О фотографировании детьми в дошкольных образовательных учреждениях
Авторы: Гусева Татьяна Александровна, Заботина Елена Владиславовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 31.10.2021
Статья просмотрена: 879 раз
Библиографическое описание:
Гусева, Т. А. О фотографировании детьми в дошкольных образовательных учреждениях / Т. А. Гусева, Е. В. Заботина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6713/ (дата обращения: 27.12.2024).
В статье поднимается проблема участия детей в процессе фотографирования.
Ключевые слова: фотографирование, фотоаппарат, дошкольный возраст.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний и понятий об окружающем мире, происходит становление личности ребенка. Процесс осмысленного восприятия детьми объема поступающей извне информации требует более совершенных методов и приемов обучения и воспитания. В данное время актуальна задача повышения эффективности и качества организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Источником получения знаний вместе с книгой, общением с природой, экспериментированием являются и технические средства обучения, которые дают ребенку возможность социализироваться и самореализоваться в дальнейшем. В настоящее время, в век высоких технологий, фотографирование имеет большое значение в жизни человека, благодаря этому люди могут запечатлеть важные моменты в их жизни, фотографирование может даже стать профессией.
Фотография нашла широчайшее развитие и применение в самых различных областях человеческой деятельности. Объективность и точность фотоизображения сделали ее одним из самых эффективных способов запечатления действительности, важным средством информации и документирования. Фотография широко используется в искусстве (художественная фотография), во многих отраслях наук (научная фотография), в технике (полиграфия, репрография), в быту.
Фотоаппарат совместно с компьютером и его составляющими расширяет диапазон применения фототехники в работе педагогов, что позволяет обогатить и качественно обновить образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях.
Фотографирование — это технология записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью светочувствительного фотоматериала или полупроводникового преобразователя.
Вот и для ребенка фотографирование — это нечто необычное, оно вызывает у дошкольника неподдельный интерес.
Работа с фотоаппаратом, во-первых, обеспечивает наглядность, помогает восприятию и лучшему усвоению материала. Учитывая наглядно — образное мышление дошкольников, при рассматривании фотографий, отснятых ранее вместе с воспитателем или слайдов на экране компьютера, задействуются три вида памяти: моторная, зрительная, слуховая.
Во-вторых, статичное изображение воспринимается дошкольниками легче, чем динамичное: просмотр каждого кадра или фото не ограничен по времени, что даёт ребёнку возможность не торопясь, детально рассмотреть изображение и это в свою очередь усиливает активность при анализе увиденного.
В-третьих, фотоаппарат обеспечивает быструю передачу информации; возможность последующего изготовления презентации или видеофильма с наложением звука и спецэффектов позволяет не только насытить ребёнка знаниями, развить его интеллектуальные, творческие способности, но и способствует возможности стать полноправным участником процесса фотографирования, процесса творчества.
Но, каким бы огромным значением ни обладали технические средства обучения, они ни в коем случае не должны заменять живого общения педагога с ребёнком, а скорее грамотно и эффективно дополнять его. Перед взрослыми встаёт задача: как применять технические средства обучения, в данном случае — фотоаппарат; что и как снимать, как преподнести отснятый материал дошкольникам.
По мнению Обухова А. С. и Умяровой Д. К. можно использовать фотографирование для развития исследовательской деятельности обучающихся: для развития наблюдательности, способности видеть многое и замечать детали, выделить фигуру из фона, заметить незаметное и др., а также для решения конкретных исследовательских задач.
Любавина О. С. отмечает, что фотографирование как вид деятельности формирует у ребенка способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве и может служить средством самоопределения детей в мире интересов. В старшем возрасте дети начинают проявлять интерес к фотоаппарату как к устройству, а не как к игрушке, они начинают изучать и экспериментировать [1].
