Хоровое искусство — не только неповторимое богатство прошлого, но и источник развития музыкальной культуры. [1]. Жанр классической хоровой музыки заложили классики XIX века — А. Даргомыжский, А. Бородин, М. Мусоргский, П. Чайковский, чьи произведения проникнуты патриотизмом и любовью к совей родине и народу. Хоровые произведения занимали огромное место в творчестве С. Танеева. В советское время популярность приобрели крупные по масштабам хоровые произведения, написанные в жанрах хоровой сюиты, кантаты, оратории. Они нашли свое воплощение в творчестве А. Кастальского, М. Коваля, А. Давиденко. Р. Щедрин внес в музыку философскую углубленность и тонкую лирику. Сложные и интересные задачи перед хором ставил Ю. Фалик
В Казахстане хоровая культура была полностью создана после Октябрьской Социалистической революции. Росту хоровой исполнительской культуры в Казахстане в большей степени способствовали обработки казахских народных песен. Следует отметить обработки народных песен того периода композитора Е. Ерзаковича, который сохранил национальность звучания в своих песнях. Популярны обработки для хора Д. Мацуцина, А. Жубанова, Е. Брусиловского, Л. Хамиди. Ряд композиторов Казахстана, для воплощения сюжетов и образов в своих операх как и русские композиторы, использовали хоры. Первопроходцем был Е. Брусиловский. в творчестве таких копозиторов как М. Тулебаева, С. Мухамеджанова, Г. Жубановой, вслед за обработкой казахских народных песен стали появляться хоровые сюиты, оратории, кантаты.
Хотелось бы отметить, что слово «тенденция» означает направление, в котором совершенствуется хоровая культура Казахстана конца XX и начала XXI веков.
«Нередко хоровое пение называют консервативным. На самом деле его стабильность — следствие устойчивости вокально-интонируемых средств, связанного с природой певческого инструмента — голоса. Здесь же кроится и причина частичного «отторжения» хорового жанра от общего русла музыкального искусства. Однако из этого не следует, что хоровое пение не способно отражать современность, и поэтому устаревает как жанр. Скорее другое: необходимо искать новые средства выразительности, соответствующие происходящему вокруг. Тогда возможно дальнейшее процветание духовных ценностей хоровой культуры» [2].
На данный момент необходимо подводить итоги уже сбывшихся завоеваний человеческой мысли и духа. Если в прошлом господствующие стили царили на протяжении нескольких столетий, то XX век принес разнообразие идей и образов. Интенсивность развиия человеческой деятельности, большое количество открытий в научной и технической сфере, разнообразные события минувшего века откликнулись художественными явлениями, имеющими новый язык и новые средства выражения.
Методы композиции, появившиеся в музыке XX века, повлияли не только на технику исполнения, но и на «технику восприятия”. 90-е годы XX века — годы общественно-политических и социально-экономических принесли изменения в культурную жизнь братских республик. Хоровое пение этого периода находится в некотором вакууме.
Хоровые коллективы испытывают большие трудности. Одна из причин — проблема финансирования коллектива. В связи с этим ряд коллективов прекратили нести свою функцию. Еще одна причина — ограниченность репертуара, несоответствие глобальности, приводящая хоровое искусство в тупиковую ситуацию.
Но как сказала О. П. Соколова: “Хоровое пение — это одна из самых массовых форм народного музицирования и поэтому оно может и должно решать важные и актуальные проблемы художественного воспитания народа” [3].
Общая тенденция искусства XX века — сжатость, концентрированность информации. Время крупных форм постепенно уходит прочь, наступает время камерной музыки, ускоряется процесс овладения новыми и новейшими исполнительскими технологиями.
«Для многих современных хоровых сочинений не нужен широкий звук; технически сложные многоголосные произведения требуют особой вокальной манеры владения голосом, острый слух и интеллект» [4].
«Если хоровое пение будет без музыкальной подготовки, без технических навыков, я позволю себе предположить, что такое пение принесет вред именно музыке, как таковой» — сказал еще в начале прошлого века Н. Ковин [5].
