Статья посвящена изучению деятельности ресторанов премиум-сектора в период окончания режима самоизоляции. Исследуются основные маркетинговые стратегии, применяемые ресторанами для возобновления конкурентных позиций, а также мероприятия, обеспечивающие выход ресторанов из кризисного положения. Актуальность исследования обусловлена высоким уровнем конкуренции среди ресторанов премиум-класса, борющихся за сохранение своих позиций на рынке.
Ключевые слова: ресторанный бизнес; маркетинговая стратегия; потребители; конкуренция, кризисное время
В современном мире ресторанный бизнес занимает уверенную позицию на мировом рынке и его конкурентоспособность напрямую зависит от маркетинга и чётко разработанных стратегий. Сфера общественная питания приносит в бюджет государства немалые деньги и становится важной частью мировой и российской экономики.
Несмотря на хорошую организацию деятельности и разнообразие предлагаемых блюд в ресторанах разных секторов, актуальным всегда остается вопрос привлечения клиентов в свое заведение. В связи с этим маркетинговая деятельность играет важную роль в деятельности любого ресторана, в особенности в премиум-секторе.
К сожалению, на сегодняшний день вся ресторанная индустрия подвергнута рискам потери прибыли в связи с массовым распространением вирусной инфекции COVID-19. Потребители теряют очную связь с ресторанами, спасительным кругом становится организация доставки блюд на дом.
В связи с этим некоторые особенности ресторанов одного сегмента теряются, что увеличивает борьбу между ресторанами на плато конкурентоспособности.
Для того, чтобы оптимизировать деятельность любой ресторации, необходимо создать пост-кризисные стратегии, которые помогут закрепить стабильное положение любого ресторана премиум-сектора.
При реализации оборонительной конкурентной стратегии предлагаются следующие мероприятия:
− Участие ресторанов в благотворительных и социальных мероприятиях.
Участие в социальных мероприятиях поможет ресторанам премиум-секторов укрепить собственный имидж в глазах тех людей, которые не только составляют постоянную целевую аудиторию, но так же и тех, кто еще не являются его клиентами, а также обозначить свои позиции в данной отрасли.
Подходящими вариантами являются:
− спонсирование детских домов;
− благотворительные акции в честь ветеранов по случаю Дня Победы, дня города;
− организация бесплатных благотворительных обедов;
− организация праздника для конкретной социальной группы (детей-инвалидов и т. п.).
При этом необходимо предоставлять отчет о проделанной работе в СМИ. Эти публикации укрепят имидж заведения, как и его владельца, в глазах каждого зрителя.
Появление ресторана в видеотрансляции также станет отличной рекламой, однако подходить к съемкам следует осторожно. Проведение съемки должно согласовываться с генеральным директором, который будет руководствоваться культурной значимостью планируемого клипа, рекламы или фильма.
Важно также участвовать во всевозможных выставках и ярмарках, проводимых в России и за её пределами. Именно они являются эффективным путем продвижения продукции на мировой рынок и формирования у потребителей впечатления крупной компании.
Выставки являются одним из основных секторов экономики, а также второй по значимости инструмент маркетинга.
Далее, хотелось бы отметить 2 основных проекта 2020 года в рамках реализации пост-кризисной стратегии:
− Taste of Moscow 2020;
− Beviale Moscow 2020.
Данные проекты являются международными фестивалями лучших ресторанов и высокого стиля жизни. Это долгожданное событие для тех, кто ценит изысканную еду и знает толк в ее качестве.
Хотелось бы отметить, что предлагаемые мероприятия в рамках пост-кризисной стратегии, несомненно, привлекут новую целевую аудиторию для ресторана и утвердят его на плато ресторанного бизнеса.
Важной деталью данных мероприятий является тот факт, что стоимость участия в предлагаемых выставках для ведущих ресторанов Москвы бесплатное. Необходимо лишь организовать транспортировку оборудования и грамотно организовать работу на выставках.
В заключение, хотелось бы сказать, что в настоящее время, в области политики и экономики России, произошли колоссальные изменения ввиду массового распространения вирусной инфекции COVID-19. Данная проблема затронула все сферы бизнеса, особенно, ресторанную, так как введённый режим самоизоляции оборвал обратную связь ресторанов с целевой аудиторией.
Предложенные мероприятия помогут ресторанам выйти из кризисных ситуаций и выйти на стабильное рыночное плато, а также сохранить свою конкурентоспособность и возобновить взаимосвязи с целевой аудиторией.
Эффективность приведённых мер обусловлена маркетинговым опытом внедрения предложенных мероприятий в период действия режима самоизоляции в один из ресторанов Москвы класса «премиум» автором статьи.
Исходя из анализа целесообразности реализации кризисной и пост-кризисных стратегий ресторана «Турандот» можно сделать вывод, что предлагаемые мероприятий будут реализованы с гарантированной выгодой и выручкой для ресторана.
Литература:
- Restoranoff Маркет. Ежемесячный журнал о товарах и услугах для ресторанного и гостиничного бизнеса. Выпуск № 03(135), март 2015. — М.: Ресторанные ведомости, 2015. — 742 c.
- Алексеев А. А. Маркетинговые исследования рынка услуг. СПб, 2018, 344с.
- Андреев В. Д., Боков М. А. Теория и практика стратегического планирования/Под ред. В. И. Шаповалова. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2019. 264 с.
- Секерин, В. Д. Основы маркетинга / В. Д. Секерин. — М.: КноРус, 2018. — 288 c.
- Умавов, Ю. Д. Основы маркетинга (для бакалавров) / Ю. Д. Умавов, Т. А. Камалова. — М.: КноРус, 2019. — 384 c.
- Ефимова С. А. Маркетинговое планирование. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2018. С. 122
- Жабина, С. Б. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании: учебник для студ. учреждений среднего проф.образования / С. Б. Жабина, О. М. Бурдюгова, А. В. Колесова. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2017. — 336 с.
- Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: учебник для академического бакалавриата / С. С. Скобкин. — 2-е изд. испр. и доп., 2017. — С. 30–41, 57–65. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).
- Сухов, В. Д. Основы маркетинга: Практикум / В. Д. Сухов. — М.: Academia, 2017. — 192 c.
- Галицкий, Е. Г. Маркетинговые исследования. Теория и практика: учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 570 с.
- Грачёв, Н. В. Маркетинговый подход к управлению предприятием в современных экономических условиях / Н. В. Грачёв // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2016. № 7. С. 109