Творческая деятельность А. П. Исаковой в Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 19.09.2023

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Сакенова, А. Б. Творческая деятельность А. П. Исаковой в Казахстане / А. Б. Сакенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106061/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье предлагается общий обзор творческой деятельности Аиды Петровны Исаковой. Особое внимание уделяется основным направлениям в ее творчестве — педагогическом, исполнительском, композиторском. Автор статьи рассматривает практическую реализацию ее многогранной личности в период расцвета казахстанской музыкальной культуры. Основываясь на материалах из личных данных документов, а также единственной методической работе о А. П. Исаковой, позволяет автору составить общее представление о ее творчестве и динамике его развития.

Ключевые слова: фортепианная музыка Казахстана, казахская музыкальная культура, исполнительская деятельность, педагогическая работа, музыкальные произведения.

The article offers a general overview of the creative work of Aida Petrovna Isakova. Particular attention is paid to the main directions in her work as a pedagogical, performing, and composer. The author of the article considers the practical implementation of a multifaceted personality in the heyday of Kazakhstani musical culture. Based on the materials from the personal data of the documents, as well as the only methodical work about A. P. Isakova, the author allows to compile a clear idea of her work and dynamics.

Keywords: piano music of Kazakhstan, Kazakh music culture, performing activity, pedagogical work, musical works.

Исполнение фортепианной музыки композиторов Казахстана традиционно является задачей в концертной и педагогической деятельности отечественных пианистов. Наряду с произведениями, которые уже введены в музыкальную практику, фортепианное творчество казахстанских композиторов дает возможность обновлять современный исполнительский и педагогический репертуар. Существует определенный пласт казахской фортепианной музыки, который малоизвестен специалистам, и тем более слушателям. Научные исследования этих произведений позволяют создать представление о них для дальнейшего использования в практической деятельности.

В российском журнале «Музыка и время» за 2010 год опубликована «Кварта-Соната» для фортепиано А.Исаковой [1]. Это произведение непосредственно связано с фортепианной культурой Казахстана. До выхода в свет этого нотного издания о его существовании знал узкий круг музыкантов, связанных с автором, несмотря на то, что она была создана в 1982 году.

Целью данной статьи является характеристика творчества А.Исаковой, особенностями которого обусловлены были создание вышеназванной сонаты, ее строение и художественная образность. Сведения о биографии композитора, о творческом пути и об отдельных произведениях содержатся в воспоминаниях музыкантов, коллег, учеников [2]. Есть также методические работы и научные статьи, посвященные фортепианным циклам (Ибраева В., Джуванышева Н., Демина Л.). Основываясь на данных, немногочисленных, источниках и привлекая материалы из личных документов автора, можно составить общее представление о творчестве А. И. Исаковой.

Связь А. П. Исаковой с казахской культурой началась в 1960-е гг. Это время характеризуется началом расцвета музыкального искусства Казахстана [3]. На смену основоположникам композиторской школы Казахстана (А.Жубанов, Л.Хамиди, М.Тулебаев и др.) пришло новое поколение, получившее основательное профессиональное образование (А.Бычков, Г.Жубанова, Е.Рахмадиев и др.). В это же время начинают свою деятельность музыканты, овладевшие искусством и мастерством советской исполнительской школы (Коган Е. Б., Тебенихин В. И., Росман Э. А., Гринфельд А. Г. и др.), наряду с продолжением деятельности педагогов и исполнителей, воспитанных русской педагогической школой (Кацман Р. С., Госпадарь К. А., Хесс В. С. и др.)

Пребывание А. П. Исаковой в Казахстане охватывает 1964–1994-е годы. Она приехала в Алма-Ату по распределению после окончания Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Будучи родом из Украины (г.Владимир-Волынск), А. П. Исакова оказалась в другой среде, в условиях традиций казахской культуры. Перед ней открылись новые возможности для творческой реализации. Педагогическая работа в Алма-Атинской консерватории им. Курмангазы, концертные выступления с вокалистами (Е.Серкебаев, Е.Исаков, А.Днишев и др.) и сочинение музыки — таково разностороннее творчество в этот наиболее активный и плодотворный период деятельности в ее жизненном пути (1940–2012).