В ходе исследования Любавиной О. С. детям предлагалось в самостоятельной деятельности сфотографировать заинтересовавшие его объекты: «Что интересного есть в группе?». Время съемки и количество снимков не ограничивалось. Анализ продуктов детского фотографирования показал, что субъективную информацию несли следующие показатели: тематика фотографий, дистанция фотографирования. Тематика отражала область детских интересов. Например, если ребенка интересовал растительный мир, то он снимал растения, энциклопедии со статьями и рисунками о растениях, иллюстрации из дневника наблюдений за рассадой, схемы роста и развития. Уточнение субъективной информации о значимости объекта проводилось методом интервьюирования. Ребенку задавались вопросы: «Что ты фотографировал?», «Почему сфотографировал именно это?», «Как у тебя получилась эта фотография?» и т. д. Ответы детей отражали их внутреннее намерение сделать определенный кадр.
Таким образом, детское фотографирование способствует нахождению собственного интереса детьми, их самоопределению в образовательной области «Познавательное развитие». Фотоматериалы ребенка становятся стимулом для развития его индивидуального познавательного интереса, и при сопровождении взрослого становятся темами для их собственного исследования
Вместе с тем Полякова М. Н. отмечала, что фотоаппарат может быть эффективным средством развития детской наблюдательности. Результаты фотосъемки можно рассматривать неоднократно, можно вести длительное фотонаблюдение за медленно меняющимися объектами и подмечать происходящие изменения. Например, если почти каждый день в течение октября-ноября вести фотосъемку одной и той же ветки шиповника осенью, по последовательности отснятых кадров легче, чем в ежедневных наблюдениях, заметить происходящие изменения: постепенно меняется цвет листьев с зеленого на желтый и красный, количество листьев уменьшается (опадают). Выбрав несколько лучших кадров, ребенок цифрами может обозначить последовательность и создать альбом наблюдений [2].
Дети с удовольствием могут посмотреть этот альбом и заново вдохновиться для новых свершений.
Также с помощью фотоаппарата ребенок может создавать свою фотогалерею и делать из этого мини выставки для окружающих его людей.
Но для того, чтобы ребенок начал знакомиться с фотоаппаратом, педагогу в детском саду нужно проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, потому что групповая работа не подходит для этого вида занятий.
В процессе опытно-экспериментальной работы педагоги дошкольных образовательных учреждений предложили следующие рекомендации для использования фотоаппарата с детьми старшего дошкольного возраста:
1. Предоставлять ребенку право выбора объектов для фотографирования. Например:
— Небо (цвет, расположение облаков).
— Людей (их одежду, эмоции). Стоит отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает проявлять интерес с к социуму, чаще начинает обращать внимание на то, как человек одет, какое у него лицо, какая борода (у мужчин), какая шляпа, кокой зонтик.
— Мир птиц. Можно предложить ребенку сделать исследовательскую работу о жизни пернатых, фиксируя при этом все на фотоаппарат (виды, повадки, поведение, внешний вид, чем кормятся).
— Мир флоры. Ребенок может сделать мини проект. Предлагаем ребенку вести наблюдение за листьями. На протяжении всей весны ребенок должен поэтапно следить и фотографировать каждый этап распускание листочков у дерева, начиная с появления почек и заканчивая с проявлением первого листочка у дерева. Такую же работу мы можем провести и осенью, когда листья начинают менять цвет и осыпаться. После этого ребенок может создать цепочку последовательности из фотографий и описать каждый проделанный этап.
2. В помещении с плохим освещением, либо на улице в сумерках лучше использовать вспышку; если фотографировать объекты «напротив солнца», то объект не видно, на фото получаются только его очертания; если объект находится слишком далеко и если его сфотографировать на полном приближении, то фотография получается размытая — лучше подойти ближе и т. д.
В процессе накопления детьми опыта фотографирования объектов окружающего мира воспитатель постепенно может знакомить их с новыми возможностями фотосъемки: кадрированием, спецэффектами, макросъемкой — при условии проявления интереса воспитанниками. И в этом процессе не все надо «раскладывать по полочкам», лучше ставить проблемные вопросы и побуждать к поиску ответов самих детей. Например, «Фотографируя сосульку, как показать ее настоящий размер?», «Как отразить происходящие сезонные перемены, фотографируя людей, а не природу?», «Как фотографию превратить в загадку?»
