О хорезмской версии эпоса «Гороглы» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Курбанова, С. Б. О хорезмской версии эпоса «Гороглы» / С. Б. Курбанова, Х. С. Рузимбаев. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9333/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В статье исследуется вопрос о месте Хорезмского эпоса «Гороглы» в узбекской дастанной школе. Дастаны цикла изучаются в сравнительном аспекте с туркменской, азербайджанской и каракалпакской версиями, освещаются их сходства и национальное своеобразие.

Ключевые слова: гороглы, дастан, эпос, туркмен, каракалпак, азербайджанец, типология.

 

Формирование и развитие эпоса «Гороглы» совпадает со временем развития человеческого мышления и эстетических взглядов. Обострение междоусобных войн, бесчеловечная завоевательная политика иноземных захватчиков привели к созданию ещё в древности образов героев, боровшихся за мирную, спокойную жизнь своего народа.

Одним из образов, занявшим видное место в творчестве многих народов, является образ Гороглы. «Горевший любовью к родине, к своему народу, Гороглы — идеальный герой, считающий позором склонить голову перед врагом» [2, с. 55]. Поэтому Гороглы стал популярным и любимым героем около двадцати народностей с различной языковой системой.

Эпос «Гороглы» с древнейших времен до наших дней сохранил свою популярность среди узбекского народа. По определению фольклориста Т. Мирзаева, в Узбекистане эпос «Гороглы» распространен в двух версиях. Первая — хорезмская версия, которая очень похожа на туркменскую «Гороглы» и одновременно близка к азербайджанскому «Кер-оглу». Вторая версия распространена на территории Узбекистана, кроме Хорезма, отличается большим объёмом, монументальностью [6, с. 132].

Хорезмские узбеки на протяжении многих веков состояли в близких культурных связях с туркменами и азербайджанцами. В результате этих отношений большинство эпических произведений, распространенных в Хорезме, неразрывно связано с эпическими традициями вышеназванных народов. Одновременно нет сомнений и в том, что цикл эпоса «Гороглы» впервые популяризировался в Хорезме, а потом распространился по другим территориям нынешнего Узбекистана. Недаром пишет об этом профессор М. Саидов: «Истоки данного эпоса мы должны искать в Хорезме» [7, с. 139].

К сожалению, дастаны входящие в хорезмскую версию, не записаны полностью. Исходя из этого, до сих пор об их количестве нет полного представления. Фольклористы называют то 12, то 14 дастанов.

Знаменитый фольклорист Б. Карими, приезжавший в Хорезм в 30-ые годы и впервые записавший цикл дастанов эпоса «Гороглы», отмечает, что их количество состоит из 41 ответвлений [4, с. 111]. К такому заключению он пришёл на основе многих бесед с пожилыми сказителями и тщательных наблюдений. В свою очередь и туркменская версия эпоса «Гороглы» в основном распространена в хорезмском регионе. По этому поводу туркменский фольклорист П. Кичигулов пишет: «Основными районами распространения эпоса «Гороглы» являются Ташаузско-Хивинские зоны…, имеются и записи эпоса из уст бахши, проживающих в Чарджоу, Мары, Красноводска. Но они отрывисты, очень бедны образными выражениями» [4, с. 35].

Эпос «Гороглы» распространен среди туркмен Хорезмского региона в двух вариантах. Первый — йомудский вариант. Этот вариант тесно связан с репертуаром Палвана-бахши. По его сведениям данный вариант имеет более 40 ответвлений [5, с. 51]. Репертуар Хорезмского сказителя Курбанназара Абдуллаева — Бала-бахши связан с йомудским вариантом. Второй вариант туркменского «Гороглы» связан с именем Суява-бахши и считается чоудурским вариантом. Основной особенностью данного варианта является то, что дастаны заканчиваются стихом и они объемом меньше, чем йомудский вариант [1, с. 8]. Репертуар сказителей Северного Хорезма, в том числе Джумабая Худайбергенова — Сакрак-бахши, неразрывно связан с чоудурским вариантом. По утверждениям туркменских фольклористов, ответвления данного варианта превышают более сорока дастанов [1, с. 37].