Преподавательская деятельность на кафедре специального фортепиано, была одним из основных направлений в творчестве А. П. Исаковой. В работе со своими студентами она продолжала традиции фортепианного мастерства и педагогики С. Е. Фейнберга. Его принципы обучения основывались на воспитании художественной индивидуальности и развитии пианистического мастерства. В классе А.Исаковой обучались пианисты с различными художественными и техническими возможностями. Она стремилась привить культуру владения инструментом, освоить разнообразный репертуар и раскрыть заложенные в каждой индивидуальности способности и черты характера.

Одним из ее лучших учеников является А. В. Тебенихин. В классе А. П. Исаковой он учился один год. Но, по его словам, за это время он сумел «сделать большой шаг вперед к формированию своего исполнительского мастерства» [4, С.23]. Его достижения характеризуют успешные выступления во многих международных конкурсах (Хамаматсу, Женева, Ганновер, Глазго, Эссен, Дрезден, Бухарест и др.), концертах (Германия, Австрия, Македония, Россия, Китай и др.). После обучения в Алматы, а затем в Москве он живет и работает в Германии, однако регулярно выступает с концертами на своей родине в Казахстане.

Педагогический опыт А. П. Исаковой переняла и продолжила в своей преподавательской деятельности ее выпускница — В. М. Тимофеева. С 1989 года по настоящее время она работает в музыкальном колледже им. П. И. Чайковского в г. Алматы на отделении специального фортепиано. Среди своих коллег она отличается активной деятельностью, стремится подготовить конкурентоспособных молодых исполнителей. Среди ее учеников много лауреатов республиканских и международных конкурсов.

В Астане педагогические традиции А. П. Исаковой продолжает Л. В. Латышова. Она бережно хранит память о своем учителе. В 2018 году она приняла участие в составлении сборника, посвященного А. П. Исаковой [2]. В него вошли воспоминания учеников «московского» (Шатский П. А. и Чистякова Т. А.) и «алматинского» периода жизни (Тебенихин А. В.), коллег по Алма-Атинской консерватории (Кадырбекова Г. И., Измайлов Н. Т., Корольков В. Н.), а также статьи (Джуванышева Н. Н., Демина Л. К.).

Как исполнителя А. П. Исакову отличала активная концертная деятельность во время работы в Казахстане. Она выступала с сольными, авторскими, классными концертами. В ее репертуаре были произведения не только европейских, русских, казахстанских композиторов, но и собственные сочинения (камерная музыка, соната для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром и т. д.) Игре А. П. Исаковой была свойственна высокая исполнительская культура, виртуозная техника, глубина проникновения в авторский замысел.

Благодаря высокому исполнительскому мастерству А. П. Исакова вошла в число ведущих концертмейстеров Казахстана (Кононенко Г. И., Иванова-Сокольская Л. М. и др.). Особенно ей удавались выступления с вокалистами. Годы плодотворного творческого сотрудничества связывали ее с выдающимся певцом А. М. Днишевым. Вместе они выступали на больших сценах, в разных странах (Германия, Армения, Болгария, Финляндия и т. д.), с произведениями Л. Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Мендельсона и др. А. М. Днишев является первым исполнителем вокального цикла А. П. Исаковой «Я славлю Солнце» на стихи казахских поэтов, партию фортепиано исполнила сама автор (1982 г.) Существуют аудиозаписи их совместной работы (С. В. Рахманинов «Весенние воды», Ф.Шуберт «Серенада») [5]. Из числа многих вокальных конкурсов особенно выделяется выступление на Международном конкурсе им. Р.Шумана (Германия, г.Цвиккау, 1977). В программу этого конкурса входило обязательное исполнение вокального цикла Р.Шумана «Любовь поэта» на стихи Г.Гейне. Успешное выступление А. П. Исаковой отмечено дипломом лучшего концертмейстера. К сожалению, сведения об исполнении этого цикла в Казахстане, автором данной статьи не обнаружены.

Концертмейстерская деятельность А. П. Исаковой получило широкое признание (грамота за лучший аккомпанемент на межреспубликанском конкурсе вокалистов, 1964 г. г. Ташкент, диплом на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. Глинки, 1975 г. Москва, диплом на Международном конкурсе вокалистов в Рио-де-Жанейро, 1979 г.)

А. П. Исакова по профессиональному образованию имеет две специальности (фортепиано, композиция). Поэтому наряду с педагогической и исполнительской деятельностью в период жизни в Казахстане связан также с сочинением музыки. Первые фортепианные произведения она начала создавать во время обучения в Московской консерватории. К их числу относятся Сонатина (1959), Соната (1960), программный цикл для детей и юношества под названием «Сюита» (1960). К ранним произведениям также относятся вокальная музыка (цикл песен на слова негритянских поэтов, 1961 г., вокальный цикл «О, море» на слова Н. Букина,1962 г.), хоровая музыка (кантата «Песни свободы» на слова кубинского поэта Н. Гильена, 1962 г.), инструментальная музыка (Сюита для фагота и фортепиано, 1961 г.). Симфония с литаврами для струнного оркестра (1964) предположительно была дипломной работой на государственном экзамене.

