Автор: Жанцан Нямаа

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Жанцан Н. Изучение психического темпа у детей, имеющих травматический опыт // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 79-81. — URL https://moluch.ru/archive/31/3572/ (дата обращения: 14.12.2017).

Данная работа посвящена изучению особенностей психического темпа у детей, имеющих травматический опыт. Обследованы 96 младших школьников в возрасте от 7 до 8 лет и проведено сравнение психического темпа у детей, не имеющих травматического опыта, и испытывших физическое насилие. Результаты исследования показали, что физическое насилие негативно влияет на психический темп детей: у детей, подвергшихся физическому насилию, снижается подвижность нервных клеток, что характеризируется либо их пассивным состоянием, либо истощением. Это проявляется быстро наступающей утомляемостью и изменением индекса психического темпа при интеллектуальной нагрузке.

Ключевые слова: посттравматический стресс, физическое насилие, психический темп.

За последние 15 лет резко возросло не только количество природных и техногенных катастроф, локальных войн, террористических актов, но и количество негативных социальных явлений, в частности, число смертности и преступности, развода семьи, физического и сексуального насилия и т. д. В связи с этим проблема воздействия внешних стрессоров на психику человека приобретает особую значимость во многих областях знаний, в том числе и в психологии.

Одним из широко распространенных внешних стрессоров является физическое насилие, выходящее за рамки обычного человеческого переживания. По разным данным, в Европе от 10 до 72 % мальчиков и от 12 до 56 % девочек испытывают физическое насилие до 16 возраста, в то время как в Азии жестокому обращению с ребенком подвергается от 5 до 87 % детей до 16 лет [1; 3; 7].

Несмотря на то, что современные ученые в области психологии посттравматического стресса проводят широкие исследования в разных контингентах испытуемых, переживших физическое насилие, большинство исследований, проведенных ими, ограничено, в основном, выявлением и изучением признаков посттравматического стресса, вызванного физическим насилием [4; 5; 6]. Кроме того, в работах, проведенных на детской выборке, почти не затрагивается проблема индивидуально-психологических особенностей у ребенка, переживших физическое насилие.

Изучение воздействий физического насилия на формирование индивидуально-психологических особенностей у ребенка, в частности, изучение воздействий физического насилия на психический темп, имеет большое значение не только для анализа влияния физического насилия на его психику, но и для расширения мира его внутренней жизни и восстановления его утраченнего самоотношения. На российской и монгольской выборках младшего школьного возраста данная проблема до сих пор практически не изучена.

В связи с этим было проведено нами исследование, целью которого является выяснение воздействий посттравматического стресса, вызванного физическим насилием, на психический темп детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 96 первоклассников, обучающихся в ГОУ СО «Средняя общеобразовательная школа № 14» ЗАО г. Москвы.

Экспериментальная работа была проведена в 2 этапах. На первом этапе с помощью полуструктурированного интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей [2] мы разделили всех детей на две части: дети, не имеющие травматического опыта (контрольная группа), и дети, пережившие физическое насилие (экспериментальная группа). В контрольную группу вошли 25 испытуемых, а в экспериментальную группу – 71 испытуемых.

На втором этапе был изучен психический темп у детей из контрольной и экспериментальной групп по тесту Горбова-Шульте.

По исследованиям, отыскание чисел на таблицах Шульте-Горбова наиболее успешно выполнились испытуемыми, не имеющими травматического опыта. Это выражается в времени, потраченных ими на отыскание чисел на каждой таблице: испытуемые потратили, в среднем, 68,5 сек. на отыскание чисел на I таблице, а – 64,2 сек. на II таблице, – 66,7 сек. на III таблице, – 60,1 сек. на IY таблице. Полученные данные показывают, что дети контрольной группы потратили примерно одинаковое время на отыскание чисел на каждой таблице. Кроме того, у этих детей, по нашим качественным анализам, не наблюдалось увеличение времени, затрачиваемого на отыскание чисел на последних таблицах (см. рисунок № 1).

Рисунок № 1

Средние показатели психического темпа контрольной группы (в секундах) (n=25)

Таким образом, психический темп у детей, не имеющих травматического опыта, определяемый на основе учета потраченного времени на отыскание чисел на каждой таблице, равномерен, неинтертен.