В Казахстане композиторы все больше обращаются к народной тематике, создавая новые оригинальные по своему музыкальному языку обработки казахских народных песен.
Среди таких композиторов следует отметить преподавателя Казахской национальной консерватории имени Курмангазы — Л. И. Ясонову. Она — автор многих обработок и переложений для хора, выпустившая в Австрии четыре лазерных диска хоровых произведений.
В начале XXI века восстановила и укрепила свою деятельность Казахская хоровая капелла под руководством Б. Демеуова.
В Астане и Алматы созданы ряд детских хоровых коллективов и студий, успешно развивающиеся в последние годы. Примером такого коллектива может служить хор мальчиков под руководством Л. Димуриной, ставший призером международных олимпиад в Австрии и Южной Корее. Можно назвать известную и любимую многими казахстанскими слушателями хоровую студию “Елим-ай”.
Хотелось бы отметить творческую работу хорового коллектива Кызылординского гуманитарного колледжа имени М. Маметовой «Япурай», под руководством С. Куздыбаевой. Следует сказать, что коллектив является победителем нескольких международных, ресубликанских, областных конкурсов. В частности, в 2013 году — І место республиканского конкурса «Созвездие талантов», в 2014 году — ІІІ место Республиканского профессионального конкурса хоровых коллективов имени Б. Байкадамова, проходившего в Алматы, в 2015 году — І место международного конкурса хоровых коллективов «Astana classic», проходившего в Астане. Тем не менее, хоровой коллектив находится в постоянном творческом поиске, работает над совершенствованием своего исполнительского мастерства, расширением хорового репертуара. В репертуаре хора есть и народные обработки песен композиторов Казахстана, и музыка русских композиторов, и музыка зарубежных композиторов, и афро-американские спиричуэлсы, и джазовые обработки для хора.
Необходимо отметить, что для повышения активности при построении учебно-воспитательного процесса для будущих учителей музыки реализуются принципы студентоцентрированного обучения. Методы интерактивного обучения новых педагогических технологии в образовании предусматривают развитие особенных неординарных индивидуальных особенности личности и индивидуальных граней и новых взглядов познания мира. За основу берется не только получение готовых знаний и повышение активности, но и познавательная способность, жизненные планы, ценности и интересы студента. Для удовлетворения требований и потребностей студентов студентоцентрированное обучение предусматривает применение технологий и интерактивных методов обучения в хоровом классе. Технология развивающего обучения, уровневое обучение, технология проблемного обучения и деловые игры, мозговая атака, учебно-исследовательские работы студентов, презентации хоровой музыки, работа в паре и индивидульная работа с хором влияют на повышение самостоятельной активности студентов в обучении. Применение вышеназванных технологий в студентоцентрированном обучении, где преподаватель не только дает информацию или не только контролирует, а дает возможность студенту самому находить, самостоятельно овладевать учебным материалом хоровой музыки, тем самым повышая качество образования, показывает хорошие результаты в воспитании профессионализму.
Таким образом, в современных условиях позиции хорового искусства заметно укрепляются. Утверждается его творческий, художественно-эстетический авторитет, повышается исполнительское мастерство, активизируется процесс поиска новых форм и выразительных средств.
Литература:
- Тевлин Б. Работа с хором. Методика. Опыт. — М.: Профиздат, 1972. — 206 с.
- Лащенко А. П. Хоровая культура: аспекты изучения и развития. — М.: 1972. — 156 с.
- Соколова, О. П. Двухголосное пение в младшем хоре (для руководителей детских хоровых коллективов) / О. П. Соколова. — М.: Музыка, 1987. С. 95.
- Батюк И. Современная хоровая музыка: теория и исполнение: учебное пособие. Изд. 2-е испр. и доп. Издательство «Лань», «Планета музыки», 2015 С. 19.
- Ковин Н. М. Управление церковным хором. Пособие для регентов Москва: Живоносный источник, 2000. — С.32.