Узбекские семейные песни и формы их бытования (на материале алла и Бешик туй) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 05.12.2017

Статья просмотрена: 1936 раз

Библиографическое описание:

Панжиев, К. Б. Узбекские семейные песни и формы их бытования (на материале алла и Бешик туй) / К. Б. Панжиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46887/ (дата обращения: 19.12.2024).



Узбекская семья представляет собой социальный институт, в котором пение занимает важное место как выражение духовности, ментальности, образа мыслей и чувств. Семья в Узбекистане –это ячейка общества, где складываются отношения между людьми разных поколений и многогранно отражаются в различных песенных жанрах и формах. Узбекские семейные песни сформировались на протяжение многих веков и передавались из поколения в поколения, развиваясь в соответствии со своим временим.

Природные и социальные явления жизни, конкретные события, традиции, различные ситуации и обстоятельство — все это находит отражение в семейных песнях, характеризующихся богатством содержания. Отсюда и сложность научно функциональной классификации семейных песен, связующих, по сути, со многими жанрами народных песен.

В многообразии функциональных назначений узбекских песен следует обозначить такие типы как:

– церемониальные, обрядовые;

– игровые, шуточные;

– лирические, любовные;

– колыбельные;

– дидактические;

Касательно такого типа семейных песен как церемониальные, торжества, необходимо отметить их характер. Происхождение, локальные характеристики, форма исполнения, цели и задачи церемониальных песен зависят от индивидуальных действий, от функций мероприятий, имеющих характер «семейных обрядов».

Среди важнейших задач семейных церемоний-воспитания подрастающего поколения на основе национальных ценностей, традиций. Это, в свою очередь, требует разделения ситуаций на несколько типов в зависимости от того, каких ситуациях функционируют песни. Будь то свадьба, рождение ребенка или церемония траура, ясно что характер песен определяется, их функцией.

Обратимся к жанру песен алла-колыбельная. В узбекских семьях рождения ребенка вызывает к жизни колыбельные песни. Ребенок, впервые услышав алла песни от своей матери, воспринимает звуки, их характер. Если ребенок обеспокоен, конечно, мать поет алла мягким голосом, чтобы успокоить его. В этом случае диапазон звука находится в диапазоне кварты и квинты:

алла 92

Характер мелодического движения в алла подчеркивает состояние матери, которое передаётся ребенку. Поступенные ходы передают спокойствие и безмятежность:

Алла 16 бет-1

Узбекские алла являются одним из самых интересных образов женского фольклора. Мать передавая ребенку свои чувства через алла, что очень помогает ему расти физически и духовна:

Энергетика остинатного ритма, силлабо-тоническая структура напева способствуют воспитанию в ребенке жизненной энергии, активного витализма.

Наряду с бытовыми колыбельными алла важное значение в обряде ребенка рождения узбекской семье имеет обрядовая церемония Бешик туйи- укладывание в колыбель. Обряды узбекского народа, основанные на богатейшем культурном наследии, сохранившими в современном бытовании свою самобытность и многообразие, обогатившись народа реализациями нашего времени. Особенно устойчивыми являются старинные обряды, связанные с созданием семьи, которая в жизни узбекского народа имеет первоначальное значение. Такие радостные и жизненно важные события человеческой жизни, как помолвка, свадьба, рождение детей всегда сопровождается необыкновенно яркими событиями, на всегда запоминающимися необыкновенными истории каждой узбекской семьи.

«Бешик туйи» («Деревянная колыбель») является одним из древних обрядов, связанных с появлением на свет нового человека и поэтому сопровождается ритуальным празднеством. Этот обряд проводится обычно на седьмом, девятом, одиннадцатый или сороковой день со дня рождения ребенка. В день проведения обряда родственники со стороны жены приносят богато украшенную колыбель-бешик с необходимыми принадлежностями для младенца, а также много сладостей, узбекских лепёшек и игрушек завернутую скатерть-дастархан.

Начало совершения обряда оглашают звуки карная, сурнаяи дойры. В доме собираются много гостей, которых усаживают за праздничный стол, заставленными угощениями. Пока гости угощаются, музыканты играют, гости веселятся, разыгрываются комические сцены. Пожилые женщины совершают в детской комнате обряд первого пеленания младенца и укладывания его в бешик, после чего гости заходят в детскую комнату, любуются малышом и осыпают бешик парвардой, наватом и другими сладостями, чтобы жизнь была радостна и благополучна.

