Статья посвящена изучению деятельности ресторанов премиум-сектора в период режима самоизоляции. Исследуются основные маркетинговые стратегии, применяемые ресторанами для сохранения устойчивых позиций в сфере ресторанного бизнеса в кризисные времена. Кроме того, актуальность исследования обусловлена высоким уровнем конкуренции среди ресторанов одного сектора.
Ключевые слова: маркетинг ресторана; маркетинговая стратегия; целевая аудитория; фактор конкурентоспособности
В настоящее время в области политики и экономики России произошли колоссальные изменения ввиду массового распространения вирусной инфекции COVID-19. Данная проблема затронула все сферы бизнеса, особенно, ресторанную, так как введённый режим самоизоляции оборвал обратную связь ресторанов с целевой аудиторией.
Чтобы реструктуризировать деятельность ресторанов и обеспечить прибыльность, необходимо в срочном порядке разработать стратегию сохранения конкурентоспособности и прибыльности ресторанов.
Для этого необходимо обратиться к соответствующим отделам маркетинга, которые функционируют в каждом ресторане.
Маркетинг ресторана — комплекс мероприятий, направленный на выявления потребностей и желаний потребителей, а также на удовлетворение этих потребностей посредством предоставления соответствующих продуктов или услуг.
Главной особенностью маркетинга в ресторанном бизнесе является комплексность продукта, которая включает в себя не только материальный продукт, но и обслуживание потребителей на высочайшем уровне.
Маркетинговая стратегия ресторана — поэтапный план мероприятий по достижению определённой цели, поставленной рестораном в актуальное время.
Если применять маркетинговую стратегию к сфере ресторанного бизнеса, можно определить её в качестве генерального плана маркетинговой деятельности ресторана на целевых рынках сбыта. Её основополагающей задачей будет выступать определение механизмов и способов участия ресторана в конкурентной борьбе за рынки сбыта и потребителей.
Основными целями маркетинговой стратегии ресторана выступают:
− наращивание объемов сбыта посредством увеличения клиентопотока или количества заказов;
− рост привлекательность продукции для потенциальных клиентов;
− увеличение прибыльности бизнеса и расширение доли рынка;
− завоевание лидерских позиций в отрасли.
В связи с введённым режимом самоизоляции маркетинговая стратегия ресторана должна основываться на каналах коммуникации в медиа-пространстве. Кроме того, важно разработать мероприятия по оптимизации системы доставки ресторанов.
Финансовые возможности при реализации стратегии в условиях кризиса минимальны, так как необходимо не только удержать ресторан на конкурентной платформе, но и уменьшить экономические затраты, в связи с потерей прибыльности в период режима самоизоляции.
Для реализации стратегии сохранения конкурентоспособности ресторанов, а так удержанию целевой аудитории, автором были предложены следующие мероприятия:
− Создание специальных электронных карт лояльности, массовая рассылка целевой аудитории в электронном виде, в случае заказа на дом на карты будут начисляться баллы, которые можно будет реализовать при выходе ресторана из карантина;
− Организация системы прозвона по постоянным клиентам и носителям фирменных карт, которые получали VIP-гости ранее. К Call-центру необходимо привлечь штатных сотрудников ресторана, которые осуществляли свою деятельность в рамках очного взаимодействия с гостями и целевой аудиторией ресторанов;
− Организация еженедельных онлайн трансляций с описанием особенностей доставки и предоставлением возможности высказаться целевой аудитории об их потребностях и желаниях в данный момент;
− Поиск новой целевой аудитории по ранее отмеченным геолокациям и хэштегам в социальных сетях;
− Организовать прямые эфиры с ежедневными розыгрышами призов и специальных комплиментов;
− Открыть свои онлайн-магазин с доставкой продуктов, из которых потребители смогут на дому готовить блюда из ресторанов. К доставке будут приложены специальные брошюры, которые будут содержать несколько уникальных рецептов.
Предложенные мероприятия помогут ресторанам выйти из кризисных ситуаций и выйти на стабильное рыночное плато, а также сохранить свою конкурентоспособность и возобновить взаимосвязи с целевой аудиторией.
Эффективность приведённых мер обусловлена маркетинговым опытом внедрения предложенных мероприятий в период действия режима самоизоляции в один из ресторанов Москвы класса «премиум» автором статьи.
Литература:
- Основы маркетинга: Практикум / Под ред. Дайитбегова Д. М., Синяевой И. М. — М.: Вузовский учебник, 2018. — 318 c.
- Жабина, С. Б. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании: Учебник / С. Б. Жабина. — М.: Academia, 2017. — 398 c
- Саак, А. Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме / А. Э. Саак, Ю. А. Пшеничных. — М.: Питер, 2017. — 512 c.
- Секерин, В. Д. Основы маркетинга / В. Д. Секерин. — М.: КноРус, 2018. — 288 c.
- Умавов, Ю. Д. Основы маркетинга (для бакалавров) / Ю. Д. Умавов, Т. А. Камалова. — М.: КноРус, 2019. — 384 c.