Таким образом, количество дастанов, входящих в оба варианта туркменской версии и связанных с репертуаром хорезмских сказителей, насчитывает больше сорока. Если рассмотреть с точки зрения данной взаимосвязи, хорезмский цикл эпоса «Гороглы» также должен превысить сорок дастанов. Здесь нужно обратить внимание ещё на то, что в цепи дастанов эпоса существует особенность взаимного продолжения и развития мыслей предыдущего. Например, рождение главного героя, его женитьба, усыновление ребёнка и др. Но среди отдельных ответвлений встречаются случаи оторванности событий друг от друга и нарушение их последовательности. Следовательно, ранее среди этих дастанов были какие-то ответвления, образующие звенья, связывающие последовательность мотивов. А со временем некоторые из них были забыты. Отдельные стихотворения из этих ответвлений до сих пор живут среди народа в виде песен.

В результате исследований последних лет, бесед со старейшими сказителями стали известны 26 ответвлений хорезмского цикла эпоса «Гороглы». Они следующие:

  1.      «Рождение Гороглы» — рождение главного героя эпоса, его воспитание у деда и обретение им Гирата и Чамлибеля.
  2.      «Юнус-пери» — женитьба Гороглы на Ога Юнус-пери.
  3.      «Сражение Гороглы с Рейханом Арабом» — месть главного героя своему врагу, освобождение Гуландом, похищение Бибиджан — дочери Рейхана Араба.
  4.      «Похищение Аваза» — похищение Гороглы Аваза, сына Булдур кассаба (мясника) из Ваянгана.
  5.      «Женитьба Аваза» — женитьба Аваза на Гульрух-пери.
  6.      «Пленение Арабом» — опьянение Гороглы и впоследствии его попадание в плен Арабу Рейхану.
  7.      «Сорок тысяч» — победа Гороглы над сорокатысячным войском врага.
  8.      «Уход Аваза в Ваянган» — возвращение обиженного Аваза на свою родину и его нападение на Чамлибель, примирение отца и сына.
  9.      «Старуха» — похищение боевого коня Гороглы старухой, уход Гороглы за ним под видом дервиша, возвращение Гирата.
  10. «Оклеветанная» — возвращение Авазханом Ога Юнус-пери, ушедшей из-за клеветы Сафара-косы.
  11. «Хирмон дали» — поездка Гороглы в Рум и единоборство с бесстрашной девушкой Хирмон дали, поражение от неё, похищение Гороглы дочери уста Бадама.
  12. «Хандон батыр» — уход обиженного Сафара-косы из-за шутки Хандона батыра, пленение врагом Сафара-косы, его освобождение Хандоном батыром.
  13. «Сафар махрам» — женитьба Сафара-косы на дочери уста Бадама, бегство невестки, возвращение её Авазханом и Сафаром.
  14. «Базирган» — поражение Гороглы в борьбе с Базирганом, гибель Базиргана от руки Гороглы из-за подстрекательства старухи, братская помощь Гороглы сестре Базиргана — Айсултан.
  15. «Авазхан» — пленение Авазхана Хунхар шахом, его освобождение Гороглы.
  16. «Эрхасан» — поездка Эрхасана в Арзирум, чтобы привести Гулойим, и женитьба на ней.
  17. «Уход Гороглы в Дербенд» — хитрость Гороглы в целях испытания Авазхана и сорок джигитов.
  18. «Смерть Гороглы» — старость и трагическая гибель главного героя эпоса.