Совмещая педагогическую деятельность в Алма-Атинской консерватории с работой в РССМШИ для одаренных детей имени К. Байсеитовой, А. П. Исакова часто сталкивалась с необходимостью создавать специальный репертуар для учащихся. Фортепианные циклы для детей и юношества «Школьные годы», «Зоопарк», «Хороводы», «Доброе утро», «Добрый день», «Оркестровые голоса», переложение кюя «Балбраун» Курмангазы для двух фортепиано — все эти произведения часто используются в учебной программе и исполнительской практике. В ранее упомянутом сборнике приводятся слова композитора: «…сейчас никто не сочиняет музыку для детей, а я уделяю ей много внимания, и в музыкальных школах ее с удовольствием играют» [6, С.62–63]. Наряду с детским репертуаром, в ее творчестве представлены произведения педагогической направленности для других возрастных групп (обработки казахских народных песен для фортепиано, два вариационных цикла на казахские темы, Концерт-рапсодия для фортепиано на казахские темы с камерным оркестром, Соната-импровизация (1968 г.). По наблюдениям В. М. Ибраевой, произведениям А. П. Исаковой свойственна непринужденность изложения. В ее музыке «выкристаллизовывается индивидуальный стиль композитора, в основе которого лаконизм, стремление к простоте, ясность формы. Эти компоненты помогали исполнителю в работе над произведением. Образы в ее пьесах обладают теплыми, светлыми, позитивными тонами, через которые передается характер самой А. П. Исаковой» [7, С.3–6].

Особый интерес А. П. Исакова проявляла к фортепианным транскрипциям, в которых она пыталась воплотить свое фортепианное мастерство. Ею созданы многочисленные обработки таких произведений, как оперы «Севильский цирюльник» Дж.Россини (две каватины), «Руслан и Людмила» М.Глинки («Каватина Людмилы» и «Рондо Фарлафа»), «Аида» Дж.Верди (парафраз на темы), «Серенада и куплеты Мефистофеля» Ш.Гуно, романс «Блоха» М.Мусоргского (цикл песен на стихи А. А. Голенищева-Кутузова). А. П. Исакова часто писала для своих студентов (соната для органа с литаврами). Переложения музыки Чайковского для скрипки и фортепиано были написаны для Максима Федотова и Галины Петровой. В их концертных программах они постоянно представлены. Этот семейный дуэт (Г.Петрова является дочерью композитора) вот уже много лет пропагандирует музыку А. П. Исаковой в разных странах мира.

Творческое сотрудничество и многолетняя дружба А. П. Исаковой с танцором и балетмейстером Б. Г. Аюхановым способствовали созданию музыки к балетам «Кыз-Жибек» (1967), «Жарыс», «Батыры», «Гамлет» (1972), «Гак-ку» (2005), которые исполнялись Государственным ансамблем классического танца.

Итогом пребывания А. П. Исаковой в Казахстане явилось интересная, многогранная жизнь и полное событий и достижений творчество. В своей деятельности она обрела внутреннюю гармонию через постоянное стремление совершенствовать свой музыкальный язык. Широта художественного кругозора А. П. Исаковой и глубокое постижение фортепианного искусства пробуждает интерес музыкантов-исполнителей.

Литература:

