Изучение психического темпа у детей, имеющих травматический опыт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Жанцан Н. Изучение психического темпа у детей, имеющих травматический опыт // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 79-81. — URL https://moluch.ru/archive/31/3572/ (дата обращения: 19.07.2018).

Данная работа посвящена изучению особенностей психического темпа у детей, имеющих травматический опыт. Обследованы 96 младших школьников в возрасте от 7 до 8 лет и проведено сравнение психического темпа у детей, не имеющих травматического опыта, и испытывших физическое насилие. Результаты исследования показали, что физическое насилие негативно влияет на психический темп детей: у детей, подвергшихся физическому насилию, снижается подвижность нервных клеток, что характеризируется либо их пассивным состоянием, либо истощением. Это проявляется быстро наступающей утомляемостью и изменением индекса психического темпа при интеллектуальной нагрузке.

Ключевые слова: посттравматический стресс, физическое насилие, психический темп.

За последние 15 лет резко возросло не только количество природных и техногенных катастроф, локальных войн, террористических актов, но и количество негативных социальных явлений, в частности, число смертности и преступности, развода семьи, физического и сексуального насилия и т. д. В связи с этим проблема воздействия внешних стрессоров на психику человека приобретает особую значимость во многих областях знаний, в том числе и в психологии.

Одним из широко распространенных внешних стрессоров является физическое насилие, выходящее за рамки обычного человеческого переживания. По разным данным, в Европе от 10 до 72 % мальчиков и от 12 до 56 % девочек испытывают физическое насилие до 16 возраста, в то время как в Азии жестокому обращению с ребенком подвергается от 5 до 87 % детей до 16 лет [1; 3; 7].

Несмотря на то, что современные ученые в области психологии посттравматического стресса проводят широкие исследования в разных контингентах испытуемых, переживших физическое насилие, большинство исследований, проведенных ими, ограничено, в основном, выявлением и изучением признаков посттравматического стресса, вызванного физическим насилием [4; 5; 6]. Кроме того, в работах, проведенных на детской выборке, почти не затрагивается проблема индивидуально-психологических особенностей у ребенка, переживших физическое насилие.

Изучение воздействий физического насилия на формирование индивидуально-психологических особенностей у ребенка, в частности, изучение воздействий физического насилия на психический темп, имеет большое значение не только для анализа влияния физического насилия на его психику, но и для расширения мира его внутренней жизни и восстановления его утраченнего самоотношения. На российской и монгольской выборках младшего школьного возраста данная проблема до сих пор практически не изучена.

В связи с этим было проведено нами исследование, целью которого является выяснение воздействий посттравматического стресса, вызванного физическим насилием, на психический темп детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 96 первоклассников, обучающихся в ГОУ СО «Средняя общеобразовательная школа № 14» ЗАО г. Москвы.

Экспериментальная работа была проведена в 2 этапах. На первом этапе с помощью полуструктурированного интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей [2] мы разделили всех детей на две части: дети, не имеющие травматического опыта (контрольная группа), и дети, пережившие физическое насилие (экспериментальная группа). В контрольную группу вошли 25 испытуемых, а в экспериментальную группу – 71 испытуемых.

На втором этапе был изучен психический темп у детей из контрольной и экспериментальной групп по тесту Горбова-Шульте.

По исследованиям, отыскание чисел на таблицах Шульте-Горбова наиболее успешно выполнились испытуемыми, не имеющими травматического опыта. Это выражается в времени, потраченных ими на отыскание чисел на каждой таблице: испытуемые потратили, в среднем, 68,5 сек. на отыскание чисел на I таблице, а – 64,2 сек. на II таблице, – 66,7 сек. на III таблице, – 60,1 сек. на IY таблице. Полученные данные показывают, что дети контрольной группы потратили примерно одинаковое время на отыскание чисел на каждой таблице. Кроме того, у этих детей, по нашим качественным анализам, не наблюдалось увеличение времени, затрачиваемого на отыскание чисел на последних таблицах (см. рисунок № 1).

Рисунок № 1

Средние показатели психического темпа контрольной группы (в секундах) (n=25)

Таким образом, психический темп у детей, не имеющих травматического опыта, определяемый на основе учета потраченного времени на отыскание чисел на каждой таблице, равномерен, неинтертен.