Эти восемнадцать дастанов, составляюшие хорезмскую версию эпоса “Гороглы”, были записаны из уст сказителей, проживающих в разных уголках Хорезмского оазиса: Курбанназара Абдуллаева — Бала-бахши, Джумабая Худайбергенова — Сакрак-бахши, Абдуллы Бабаджанова, Турсунбая Джуманиязова, Худайбергена Утегенова, Каландара Нарметова и сказительниц: Ниязжан-халфа Мусаева (Шават), Суна-халфа Эшметова (Ханки), Разия-халфа Аллаярова (Ханки), Зевар-халфа Сабирова (Ханки), Разия-халфа Казакова (Ханки), Назира-халфа Сабирова (Хива) и др.

По утверждениям отдельных сказителей, существуют ещё следующие дастаны, входящие в цикл эпоса «Гороглы»: «Воспитавший внука» — о воспитании Гороглы своего внука Нурали; «Аман Араб» — пленение Амана Араба девушками во главе Гулойим; «Таймасбек» — освобождение из плена девушки по имени Зулфинурбиби Таймасбеком; «Сейтак киркма» — о хвастливости Сейтака киркмы (щеголеватый); «Вали дуник» — о беспринципности Вали дуника (лицемер); «Бикир кыз» («Незамужняя девушка») — беременность бесстрашной женщины по прозвищу «Бикир кыз» под воздействием крови Гороглы и рождение ребёнка по имени «Каноглы» («Сын крови»). По сведениям Сакрака-бахши существуют и дастаны «Кан оглы» и «Ахмадбей». Но содержание этих дастанов пока не известно. Из этих фактов становится ясным, что и в Хорезмском регионе эпос «Гороглы» когда-то имел свыше сорока ответвлений. Но они до сих пор полностью не записаны ни узбекскими, ни туркменскими, ни каракалпакскими фольклористами.

До настоящего времени изданы 15 ответвлений у туркмен, пять у каракалпаков и 18 — по хорезмским версиям.

В середине XIX века в Хорезме появляются рукописные экземпляры, а позже литографические издания эпоса. Большинство из них не потеряло свою значимость и в настоящее время. Дастаны, составляющие репертуар туркменских, каракалпакских и хорезмских сказителей, неразрывно связаны с этими рукописями. Это утверждают фольклористы всех трех народов [3, с. 128]. Именно поэтому версии, распространенные среди туркменских, каракалпакских народов и хорезмских узбеков, очень сходны друг с другом. В то же время эти три версии приобретали особый национальный колорит среди каждого народа, подвергались различным изменениям. Например, в туркменской версии прозаические части дастанов логически последовательны, события излагаются подробно, образ Гороглы монументален. В каракалпакской версии много юмористических эпизодов, образ главного героя предстает в качестве шутника, балагура. В хорезмской версии основное внимание уделяется поэзии. Её вес внушительный, часто встречаются мураббаъ, мухаммесы, газели, которые присущи письменной литературе. В характере Гороглы выделяются черты хитрости и ловкости. Разумеется, данные особенности связаны с общим духом эпоса. При конкретном изучении каждой из версий выявляются ещё и другие частности вопроса.

Таким образом, хорезмская версия эпоса «Гороглы», наряду с другими версиями, самобытна и имеет своеобразные, только ей присущие черты.

 

Литература:

 

  1.                Гөроглы. — Ашгабат, 1980.
  2.                Зарифов Х. Т. Ажойиб достон. — Ташкент, 1973.
  3.                Карриев Б. А. Эпические сказания о Кёроглы у тюркоязычных народов. — Москва, 1968.
  4.                Кичикулов П. «Гўрўғли» хакында сөхбет. Ашгабат, 1978.
  5.                Мамедязов Б. Эпос «Гороглы» в репертуаре современных ташаузских бахши // Известия АН ТССР, 1974. — № 2.
  6.                Мирзаев Т. Халқ бахшиларининг эпик репертуари. — Ташкент, 1979.
  7.                Саидов М. Ўзбек достончилигида бадиий маҳорат. — Ташкент, 1969.
Основные термины (генерируются автоматически): Хорезм, главный герой, каракалпакский, народ, ответвление, хорезмская версия, Хорезмский регион, главный герой эпоса, каракалпакская версия, туркменская версия.