С появлением нового гостя в земном мире, новое счастье, новое мечты- надежды были сделаны в форме праздничного настроения, праздника и свадебной церемонии в союзе с нацией, кланов и родственников. Этот праздник обычно проводится на основе взаимного согласия принимающей семьи, когда появляются маленькие или большие дети. Эта церемония отличается характерными особенностями. Церемония Бешик туй традиционна проводилась по средам или пятницам в некоторых районах Узбекистана, и на первом этапе церемонии были посещения святых меств сопровождении матери и ребенка на рассвете.

Суть этого визита определяет силу защиты ребенка от любого сглаза, бедствия, катастрофы, смерти, для тех кто был признан прошлым святым, аль- Има-и-фузалой и «Хидр аль- Хидр». На втором этапе, вернувшись в дом. он положил младенца в колыбель и сказал: «Владелец пришел! Выйди из колыбели! Это место для вас, но место (имя ребенка) так и так!» Громко крикнул в поэзии. Бешик туй муборак. Добро пожаловать в ребенка. «Гость» и «Бешик -гард» были исполнены в веселой манере. Объем звука таких песен обычно кварта-квинта.

Таким образом, среди многообразных функциональных назначений узбекского фольклора алла и бешик туйи, представляющие собой уникальные образцы семейного свадебного, дающих импульс к дальнейшим жанрам и формам народного искусства, открывая собой цикл важных событий человеческой жизни, отраженных в богатстве народно музыкального творчества.

Литература:

  1. Мирзиёев Ш. Эркин ва фаровон, демократик Ўзбекистон Давлатини биргаликда барпо этамиз.Ўзбекистон Республикаси Президенти лавозимига киришиш тантанали маросимига бағишланган Олий Мажлис палаталарининг қўшма мажлисидаги нутқ.-Тошкент:Ўзбекистон, 2016.-39–40 б.
  2. Иброхимов О. А. “Ўзбек халқ мусиқа ижодиёти. Ташкент. 1994. 62 б.
  3. Панжиев Қ.Б. “Сурхондарё вилояти ўзбек халқ қўшиқчилик ижодиёти” номзодлик диссертациячи. 2010 й.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, узбекская семья, детская комната, обряд, песнь, песня, узбекский народ, человеческая жизнь.


Похожие статьи

Характеристика тропов китайского песенного жанра (на материале патриотических песен)

Отражение быта и обрядов в Хорезмских дастанах

В статье идёт речь об этнографических деталях и разнообразных обрядах в структурах хорезмских дастанов. Освещаются древние истоки свадебных обрядов.

Календарно-обрядовые песни Хохольского района Воронежской области, их особенности и художественное своеобразие

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Антропонимы в текстовом пространстве поэзии Николая Алешкова (на примере сборника «Сын Петра и Мариши»)

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

Мотивы нравственно-правового воспитания в творчестве казахских жырау

Сценарий фольклорной сказки на основе традиционной культуры Белгородского края «Коза и козлята»

Особенности народных примет в русской и якутской культуре (на примере произведений А. С. Пушкина и якутских писателей Эрилик Эристина и Суорун Омоллоона)

О хорезмской версии эпоса «Гороглы»

В статье исследуется вопрос о месте Хорезмского эпоса «Гороглы» в узбекской дастанной школе. Дастаны цикла изучаются в сравнительном аспекте с туркменской, азербайджанской и каракалпакской версиями, освещаются их сходства и национальное своеобразие.

Похожие статьи

Характеристика тропов китайского песенного жанра (на материале патриотических песен)

Отражение быта и обрядов в Хорезмских дастанах

В статье идёт речь об этнографических деталях и разнообразных обрядах в структурах хорезмских дастанов. Освещаются древние истоки свадебных обрядов.

Календарно-обрядовые песни Хохольского района Воронежской области, их особенности и художественное своеобразие

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Антропонимы в текстовом пространстве поэзии Николая Алешкова (на примере сборника «Сын Петра и Мариши»)

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

Мотивы нравственно-правового воспитания в творчестве казахских жырау

Сценарий фольклорной сказки на основе традиционной культуры Белгородского края «Коза и козлята»

Особенности народных примет в русской и якутской культуре (на примере произведений А. С. Пушкина и якутских писателей Эрилик Эристина и Суорун Омоллоона)

О хорезмской версии эпоса «Гороглы»

В статье исследуется вопрос о месте Хорезмского эпоса «Гороглы» в узбекской дастанной школе. Дастаны цикла изучаются в сравнительном аспекте с туркменской, азербайджанской и каракалпакской версиями, освещаются их сходства и национальное своеобразие.

Задать вопрос