Домбровая инструментальная музыка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 1140 раз

Библиографическое описание:

Сеилова, Б. К. Домбровая инструментальная музыка / Б. К. Сеилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.3 (109.3). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26765/ (дата обращения: 18.11.2024).



 

Особенностью традиционной культуры казахского народа является развитая инструментальная музыка. Инструментальный жанр народной музыки встречаются у народов, которые длительный исторический период вели кочевой образ жизни. Культура тюркской языковой группы, близки религиозными представлениями, совпадающими народными обычаями, свадебными тоями, похоронными обрядами.Казахская народная инструментальная музыка всегда вызывала живой интерес. Она представляет поистине неисчерпаемую сокровищницу народной мудрости. К изучению и постижению ее закономерностей будет обращаться не одно поколение музыковедов. Сложившаяся к началу ХХ века система музыкальных жанров есть результат длительного исторического развития казахской традиционной музыки. Приблизительные его этапы можно научно реконструировать через многоуровневый анализ сохранившихся пластов фольклора и устно-профессионального творчества. В основу истории казахской музыки положены, в основном, синхронно-структурные исследования музыковедов. Материалом для исследования являются кюи разных регионов, которые возможно через анализ структуры музыкального языка (лад, метроритм, формообразование и пр.) При изучении региональных традиций инструментальной музыки связывается не только с научной актуальностью этой проблемы, но и задачами сохранения классического музыкального наследия казахов в современной культуре Казахстана.Традиционная инструментальная музыка связана с именами ученых-музыковедов 1970–80-х и начала 90-х г. г. — Б.Сарыбаева, Б.Аманова, А.Мухамбетовой, Б.Каракулова, Б.Байкадамовой, П.Шегебаева, С.Утегалиевой, Л.Халтаевой, С. Раимбергеновой, Г. Омаровой и другими, в работах которых сложилась методология, синтезирующая основы европейской науки и традиционного знания казахов [1, с. 22–23].В традиционной музыке казахов, как и многих тюркских и монгольских народов, существуют инструментальные наигрыши, кюи-легенды с названиями животных и птиц — медведицы, быка, оленя, коня, верблюда, лани, горного козла, лебедя, гуся. Анималистические образы у тюрко-монгольских народов следует трактовать прежде всего как образы тотемов — первопредков тех или иных родов и племен, или образы священных (киелі) животных — символов благополучия, жизненной силы и удачи — құт (С.Раимбергенова). В казахской традиции кюи с названиями животных и птиц сопровождаются очень архаичными по содержанию легендами, в которых есть отголоски мифа, древних преданий, генеалогических легенд, архаической эпики. Эти кюи-легенды распространены большей частью в восточных и юго-восточных областях Казахстана и до сих пор активно функционируют у казахов Алтая, Монголии и Китая. По некоторым музыкально-функциональным признакам их можно сгруппировать следующим образом:1. Кюи, связанные с образами тотемных или священных животных и птиц, в которых большое место занимает звукоизобразительное начало;2.Кюи, в легендах которых говорится о прямом магическом назначении музыки (завораживание потусторонних сил, змей, драконов; магическое воздействие на животных и людей);

3.Кюи-плачи (зар, жоқтау, естірту, жұбату), в которых нашли отражение не только традиции оплакивания умерших, но и весьма древние представления и верования, связанные со смертью. Содержание кюев самое разнообразное. Один из них передает философские раздумья кюйши о смысле жизни (Дәулеткерей «Жігер» — «Энергия», Қазанғап «Көкіл» -«Мелодия моей души», Үсен-төре»,Өтті дүние,кетті дүние» — «Прошлое моей души»),другие представляют тонкие психологические портреты людей (Құрмаңғазы «Төремұрат» — имя, Мәмен «Ақшолпан», Дина "Әсем коңыр»), третьи воспевают красоту степных просторов и родного края (Құрмаңғазы «Сары-Арқа» — «Золотая степь», Тәттімбет «Сарыжайляу» — «Золотое пастбище», Боғда «Жем сүйіның тасқыны» -«Бушующий»).Многие кюи повествуют о важных событиях в жизни народных музыкантов (Құрмаңғазы «Аман бол, шешем,Аман бол» — До свидания,мама, до свидания»), особую группу составляют кюи, посвященные животным и птицам (Народные кюи «Боз інген» — «Верблюдица», «Телқоңыр» — кличка коня). Фактически, кюи передают всю сложную и многогранную картину мира кочевников.[2, с. 46]История домбровой музыки тесно переплелась с историей народа. Через века и тысячелетия домбра пронесла память о первых страницах истории кочевников, временах, когда и сам инструмент, и музыка еще были включены в древние культовые действия и обряды. Домбровые кюи отразили многие исторические события, сыгравшие роль в жизни казахов. Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, которая разделяется на два стиля — төкпе (Западный Казахстан) и шертпе (Восточный, Центральный и Южный Казахстан). Кюи төкпе и шертпе различаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западно-казахстанские кюи отражают яркие драматические события, характеризуются волевые, сильные образы. Отличительная черта всех западных кюев форма-схема, организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам-бас буын, орта буын и саға. Определяющий стиль и особенностью является и штрихи, которые извлекаются на домбре кистевыми взмахами, отличаются огромным разнообразием[3, с. 58–70].Кюи традиции шертпе характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звуко-извлечение пальцами. Содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания, изящные женские образы. Все инструментальное наследие делится на народные кюи и авторские произведения кюйши. Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной импровизации, но и владением слова.В разное историческое время связь между словесным и музыкальным текстами была неодинаковой. В древних пластах инструментальной музыки они образовывали общую сюжетную линию развития: основное содержание и развитие действия раскрывал иллюстрирующие устное повествование. В ходе постепенного исторического развития инструментальная музыка перестала быть просто средством иллюстрирования. Между рассказом и кюями установились новые соотношения: в әңгіме күйші стали указывать, какому событию были посвящены кюи, рассказывали они и историю возникновения того или иного кюя.Традиционная инструментальная культура продолжает развиваться и в наши дни. Однако на нем происходят большие перемены, связанные с изменениями условий бытования и исполнения. Теперь кюи звучат не только в сольном исполнении, но и ансамблевых, оркестровых аранжировках. Многие современные кюи отражают события нашей действительности. Однако, кюи, как и раньше предают искренние чувства народа, его веру в будущее и мечты о счастье.

 

Литература:

  1. Мухамбетова А. О программности казахской народной инструментальной музыки. М.: 1973, с. 22–23.
  2. Раимбергенов А. Аманов С. Күй қайнары. А.: 1990, 46 с.
  3. Шегебаев П. Домбровые кюи Западного Казахстана. Традиционная форма и индивидуальный стиль. Автореферат дис. кандидата искуствоведения. Л.: 1987, с. 58–70.
  4. Аравин П. В. Записи кюев Даулеткерея. В книге Музыкознание. А.: 1967.
Основные термины (генерируются автоматически): животное, образ.


Задать вопрос