А теперь рассмотрим результаты исследования детей экспериментальной группы. У испытуемых данной группы, по нашим анализам, обнаружена астеническая форма психического темпа: они потратили, в среднем, 70,4 сек. на отыскание чисел на I таблице, а – 75,6 сек. на II таблице, – 77,9 сек. на III таблице, – 80,3 сек. на IY таблице (см. рисунок № 2).

Рисунок № 2

Средние значения психического темпа у детей, переживших

физическое насилие (в секундах) (n=71)

Из всех таблиц эти дети потратили меньше времени на отыскание чисел на I таблице, а больше времени – на IY таблице. По сравнению с результатами I и II таблиц, дети, имеющие травматический опыт, вызванный физическим насилием, потратили больше времени на отыскание чисел на III и IY таблицах.

Астенический темп психической деятельности у детей, испытывших физическое насилие, выражающий при отыскании чисел на таблицах, на наш взгляд, тесно связан с кратковременным состоянием охранительного торможения в их корковых клетках зрительного анализатора, возникающим у них в результате длительного истощающего влияния физического насилия, сопровождающего такие сильные негативные эмоции, как чувство беспомощности, ужас и т. д.

Таким образом, вышеизложенные результаты, полученные в экспериментальной группе, позволили сделать вывод, что психический темп у детей, переживших физическое насилие, выходящее за рамки обычного человеческого переживания, и сопровождающее интенсивные негативные эмоции, носит неравномерный, астенический характер.

Для выяснения достоверности полученных результатов мы сравнивали результаты исследования, полученные в контрольной и экспериментальной группах. Данные сравнительного анализа отражены на рисунке № 3.

Рисунок № 3

Сравнение среднегрупповых значений психического темпа у детей

контрольной и экспериментальной групп (в секундах) (n=96)

Представленные данные на рисунке № 3 показывают, что между средними показателями по тесту Шульте-Горбова психического темпа у детей контрольной и экспериментальной групп статистические достоверные различия обнаружены по результатам II (t=2,76 при Р=0,01), III (t=2,88 при Р=0,05) и IY таблиц (t=2,57 при Р=0,01). Дети из экспериментальной группы, по сравнению с детьми из контрольной группы, потратили больше времени на отыскание чисел на II, III и IY таблицах. Повышение времени, затрагиваемых на отыскание чисел на указанных трех таблицах, свидетельствует истощающие влияния физического насилия, на темп психической деятельности у детей, имеющих травматический опыт, вызванный физическим насилием.

Таким образом, проведенные наши исследования показали, что психический темп у детей, переживших физическое насилие, выходящее за пределы обычного человеческого переживания, носит астенический и замедлительный характер.


Литература:
  1. Мягмар О. Приспособление индивида. Улан-Батор: Изд-во «Мунхийн усэг», 2000, стр. 3-17.

  2. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009, 304 стр.

  3. Doctor R.M., Shiromoto F.N. The Encyclopedia of Trauma and Traumatic Stress Disorders. New York: «Pacts on File», 2009, pp. 52-96.

  4. Fisher G., Riedesser P. Lehrbuch der Psychotraumatologie. 4. Auflage. München: «Reinhardt», 2009, S. 114-138.

  5. Ford J.D. Posttraumatic Stress Disorder: Scientific and Professional Dimensions. Burlington, MA: «Academic Press», 2009, pp. 23-79.

  6. Gender and PTSD. Ed. by R. Kimerling, P. Ouimette, J. Wolfe. New York: «Guilford Press», 2002, pp. 61-158.

  7. Psychotraumata: Primärärztliche Versorgung des seelisch erschütterten Patienten. Hrsg: L. Reddemann. Köln: «Deutscher Ärzte-Verlag», 2006, S. 7-40.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое насилие, психический темп, отыскание чисел, III, ребенок, экспериментальная группа, травматический опыт, таблица, контрольная группа, посттравматический стресс.


Ключевые слова

посттравматический стресс, физическое насилие, психический темп

Похожие статьи

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей...

2) полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей (автор

Еще 10 %, помимо нахождения в зоне военных действий, подвергались физическому насилию со

Н. В. Тарабрина рассматривает явление ПТСР в соответствии с проявлениями 5 групп...

