахстане. Творческий багаж композитора составляют произведения для хора, фортепиано, ансамблей с самыми разнообразными составами, симфонического оркестра, музыка для кино и театра (мюзиклы, музыка к драматическому спектаклю). Но наибольшее количество сочинений А. Оренбургским написано для фортепиано [4]. Внимание к фортепианным произведениям А. Оренбургского обусловлено как жанровым и стилистическим своеобразием сочинений композитора, так и созданием более полной картины фортепианной музыки Казахстана, в которой особое место принадлежит джазовым пьесам.

Более всего влияние джаза в сочинениях А. Оренбургского сказалось в выборе гармонических средств. Так, в пьесе «Солнечно» композитор активно применяет секвенции из цепочки альтерированных доминантовых гармоний с параллельным движением аккордов, тритоновую замену к D-те и т. д. (см. рис. 1).

А. Оренбургский. «Солнечно»

Рис. 1. А. Оренбургский. «Солнечно»

В этюде «Джаз–барокко» А. Оренбургский использует блюзовый лад, блуждающий бас в аккомпанементе, игривый ритм off beat . Да и сама мелодия произведения своим первоначальным квартовым мотивом и последующими хроматическим нисходящим движением вызывает ассоциации с джазовой композицией Пола Дезмонда «Take Five» (см. рис. 2).

А. Оренбургский. Этюд «Джаз-барокко»

Рис. 2. А. Оренбургский. Этюд «Джаз-барокко»

Одновременно, эта пьеса эволюционно связана с мировой тенденцией середины прошлого века, когда, собственно, и появился термин «барокко-джаз», приложимый к смелому объединению классической и джазовой традиций в музыке, первоначально предлагаемой коллективами «Modern Jazz Quartet» (США) и «Play Bach Trio» (Франция).

«Маленький рэгтайм» — еще одно яркое джазовое сочинение А. Оренбургского. В этом произведении отражены некоторые характерные особенности жанра рэгтайма. Так, в произведении композитора присутствует регулярная маршевая двухдольность баса в сочетании с синкопированной мелодией. Синкопы и оригинальные ритмические «сдвиги» создают прихотливую полиритмию «Маленького рэгтайма» автора. На грани разделов композитор использует выразительный stoptime (см. рис. 3). Из специфических гармонических приемов сочинения следует назвать блюзовые низкие III, V и VII ступени; альтерированные аккорды: Т 9 b7 , IV 7 b3 , II 7 b5 , D 9 b9 с секстой и т. д.

А. Оренбургский. «Маленький рэгтайм»

Рис. 3. А. Оренбургский. «Маленький рэгтайм»

Краткий анализ некоторых фортепианных произведений А. Оренбургского позволяет говорить о некоторых тенденциях развития искусства джаза в Казахстане. Прежде всего отметим, что фортепианный джаз, являясь важной частью истории этого стиля, ярко проявляет себя в творчестве современных музыкантов многих стран мира. Казахстанский композитор и пианист А. Оренбургский входит в числе тех, кто иллюминирует в своем творчестве новаторство как лучшую джазовую традицию, успешно развивая «Главный вектор современного джаза — переплетения, соединения различных музыкально-языковых пластов (классики, фольклора, популярной музыки), творческие поиски музыкантов» [5, с. 71]. Отметим еще одну тенденцию фортепианного творчества композитора: в фортепианных пьесах в джазовой стилистике он программно расширяет поле своей творческой свободы, используя, как и на мировой джазовой сцене, жанровый микс, начиная в диапазоне от рэгтайма, аранжированного в современных традициях, до авангардного смешения академических и собственно джазовых традиций.

Таким образом, фортепианные пьесы Артура Оренбургского, написанные в джазовой эстетике, ясно отражают корневую диалогичность джаза со свойственными стилю оригинальностью и узнаваемостью специфичных гармонических приемов. Его сочинения звучат на концертных площадках Казахстана и насыщают фортепианный репертуар казахстанских исполнителей пьесами, написанными в стиле джаз. Главным средством музыкальной выразительности становится гармония: в сочинениях А. Оренбургского часто звучат аккорды расширенной терцовой структуры, аккорды с альтерированными тонами, тритоновые замены, блюзовый лад. К своеобразию также относится прихотливый ритмический рисунок с применением композитором синкоп, переакцентировка, stoptime , off beat и др. Произведения композитора обогатили казахстанскую фортепианную музыку новыми жанровыми пьесами: это и джаз-вальс, «Джаз-барокко», рэгтайм, джазовая прелюдия.