Похожие статьи

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)

В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Своеобразие портретной характеристики образов дастанов

В статье анализируется своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов. На примерах дастанов цикла «Гороглы» и цикла «Ашик», раскрывается отличительные черты портретной характеристики дастанов романтического и героического типа.

Изображение героических мотивов в дастане «Саёд и Хамро»

В настоящей статье освещаются причины широкого распространения дастана «Саёд и Хамро» среди тюркских народов в устных, рукописных, литографических экземплярах, наличие в произведении героических мотивов, отличающихся от дастанов цикла «Ашик». Исследу...

«Книга моего деда Коркуда» и хорезмский эпос

В статье в сравнительном плане изучаются отдельные сюжеты и мотивы из «Книги моего деда Коркуда» и хорезмского эпоса. Автор статьи предпринимает попытку обосновать связь многих преданий из структуры древнего памятника с дастанами Хорезма. В сравните...

Этническая идентификация в якутском олонхо и киргизском эпосе «Манас»

В статье в сравнительном плане рассмотрели особенности этнической идентификации в якутском и киргизском героических эпосах. Историзм киргизского эпоса «Манас» обусловил сильную этническую идентификацию героев произведения, а в якутском олонхо, наобор...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Историко-культурологические основы исследования притчи в творчестве Низами Гянджеви (на примере материалов поэмы «Хосров и Ширин»)

В данной научной статье исследуется проблема изучения роли притчи в сюжете поэмы великого поэта Азербайджана Низами Гянджеви «Хосров и Ширин». На основе научных источников было исследовано значение данного подхода изучения поэмы и главные культуролог...

Отражение быта и обрядов в Хорезмских дастанах

В статье идёт речь об этнографических деталях и разнообразных обрядах в структурах хорезмских дастанов. Освещаются древние истоки свадебных обрядов.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Похожие статьи

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)

В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Своеобразие портретной характеристики образов дастанов

В статье анализируется своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов. На примерах дастанов цикла «Гороглы» и цикла «Ашик», раскрывается отличительные черты портретной характеристики дастанов романтического и героического типа.

Изображение героических мотивов в дастане «Саёд и Хамро»

В настоящей статье освещаются причины широкого распространения дастана «Саёд и Хамро» среди тюркских народов в устных, рукописных, литографических экземплярах, наличие в произведении героических мотивов, отличающихся от дастанов цикла «Ашик». Исследу...

«Книга моего деда Коркуда» и хорезмский эпос

В статье в сравнительном плане изучаются отдельные сюжеты и мотивы из «Книги моего деда Коркуда» и хорезмского эпоса. Автор статьи предпринимает попытку обосновать связь многих преданий из структуры древнего памятника с дастанами Хорезма. В сравните...

Этническая идентификация в якутском олонхо и киргизском эпосе «Манас»

В статье в сравнительном плане рассмотрели особенности этнической идентификации в якутском и киргизском героических эпосах. Историзм киргизского эпоса «Манас» обусловил сильную этническую идентификацию героев произведения, а в якутском олонхо, наобор...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Историко-культурологические основы исследования притчи в творчестве Низами Гянджеви (на примере материалов поэмы «Хосров и Ширин»)

В данной научной статье исследуется проблема изучения роли притчи в сюжете поэмы великого поэта Азербайджана Низами Гянджеви «Хосров и Ширин». На основе научных источников было исследовано значение данного подхода изучения поэмы и главные культуролог...

Отражение быта и обрядов в Хорезмских дастанах

В статье идёт речь об этнографических деталях и разнообразных обрядах в структурах хорезмских дастанов. Освещаются древние истоки свадебных обрядов.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...