  1. Исакова А. П. Кварта-Соната. Ноты // журнал Музыка и время. М.: Изд. «Научтехлитиздат», № 3 2010. С. 36–57
  2. Аида Исакова. Воспоминания. Статьи. Материалы. Сост. Латышова Л. В., Чистякова Т. А., Шатский П. А. А.:ТОО «Art aspect». 2018, 168с.
  3. Джумакова У. Р. Творчество композиторов Казахстана 1920–1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности. Астана: Фолиант, 2003. 232с.
  4. Тебенихин А. В. Большой шаг вперед // Аида Исакова. Воспоминания. Статьи. Материалы. Сост. Латышова Л. В., Чистякова Т. А., Шатский П. А. А.:ТОО «Art aspect». 2018, 168с.
  5. Интернет-издание www.youtube.com 01.03.2019. Режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=5aZ-hwXq_dc
  6. Тифбенкель Я. Аида Исакова: “Пишите музыку кровью сердца!”// Аида Исакова. Воспоминания. Статьи. Материалы. Сост. Латышова Л. В., Чистякова Т. А., Шатский П. А. А.:ТОО «Art aspect». 2018, 168с.
  7. Ибраева В. М. Сборник «Школьные годы». Метод.анализ. А.-А., 1980.Досаева А. Ж. От составителя // Фортепианная музыка Казахстана: сб. ст. Алма-Ата: Онер, 1987. С.3–6
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, произведение, Алма-Атинская консерватория, фортепиано, вокальный цикл, исполнительская деятельность, казахская культура, Московская консерватория, общее представление, педагогическая деятельность.


Ключевые слова

педагогическая работа, музыкальные произведения, исполнительская деятельность, фортепианная музыка Казахстана, казахская музыкальная культура

Похожие статьи

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Научная историко-педагогическая школа Л. А. Степашко как важнейший компонент образования на Дальнем Востоке

В статье раскрывается уникальный научно-исследовательский опыт создания научной школы историков педагогики под руководством Л. А. Степашко, оказавший сильнейшее влияние на развитие педагогической мысли и образования на Дальнем Востоке. Определены осн...

Вклад Кашифы Тумашевой в татарское театральное искусство

В статье рассматривается биография женщины — первой среди татарок режиссера с высшим образованием Кашифы Тумашевой. Изучается ее жизненный путь, режиссерская деятельность, главные постановки. Подчеркивается вклад Тумашевой в развитие татарского театр...

Период становления в творчестве А. А. Вербицкой: от беллетристики к массовой литературе

В статье приводится периодизация творчества А. А. Вербицкой, дается характеристика раннего периода ее писательской карьеры. В настоящем исследовании систематизируются сведения, которые не могли быть достоянием широкой общественности на протяжении поч...

К вопросу о развитии фортепианно-исполнительской техники будущего учителя музыки

В данной статье авторы рассматривают, как разные виды исполнительской деятельности влияют на совершенствование профессионально-технической подготовки будущего учителя музыки. Особое внимание уделяется анализу рассмотрению приобретенных навыков и умен...

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации

В статье рассматривается эволюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой ...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Внешнеполитическая деятельность Республики Узбекистан

В работе рассматривается внешнеполитическая деятельность Узбекистана в период независимости и достигнутые в период Шавката Мирзиёева значительные результаты в осуществлении открытой, прагматичной и конструктивной внешней политики Узбекистана в услови...

Похожие статьи

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова

В статье рассматривается материал об Чингизе Ахмарове, который до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Изучается художественное наследие и его жизнь, а так же педагогическая деятельность художника, талантливого живописца...

Научная историко-педагогическая школа Л. А. Степашко как важнейший компонент образования на Дальнем Востоке

В статье раскрывается уникальный научно-исследовательский опыт создания научной школы историков педагогики под руководством Л. А. Степашко, оказавший сильнейшее влияние на развитие педагогической мысли и образования на Дальнем Востоке. Определены осн...

Вклад Кашифы Тумашевой в татарское театральное искусство

В статье рассматривается биография женщины — первой среди татарок режиссера с высшим образованием Кашифы Тумашевой. Изучается ее жизненный путь, режиссерская деятельность, главные постановки. Подчеркивается вклад Тумашевой в развитие татарского театр...

Период становления в творчестве А. А. Вербицкой: от беллетристики к массовой литературе

В статье приводится периодизация творчества А. А. Вербицкой, дается характеристика раннего периода ее писательской карьеры. В настоящем исследовании систематизируются сведения, которые не могли быть достоянием широкой общественности на протяжении поч...

К вопросу о развитии фортепианно-исполнительской техники будущего учителя музыки

В данной статье авторы рассматривают, как разные виды исполнительской деятельности влияют на совершенствование профессионально-технической подготовки будущего учителя музыки. Особое внимание уделяется анализу рассмотрению приобретенных навыков и умен...

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации

В статье рассматривается эволюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой ...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Внешнеполитическая деятельность Республики Узбекистан

В работе рассматривается внешнеполитическая деятельность Узбекистана в период независимости и достигнутые в период Шавката Мирзиёева значительные результаты в осуществлении открытой, прагматичной и конструктивной внешней политики Узбекистана в услови...

Задать вопрос