Литература:

  1. Фицджеральд Ф. С. Отзвуки века джаза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.ru/INPROZ/FITSDZHERALD/jazz_age.txt. Дата обращения 20.07.2021.
  2. Мосиенко Д. Солнечная серенада Якова Хана [Электронный ресурс] // Jazz-квадрат. — Режим доступа: http://jazzquad.ru/index.pl?act=PRODUCT&id=4683. Дата обращения 21.07.2021.
  3. Баянов А. Музыкальная антология Алма–Аты: История «Бумеранга» первопроходцев джаза в Казахстане [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://365info.kz/2017/03/muzykalnaya-antologiya-alma-aty. Дата обращения 19.07.2021.
  4. Артур Оренбургский. MusicaNeohttps [Электронный ресурс]. Режим доступа: //arturorenburgskij.musicaneo.com/ru/about.html. Дата обращения 22.07.2021.
  5. Корнев П. К. Повторная цикличность становления и развития джазового искусства ХХ в.: традиционное, новое, авангард. Часть 6. 2000–е гг. Вестник СПбГУКИ, 2015, № 3 (24). С. 69–83.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, джаз, джазовая музыка, Казахская национальная академия, фортепианный джаз, III, блюзовый лад, казахстанский композитор, прошлый век, творческая свобода.


Ключевые слова

Казахстан, А. Оренбургский, фортепианный джаз, регтайм, джаз-барокко, жанровый микс

Похожие статьи

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Творческая деятельность А. П. Исаковой в Казахстане

В статье предлагается общий обзор творческой деятельности Аиды Петровны Исаковой. Особое внимание уделяется основным направлениям в ее творчестве — педагогическом, исполнительском, композиторском. Автор статьи рассматривает практическую реализацию ее...

Импровизация — составляющая джазовой и эстрадной песни

В статье рассмотрены и раскрыты основные принципы и учебные элементы формирования навыка вокальной импровизации и скэтового пения у вокалистов профильных специальностей. Освещается роль импровизации в музыкальной культуре, в частности, в эстрадно-джа...

Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации

В статье рассматривается эволюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой ...

Творческий поиск художников Вьетнама периода обновления (1986–2010)

Школа современного искусства Вьетнама придерживалась инновационных идей в создании работ, происходило формирование современной эстетической мысли. Всемирно известные художники вернулись к изучению примитивного, народного и национального искусства, ра...

Феномен христианской рок-музыки в отечественной культуре

Исследование направлено на анализ феномена христианского рока в отечественной музыкальной культуре. Авторы рассматривают исторические аспекты развития христианской рок-музыки в России (СССР), проводят аналогии и выявляют особенности отечественной рок...

Жанр литературной сказки в творчестве Людмилы Петрушевской

Сказки Л. Петрушевской, с одной стороны, сохраняют генетическую связь с фольклорной волшебной сказкой, которой обязана своим происхождением сказка литературная, что проявляется в сохранении функций сказочных героев, в использовании структуры фольклор...

Авторская песня как инновационная деятельность современного педагога-музыканта

Статья знакомит читателей с современной тенденцией развития музыкальной индустрии и предлагает образцы современного патриотического вокального творчества, на основе авторской песни, в рамках инновационной музыкально-педагогической деятельности. Данн...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Влияние частных художественных галерей на формирование мировоззрения современного человека на примере деятельности «Арт-галереи Щетининых»

В статье анализируется многогранная деятельность частной художественной галереи Щетининых в г. Барнауле, которая является активным участником процесса формирования нового социокультурного пространства в Сибирском регионе. Отмечена важная роль галереи...

Похожие статьи

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Творческая деятельность А. П. Исаковой в Казахстане

В статье предлагается общий обзор творческой деятельности Аиды Петровны Исаковой. Особое внимание уделяется основным направлениям в ее творчестве — педагогическом, исполнительском, композиторском. Автор статьи рассматривает практическую реализацию ее...

Импровизация — составляющая джазовой и эстрадной песни

В статье рассмотрены и раскрыты основные принципы и учебные элементы формирования навыка вокальной импровизации и скэтового пения у вокалистов профильных специальностей. Освещается роль импровизации в музыкальной культуре, в частности, в эстрадно-джа...

Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации

В статье рассматривается эволюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой ...

Творческий поиск художников Вьетнама периода обновления (1986–2010)

Школа современного искусства Вьетнама придерживалась инновационных идей в создании работ, происходило формирование современной эстетической мысли. Всемирно известные художники вернулись к изучению примитивного, народного и национального искусства, ра...

Феномен христианской рок-музыки в отечественной культуре

Исследование направлено на анализ феномена христианского рока в отечественной музыкальной культуре. Авторы рассматривают исторические аспекты развития христианской рок-музыки в России (СССР), проводят аналогии и выявляют особенности отечественной рок...

Жанр литературной сказки в творчестве Людмилы Петрушевской

Сказки Л. Петрушевской, с одной стороны, сохраняют генетическую связь с фольклорной волшебной сказкой, которой обязана своим происхождением сказка литературная, что проявляется в сохранении функций сказочных героев, в использовании структуры фольклор...

Авторская песня как инновационная деятельность современного педагога-музыканта

Статья знакомит читателей с современной тенденцией развития музыкальной индустрии и предлагает образцы современного патриотического вокального творчества, на основе авторской песни, в рамках инновационной музыкально-педагогической деятельности. Данн...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Влияние частных художественных галерей на формирование мировоззрения современного человека на примере деятельности «Арт-галереи Щетининых»

В статье анализируется многогранная деятельность частной художественной галереи Щетининых в г. Барнауле, которая является активным участником процесса формирования нового социокультурного пространства в Сибирском регионе. Отмечена важная роль галереи...

Задать вопрос