А теперь рассмотрим результаты исследования детей экспериментальной группы. У испытуемых данной группы, по нашим анализам, обнаружена астеническая форма психического темпа: они потратили, в среднем, 70,4 сек. на отыскание чисел на I таблице, а – 75,6 сек. на II таблице, – 77,9 сек. на III таблице, – 80,3 сек. на IY таблице (см. рисунок № 2).

Рисунок № 2

Средние значения психического темпа у детей, переживших

физическое насилие (в секундах) (n=71)

Из всех таблиц эти дети потратили меньше времени на отыскание чисел на I таблице, а больше времени – на IY таблице. По сравнению с результатами I и II таблиц, дети, имеющие травматический опыт, вызванный физическим насилием, потратили больше времени на отыскание чисел на III и IY таблицах.

Астенический темп психической деятельности у детей, испытывших физическое насилие, выражающий при отыскании чисел на таблицах, на наш взгляд, тесно связан с кратковременным состоянием охранительного торможения в их корковых клетках зрительного анализатора, возникающим у них в результате длительного истощающего влияния физического насилия, сопровождающего такие сильные негативные эмоции, как чувство беспомощности, ужас и т. д.

Таким образом, вышеизложенные результаты, полученные в экспериментальной группе, позволили сделать вывод, что психический темп у детей, переживших физическое насилие, выходящее за рамки обычного человеческого переживания, и сопровождающее интенсивные негативные эмоции, носит неравномерный, астенический характер.

Для выяснения достоверности полученных результатов мы сравнивали результаты исследования, полученные в контрольной и экспериментальной группах. Данные сравнительного анализа отражены на рисунке № 3.

Рисунок № 3

Сравнение среднегрупповых значений психического темпа у детей

контрольной и экспериментальной групп (в секундах) (n=96)

Представленные данные на рисунке № 3 показывают, что между средними показателями по тесту Шульте-Горбова психического темпа у детей контрольной и экспериментальной групп статистические достоверные различия обнаружены по результатам II (t=2,76 при Р=0,01), III (t=2,88 при Р=0,05) и IY таблиц (t=2,57 при Р=0,01). Дети из экспериментальной группы, по сравнению с детьми из контрольной группы, потратили больше времени на отыскание чисел на II, III и IY таблицах. Повышение времени, затрагиваемых на отыскание чисел на указанных трех таблицах, свидетельствует истощающие влияния физического насилия, на темп психической деятельности у детей, имеющих травматический опыт, вызванный физическим насилием.

Таким образом, проведенные наши исследования показали, что психический темп у детей, переживших физическое насилие, выходящее за пределы обычного человеческого переживания, носит астенический и замедлительный характер.


Литература:
  1. Мягмар О. Приспособление индивида. Улан-Батор: Изд-во «Мунхийн усэг», 2000, стр. 3-17.

  2. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009, 304 стр.

  3. Doctor R.M., Shiromoto F.N. The Encyclopedia of Trauma and Traumatic Stress Disorders. New York: «Pacts on File», 2009, pp. 52-96.

  4. Fisher G., Riedesser P. Lehrbuch der Psychotraumatologie. 4. Auflage. München: «Reinhardt», 2009, S. 114-138.

  5. Ford J.D. Posttraumatic Stress Disorder: Scientific and Professional Dimensions. Burlington, MA: «Academic Press», 2009, pp. 23-79.

  6. Gender and PTSD. Ed. by R. Kimerling, P. Ouimette, J. Wolfe. New York: «Guilford Press», 2002, pp. 61-158.

  7. Psychotraumata: Primärärztliche Versorgung des seelisch erschütterten Patienten. Hrsg: L. Reddemann. Köln: «Deutscher Ärzte-Verlag», 2006, S. 7-40.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое насилие, психический темп, отыскание чисел, психического темпа, физического насилия, психический темп детей, влияния физического насилия, обычного человеческого переживания, физическим насилием, травматический опыт, посттравматического стресса, травматического опыта, IY таблице, темп психической деятельности, признаков посттравматического стресса, воздействий физического насилия, рамки обычного человеческого, младшего школьного возраста, темп детей младшего, IY таблицах.

Ключевые слова

посттравматический стресс, физическое насилие, психический темп

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос