В современном мире уже никак нельзя обойтись без фотосъемки мест, людей и событий. Предприятия и организации различной сферы деятельности также входят в число тех, кто использует фотографию для запечатления чего-либо. В статье описывается, как научные подходы, описанные учеными разных эпох, могут классифицировать потоки фотографий, снятых «внутри» предприятия.
Ключевые слова: фотография, предприятие, научное познание, социализация, визуализация, повседневность.
Существует выражение, которое ясно говорит об обыденности фотографии. Каждый человек, идущий в ногу со временем, на сегодняшний день может фотографировать сам, используя любое устройство (телефон, фотоаппарат и др.). Но как возможно применить данный навык или умение в сфере, не принадлежащей «повседневности», а именно в сфере рабочей?
Практической значимости и деятельности как таковой на сегодняшний день очень много, но в настоящее время определенной теоретической базы о фотографической съемке нет, хоть и было выпущено более миллиона различных изданий по данной теме. Рассматривая ситуацию, необходимо понимать, что данный факт связан не только с небольшими временными рамками создания и происхождения фотографии, но также и с пониманием той сложности и многогранности фотографии как объекта научного исследования. В качестве инструмента научного познания фотография также долгое время оставалась невостребованной. Необходимо подробнее рассмотреть научные подходы, которые были описаны учеными с XX по XXI век:
- Такие ученые, как С. Зонтаг, П. Бурдье и другие рассматривали фотографию как явление той жизни общества, направленной на социализацию и культурную сферу.
- Также фотографию рассматривали с точки зрения визуальной антопологии (М. Болл, М. Бенкс, Дж. Коллиер, М. Коллиер, С. Пинк; русские ученые: Е. Александров, Е. Ярская-Смирнова, Е. Рождественская, П. Романов и другие).
- Г. Беккер и К. Стаз описывали фотографию как аппарат для осмысления человеческого общества.
- П. Штомпка и Д. Харпер изучали фотографию с точки зрения визуальной социологии.
- Другие ученые (Г. Кресс, М. Эммисон, Ф. Смит и др.) рассматривали знаковый (иначе семиотический) метод для изучения фотографии.
Исследований по теории фотографии несказанно много, но, несмотря на это, недопустимо пропускать наиболее важные понятия непосредственного изучения фотографий, так как они необходимы для создания теоретической значимости темы. Она междисциплинарна и, тем самым, рассмотрение ее необходимо фокусировать на различные области знания. Например:
- Если рассмотреть фотографию с точки зрения философии, то она выступит как определенная форма аллегории, мифа. Он может иметь разные значения, но важно отметить важную составляющую данного понятия. Фотография как миф создает некий образ «идеального», раскрывает визуальный современный мир. На примере МП «Водоканал» есть множество повседневных фотографий, которые можно отнести в категорию «идеальности». Производство работ «до» и «после», зафиксированное на электронной пленке, ясно показывает нам «неидеально» и «идеально», разграничивая понятия правильного и неправильного, худшего и лучшего.
- Фотография имеет определенную власть и формирует совершенно иное представление о тех вещах, которые запечатлены на пленке. Например, в сети Instagram актуальны фотографии «красивой» еды, как знак статусности, а также фотографии курортного отдыха, показывающие состояние и благополучие человека, и так далее. Данная статистика показывает, что в настоящее время значение «хорошо-плохо» сменилось на «красиво-безобразно», что в свою очередь говорит об эстетической позиции современного общества. Однако на практике эстетическая система ценностей легла на этическую шкалу. Например, МП Водоканал, открыв официальную страницу в любой популярной соц. сети, сможет предоставлять фотографии своих работ, и, тем самым, будет возможно перевернуть мнение общественности обо всей работе данного предприятия, создав новую базу знаний о его деятельности.
- Фотографии, на которых запечатлены какие-либо события (например, свадьба, день рождения, годовщина и др.), рассматриваются с точки зрения визуализации и в принципе формировании того же события. Это говорит о том, что общество продолжало следовать за системой ценностей — традиционной. Тем самым, продолжается преемственность культурного кода. Но на современном этапе жизни можно уверенно утверждать, что эпоха традиций постепенно угасает, заменяя культурный код индивидуальным и малогрупповым. Например, фотографии предприятия в большинстве своем показаны с позиций «отделов», сугубо своих группировок, тогда как фотографии различных «торжеств» и праздников, проводимых для всего кадрового состава в МП «Водоканал», становится все меньше.
Таким образом, фотография — это не просто разновидность визуального языка и не только иллюстративный исторический или социологический источник. Фотография — это общедоступный визуальный культурный код, позволяющий расширить возможности коммуникации и спектр ценностей.
Литература:
- Беляков З. С. Концепции фотографии в западной философии XX века: проблема тематизации языка фотографии: автореферат дис.... канд. философ. наук: 09.00.03. — Томск, 2009.
- Богданова Н. М. Фотография как объект социологического познания: автореферат дис.... канд. социол. наук: 22.00.01. — М., 2014.
- Бойцова О. Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности. — СПб., 2013. — С. 226–241.
- Воронцова Е. А. Роль фотографии в трансформации визуальной культуры рубежа XIX — XX вв. (опыт Воронежской губернии в общероссийском контексте): автореферат дис.... канд. культурологии: 24.00.01. — Ярославль, 2013.