В статье автор рассматривает понятие фирма, конкурентная стратегия, конкурентоспособность фирмы и она посвящена исследованию в изменяющихся условиях среды.
Ключевые слова: фирма, конкурентная стратегия, конкурентоспособность, фирмы, изменяющееся условия среды.
Фирма — это ячейка производства, представляющая собой группу предприятий или предприятие, компанию, хозяйственную организацию, преследующие в своей деятельности коммерческие цели.
Фирмы различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации фирм по группам являются:
– отраслевая и предметная специализация;
– структура производства;
– мощность производственного потенциала.
Любая стратегия включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной фирмы могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.
В общем случае, фирма может разработать и реализовать четыре основных типа стратегий:
– стратегии концентрированного роста — стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта;
– стратегии интегрированного роста — стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции;
– стратегии диверсификационного роста — стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации;
– стратегии сокращения — стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.
Конкурентная стратегия фирмы определяется как долгосрочный план, с целью получения преимущества перед соперниками. Конкурентная стратегия фирмы направлена на создание оборонительной позиции и на получение более высокой рентабельности со стороны инвестиций. Следовательно, для фирмы, которая находится в определенной сфере деятельности, в нашем случае в сфере риэлторской деятельности, конкурентная стратегия играет очень важную роль, поскольку фирмы связанные со сферой оказания услуг потребителям предоставляют практически аналогичные продукты или услуги.
Целями конкурентной стратегии фирмы выступает определение того, как фирма будет конкурировать в отрасли.
«Выбор конкурентной стратегии фирмы обусловлен, во-первых, привлекательностью отрасли с точки зрения долгосрочной прибыльности, а также факторами, которые ее определяют. Не все отрасли обладают равными возможностями для того, чтобы оставаться прибыльными на протяжении длительного времени, поэтому внутренне присущая отрасли прибыльность, является также существенной составляющей прибыльности отдельно взятой фирмы. Выбор конкурентной стратегии, во-вторых, обусловлен тем, что центральный момент в выборе стратегии конкуренции как раз являются факторы, определяющие относительную конкурентную позицию фирмы внутри отрасли. В большинстве отраслей одни фирмы могут быть намного прибыльнее, чем другие, независимо от того, каков средний показатель прибыльности в целом по отрасли» [4, с. 12].
Основные виды конкуренции по сфере действия будут внутриотраслевой, межотраслевой, конкуренцией на локальных рынках, конкуренцией в общенациональном масштабе, внутринациональной и международной конкуренции.
На данном временном промежутке, кризис, обусловленный коронавирусом, заставил многие фирмы скорректировать свои конкурентные стратегии развития, конкурентоспособности и «…работать в совершенно непредсказуемых быстроменяющихся условиях, практически в хаосе…» [1, с. 135].
В этот кризисный период особо важно сфокусироваться на инструментах повышения доверия к клиентам, коммуникации и программах лояльности, особенно, к рабочим кадрам, которые в такие сложные времена начинают более тщательно изучать альтернативы выбора рабочего места и считать деньги. «Для формирования человеческого капитала имеет значение уровень и качество, профессиональная подготовка, обеспечивающие мобильность и конкурентоспособность трудовых ресурсов» [5, с. 148].
Конкурентоспособность фирмы — это конкурентоспособность, которая обеспечивается в основном за счет реализации внутреннего потенциала, внутрипроизводственных факторов, таких как техника, персонал, менеджмент. Особенности предложения на рынках факторов производства зависят от конкретного вида ресурсов: труд, земля, капитал. Факторами предложения ресурсов является ограниченность ресурсов и их мобильность. Условия для возникновения конкурентоспособности выступают «…внедрение инноваций, потребительский спрос, интенсивность конкуренции и глобализации, конкурентная среда, степень административного воздействия на розничную торговлю…» [3, с. 58].
Требование конкурентоспособности фирмы, основывающихся преимущественно на децентрализованных решениях, в рыночной среде требует не только ориентации производства на клиентов, выстраивания взаимовыгодных отношений с поставщиками ресурсов, учета действий конкурентов, но и значительного внимания к вопросам совершенствования организации производства.
Экономическая деятельность современных российских фирм, с ограниченным количеством ресурсов, должно использоваться оптимальным образом и «в соответствии с выбранной системой целей, содержащей экономические, технологические, социальные и экологические подцели, а также с учетом исходных условий, задаваемых внешней средой, такой как конкурентоспособность» [2, с. 910].
Подводя итоги, нужно осознавать и действовать осмотрительно и с прицелом на будущее в современной российской экономике, заключаемой в высокой трудоёмкости производимых продукций или оказываемых услуг в изменяющихся условиях среды.
Литература:
- Вумек Дж. П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Дж.П. Вумек. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2020. — 470 с.
- Плотников С. Л., Брук В. А., Яцук К. В. Планирование как функция управления // Молодой ученый. — 2019. — № 21. — С. 910–913.
- Салихова Р. Р. Формирование конкурентных преимуществ в торговле в условиях глобализации. // НИР. Экономика фирмы. — № 3. — 2019. — С. 14–22.
- Шириц Е. Р. Формирование конкурентных стратегий на региональном рынке. // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. — № 13. –2016. — С. 11–16.
- Юсупова И. В. Человеческий капитал как ключевой фактор стратегии регионального развития (на примере Республики Татарстан). // Вестник КГЭУ. — № 2 (34). — 2017. — С. 148–153.