Психологические особенности детей, переживших...

Психологические особенности детей, переживших травматические кризисные ситуации, проявляющиеся в учебной деятельности.

Стрессу подвержены все люди, дети в том числе.

- физическое жестокое обращение; - сексуальное насилие

Функционирование клинико-психологической реабилитации...

Выборка пациенток для исследования во 2-ой (контрольной) группе состояла из женщин с

Миско Е. А. Представления о жизненной перспективе у лиц, переживших травматический

Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина...

Психологические особенности интеграции...

Необходимо также учитывать, что реакция на травматический опыт может быть отсрочена в своих последствиях.

Анализируя результаты 1 этапа, можно отметить, что экспериментальная и контрольная группы не имели значимых различий.

Взаимосвязь типов привязанности и ранних дезадаптивных схем...

Дж. Янг выделил 18 схем, объединенных в 5 групп.

Недоверие/насилие. Эмоциональная депривация. Дефективность/стыд.

Для нас значительный интерес представляет исследование раннего травматического опыта, а именно того, которое было получено в детстве.

Личностные деформации участников боевых конфликтов

Травматический опыт, запечатленный в психике ветерана, держит его в состоянии внутренней войны».

Для экспериментальной и контрольной группы не характерны высокие показатели по данному фактору, что говорит о сходстве обеих групп

Биопсихосоциальный подход в изучении посттравматического...

травматическое событие, психологическая травма, травматическая личность, травма, ребенок, Жертва, вегетативная нервная система, жизнь, группа симптомов, травматический опыт.

Интегративно-модульный подход как теоретико-концептуальная...

Иными словами посттравматическое стрессовое расстройство - это комплекс психических нарушений

Травматические события оставляют неизгладимый след в психике ребенка.

Однако данные о частоте этих расстройств, в том числе ПТСР, их структуре и выраженности...

Особенности применения аутогенной тренировки...

Основные термины (генерируются автоматически): аутогенная тренировка, психологическая подготовка, психическая саморегуляция, экспериментальная группа

Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей...

2) полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей (автор

Еще 10 %, помимо нахождения в зоне военных действий, подвергались физическому насилию со

Н. В. Тарабрина рассматривает явление ПТСР в соответствии с проявлениями 5 групп...

Психологические особенности детей, переживших...

Психологические особенности детей, переживших травматические кризисные ситуации, проявляющиеся в учебной деятельности.

Стрессу подвержены все люди, дети в том числе.

- физическое жестокое обращение; - сексуальное насилие

Функционирование клинико-психологической реабилитации...

Выборка пациенток для исследования во 2-ой (контрольной) группе состояла из женщин с

Миско Е. А. Представления о жизненной перспективе у лиц, переживших травматический

Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина...

Психологические особенности интеграции...

Необходимо также учитывать, что реакция на травматический опыт может быть отсрочена в своих последствиях.

Анализируя результаты 1 этапа, можно отметить, что экспериментальная и контрольная группы не имели значимых различий.

Взаимосвязь типов привязанности и ранних дезадаптивных схем...

Дж. Янг выделил 18 схем, объединенных в 5 групп.

Недоверие/насилие. Эмоциональная депривация. Дефективность/стыд.

Для нас значительный интерес представляет исследование раннего травматического опыта, а именно того, которое было получено в детстве.

Личностные деформации участников боевых конфликтов

Травматический опыт, запечатленный в психике ветерана, держит его в состоянии внутренней войны».

Для экспериментальной и контрольной группы не характерны высокие показатели по данному фактору, что говорит о сходстве обеих групп

Биопсихосоциальный подход в изучении посттравматического...

травматическое событие, психологическая травма, травматическая личность, травма, ребенок, Жертва, вегетативная нервная система, жизнь, группа симптомов, травматический опыт.

Интегративно-модульный подход как теоретико-концептуальная...

Иными словами посттравматическое стрессовое расстройство - это комплекс психических нарушений

Травматические события оставляют неизгладимый след в психике ребенка.

Однако данные о частоте этих расстройств, в том числе ПТСР, их структуре и выраженности...

Особенности применения аутогенной тренировки...

Основные термины (генерируются автоматически): аутогенная тренировка, психологическая подготовка, психическая саморегуляция, экспериментальная группа

Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе.

Задать вопрос