Дети в старшем возрасте могут выполнять исследовательскую работу, а фотографирование поможет сохранить интерес к этому трудному процессу.
С целью выявления роли процесса фотографирования детьми в дошкольном возрасте использовался опрос в Гугл форме среди студентов педагогического колледжа.
Первый вопрос анкетирования был направлен на выявление знаний респондентов о понятии «фотографирование». Данный вопрос был открытого типа, без вариантов ответов. Изучив полученные ответы, можно сделать вывод, что большинство опрошенных имеют правильное представление о понятии. Восемь студентов из девяти отметили, что фотографирование — это способ, который позволяет запечатлеть окружающий мир, природу, животных, людей и получение изображения с помощью фотоаппарата. Многие отметили, что фотографирование — это увлечение.
Второй вопрос анкетирования позволил выявить, чем люди больше всего любят фотографировать. В данном вопросе было представлено три варианта выбора, на что можно фотографировать: фотоаппарат-мыльница, смартфон и профессиональный фотоаппарат. Большинство опрошенных выбрали смартфон (63,3 %), профессиональный фотоаппарат отметили 36,7 % респондентов.
Третий вопрос анкетирования был направлен на изучение мнения студентов о целесообразности обучения детей фотографированию в дошкольном возрасте. Большинство студентов педагогического колледжа считают важным и современным процесс обучения детей фотографированию, так как с помощью этого процесса, дети всесторонне развиваются и в дальнейшем научатся видеть красоту мира. Но вместе с тем, два студента из девяти отметили, что фотографирование очень сложный процесс и нет необходимости обучать этому в дошкольных образовательных учреждениях. Изучив ответы, мы отметили, что большинство опрошенных считают, что фотографирование развивает у детей воображение, внимание и глазомер, воспитывает эстетический вкус, положительное восприятие мира и познавательный интерес.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство студентов педагогического колледжа считают целесообразным обучать детей дошкольного возраста фотографированию и проявляют большой интерес к данной проблеме.
Таким образом, фотографирование для дошкольников, это что-то новое, интересное и познавательное. Благодаря ему, дети развиваются интеллектуально и творчески, у них появляется интерес к социуму и окружающему миру.
Литература:
- Любавина О. С. Фотографирование дошкольниками как метод диагностики и развития детских интересов // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. — № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fotografirovanie-doshkolnikami-kak-metod-diagnostiki-i-razvitiya-detskih-interesov (дата обращения: 26.04.2021).
- Полякова М. Н. Фотоаппарат как средство поддержки и развития исследовательского поведения старших дошкольников //Детский сад: теория и практика. — 2017. — № 8. — С.84–95.
Похожие статьи
Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками
В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.
Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста
В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.
Рисование песком на световых столах в деятельности дошкольной образовательной организации
В статье дана характеристика возможности организации и проведения занятий по рисованию песком на световых столах в дошкольной образовательной организации.
Диагностика ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста, а также диагностика ориентировки в пространстве с помощью методик.
Возможности использования цвета при выполнении физических упражнений детьми дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос цветового сопровождения образовательного процесса по физической культуре детей дошкольного возраста.
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.
Организация театрализованной деятельности дошкольников посредством теневого театра
Статья посвящена организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Автор рассматривает возможность и предлагает практические варианты применения теневого театра при работе с дошкольниками.
Профориентация детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Похожие статьи
Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками
В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.
Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста
В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.
Рисование песком на световых столах в деятельности дошкольной образовательной организации
В статье дана характеристика возможности организации и проведения занятий по рисованию песком на световых столах в дошкольной образовательной организации.
Диагностика ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста, а также диагностика ориентировки в пространстве с помощью методик.
Возможности использования цвета при выполнении физических упражнений детьми дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос цветового сопровождения образовательного процесса по физической культуре детей дошкольного возраста.
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.
Организация театрализованной деятельности дошкольников посредством теневого театра
Статья посвящена организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Автор рассматривает возможность и предлагает практические варианты применения теневого театра при работе с дошкольниками.
Профориентация детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.