Фотография — это способ чувствовать, касаться, любить. То, что вы поймали на плёнке, останется навсегда... она помнит мелочи даже после того, как вы всё давно забыли.
Aaron Siskind
Каждая фотография несет в себе целую историю короткого промежутка времени, потому что при помощи одного нажатия на кнопку затвора камера фотоаппарата под свое внимание берет мир вокруг. Снимок является способом запечатлеть те, или иные события, праздничные, радостные, горькие или увлекательные. Любой снимок, запланированный или случайный, может передать момент, мгновение, секунду жизни, которая уже никогда не повторится.
Немного истории. С греческого языка фотография переводится как «свет» и «пишу» и представляет собой запись света в электронном или химическом представлении. Однако, это ничего не говорит о замысле снимка, его сердце.
В марте 1839 года с трибуны сэр Джон Хершель впервые произнес слово «фотография». Он считал, что объективы должны составлять из двух стекол, чтобы по возможности ослабить влияние сферической и хроматической аберрации. Однако неделями ранее это слово произнес немецкий астроном Иоганн вон Мадлер. Но ни одного из них нельзя назвать изобретателем фотографии. А все потому, что впервые изображение было зафиксировано химическим способом с помощью оптического прибора на двенадцать лет раньше.
Нисефор Ньепс является автором первого фотографического изображения. Но и ему это не даёт права называться полноправным и безоговорочным отцом фотографии.
В середине восемнадцатого века француз де ля Роше предсказал, что на холсте, покрытом особым липким веществом, можно отобразить реальный объект. Он писал, что зеркальное изображение, которое получили, можно сделать вечным. Потребуется только время, чтобы высушить холст и обязательно в темноте. Точность его предсказания поражает воображение. Фотография стала возможна, благодаря открытию двух явлений из совершенно различных естественнонаучных областей — оптического и химического.
В XVII веке, Роберт Бойль описал потемнение хлорида серебра, но он был уверен, что происходит это на воздухе, а не под действием света. Его современник Анжело Сала заметил, что нитрат серебра темнеет на свету. Почти через двести лет, англичанин Томас Веджвуд подошел к фотографии практически вплотную: экспериментируя с солями серебра, он получил воспроизводимые результаты по созданию силуэтов предметов, но предотвращать их полное почернение он так и не научился. Впервые эту задачу удалось решить Нисефору Ньепсу в 1827 году. В качестве светочувствительного материала, он использовал битум, свойство которого твердеть под воздействием солнечных лучей было уже давно известно. Правда, первая в истории человечества успешная фотосъёмка, заняла у Ньепса восемь часов. Фотография датируется 1826 годом и называется «Вид из окна». В качестве первого фотоаппарата, Ньепс приспособил проекционный ящик, заменив матовое стекло на светочувствительный материал. Разумеется, изображение на покрытой битумом пластине оказалось не только перевёрнутым, но и обращённым зеркально, но это были сущие пустяки на фоне общего успеха. [4]
Мы живем в XXI веке, когда фотография как искусство находится на пике популярности. С развитием технологий, фотографы почти каждый день по всему миру пробуют новые режимы, композиции в съемке. А вот еще 2–3 десятка лет назад услугами фотографа пользовались исключительно в самых торжественных случаях, и такой вид фотографии, как портретная съемка, был востребован максимально. Если в те времена настоящий зеркальный фотоаппарат могли позволить себе лишь избранные, то сегодня возможность самореализоваться с помощью фотоискусства есть у большинства желающих.
Бывает, смотришь на фотографию и думаешь: красивая. И в голове мелькает вопрос: «Какая композиция в этом снимке? Во всех ли фото она прослеживается?» Если под композицией понимать осмысленное расположение материала, имеющее вдобавок определенные цели (гармония, цельность, содержательность), тогда случайное, непредсказуемое расположение деталей в подавляющем большинстве фотографий никак не может называться композицией.
Композиция — это совершенно определенная организация изображения в кадре, организация, которая решает некую сверхзадачу. Поэтому в большинстве случаев правильнее говорить о компоновке.
Компоновка — распределение предметов и фигур в кадре — решает более простую задачу заполнения плоскости изображения, элементарное выделение главного, равновесие компонентов. [1, с.6]
Если на фотографии линии, тональные формы случайно образуют некий геометрический узор, выразительно подчеркивая его смысл, то это больше похоже на кажущуюся композицию. Над такой псевдокомпозицией фотограф работает дольше, чем обычно. Но результат достоин уважения.
Набирает популярности и жанровая съемка. Перед фотографом стоит задача не только запечатлеть происходящие события, но и сделать каждый снимок художественно наполненным. Наша жизнь сама подсказывает сюжеты для съемки, которые хочется воспеть в монохроме или цвете: трогательная хрупкость невесты, незащищенность новорожденного, красота родной земли, мудрость, отражающаяся в окруженных морщинками глазах, игра солнечных лучей на дощатом полу.
Однако живопись изображает длительное, если не вечное, поэтому понятие «момент» в живописи не распространяется на отрезок времени в одну сотую секунды, это не ее диапазон. [1, c.6]
Пейзажный снимок сочетает фиксируемые объекты и пространство в едином ансамбле, составные части которого взаимно отражаются друг в друге, причем пространственному фактору принадлежит ведущая роль. При портретировании интерес фотографа сосредоточен на человеке: выявляются и подчеркиваются его индивидуальные характеристики, его неповторимость. Окружающие предметы и среда включаются в структуру портретного снимка как элементы, оттеняющие своеобразие модели. Напротив, жанровый снимок демонстрирует зрителю не героя как такового, но происшествие, событие с участием героя. Потому в жанровом снимке доминируют выразительные свойства, возникающие из взаимодействия фигур, предметов и пространства и выражающие суть и характер ситуации, бытовой сцены. [3, с.12]
Фотография обладает чувством жизни и вечности. Но это делает не фотограф, а то, что находится перед камерой. Даже самому опытному мастеру потребуется время, чтобы щелкнуть затвор именно на том самом моменте. Именно люди, природа, животные и интерьер наполняют снимок жизнью. Потому что для них эта секунда является частью их жизни, которую больше не вернуть и не повторить.
Литература:
- Лапин А. И. «Фотография как…» — Изд. 2-е, переработанное и дополненное М., 2004. — 324 с.
2. Трейси Кларк «Эмоциональная фотография: Как делать снимки от всего сердца и делиться своими чувствами с помощью цифровой фотографии» — М., Добрая книга, 2011.
3. Михалкович В. И., Стигнеев В. Т. «Поэтика фотографии» — М: «Искусство», 1989.
- https://rosphoto.com/arhiv/history_of_photo-407