Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 14.01.2017

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Антоненко Е. Г. Взаимосвязь типов привязанности и ранних дезадаптивных схем у наркозависимых // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 683-686. — URL https://moluch.ru/archive/136/38116/ (дата обращения: 20.05.2018).



Наркозависимое поведение является аутодеструктивным и пагубно влияет как на зависящую личность, так и на его окружение. Последствия наркомании иногда бывают, необратимы и заканчиваются смертью наркозависимого. Борьба с зависимым поведением является очевидным, поэтому разработка новых теорий и методов работы с наркозависимыми остается актуальной и до сих пор.

Наркозависимому поведению уделяется много внимания, достаточно исследований проведено на тему возникновения, течения и лечения болезни. В большинстве случаев наркомания рассматривается с медицинской точки зрения, так как эта проблема купируется медикаментозно. Но, как говорится, бывших наркоманов не бывает, и поэтому, после снятия всех симптомов, важно начать анализировать проблему в период ремиссии, выяснить, что привело пациента к употреблению наркотических веществ. Более эффективно предотвратить возникновение наркозависимости, чем бороться с ее проявлениями. Поэтому необходимо рассмотреть, какими психологическими пред диспозициями обладает человек, для возникновения у него химической зависимости. Одним из важных факторов способствующих формированию наркомании являются детско-родительские отношения. Этот аспект представляет особый интерес, так как на данный момент времени, в отечественной психологии эта область знаний является недостаточно изученной.

В детстве у ребенка развивается чувство привязанности к матери, как к самому близкому социальному контакту. Если чувство привязанности сформировалось правильно, то есть появилась надежная привязанность, то в дальнейшем формируется правильный, адекватный характер, не склонный к аддиктивному поведению. Надежная привязанность является защитной, то есть ее наличие может помочь человеку справиться с трудностями, которые могут возникнуть в течение жизни. В другой ситуации, когда у ребенка произошло нарушение привязанности, формируется «слабый» характер, предрасположенный к наркозависимости. Помимо этого формируются определенный паттерн поведения, как реакция на отвержение ребенка матерью, это и есть дезадаптивная схема. Во взрослом возрасте, эти схемы активируются, если у человека возникают ситуации, которые похожи на травматические события его детства.

Понятие «типы привязанности» в психологии.

«Привязанность» как понятие, принятое в психологии — это инстинктивное поведение ребенка, а также любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь» [5]. Зачастую этим объектом привязанности является мать ребенка. Такой феномен, как привязанность, развивается в детстве в ответ на заботу и социальное взаимодействие. Взаимоотношения, которые сформировались у матери и ребенка, можно назвать непосредственно привязанностью, если они имеют ее особые свойства, к которым относится склонность индивида при возникновении опасности к близости к объекту привязанности.

Проблема развития привязанности происходит из-за нарушения во взаимоотношениях в семье, травматических происшествий прошлого, которые сказываются на умение человека развивать отношения с окружающими. Дефекты привязанности будет обусловлено взаимоотношениями родителей к ребенку, действиями социального окружения и личными психологическими особенностями ребенка. Дети, не прочувствовавшие заботы родителей, будут в дальнейшем проявлять трудности во взаимоотношениях с окружающими.

По мере взросления ребенка, привязанность к матери видоизменяется, но не проходит. На место необходимости в ближнем плотском, телесном взаимодействии, появляется более сложная модель привязанности в психологической защите и поддержке, в надежной коммуникации, а также в податливом взаимодействии со стороны родителя. Увеличивается и количество людей, с которыми ребенок устанавливает отношения привязанности, но значение матери, как главного объекта привязанности остается. Как свидетельствуют многократные исследования, воздействие привязанности к матери не лимитируется начальными стадиями детства, а распространяется даже на старшие возрасты жизни. Необходимо отметить, что область влияния привязанности в действительности гораздо шире сферы детско-родительских взаимоотношений. В критический момент взросления, например, когда ребенок учиться ходить либо при формировании автономности на начальных стадиях, потребность в привязанности продолжает быть актуальной, но при этом появляется острая необходимость исследовательской деятельности. Данные обстоятельства значительным психологическим напряжением, которое может привести к развитию возрастного кризиса. Опираясь на исследования российских ученых, можно сказать, что возрастного кризиса может и не возникнуть, неминуемы только переломные моменты в развитии. Кризис развивается при неблагоприятных детско-родительских отношениях. Отсюда следует, что надежная привязанность является важным критерием литического взросления.

После исследований Дж. Боулби и М. Эйнсворд и их последователей, стали выделять четыре типа привязанности: надежный тип, который сходен с гармоничным течением развития ребенка; два ненадежных — это амбивалентный (тревожно-агрессивный) и избегающий (тревожно-тормозимый) и дезорганизованный тип привязанности, который соответствует патологичным вариантам развития детей.

Параллельно развитию привязанности к близкому взрослому, которая основывается на удовлетворении потребностей, у ребенка формируются поведенческие реакции на то, как откликается объект привязанности на возникшие желания ребенка. Эти поведенческие реакции рассматривал Дж. Янг и назвал их ранними дезадаптивными схемами. На основе анализа выделенных схем Дж. Янг разработал свою интегративную схема терапию. В которую он включил разбор детско-родительских отношений, переживаний, что может служить «перепрограммированию» дезадаптивных схем.

Понятие «ранние дезадаптивные схемы» в психологии.

Теория Дж. Янга о ранних дезадаптивных схемах вышла из когнитивной психологии. Изначально в когнитивной психологии существовало отдельное понятие, такое как «схема». «Схемы — это когнитивные структуры, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие действительности» [4]. Объединив когнитивно-поведенческую терапию, теорию привязанности, психоанализ, гештальт-терапию, Дж. Янг разработал схема-терапию, которая основана на формировании ранних дезадаптивных схем.

Под ранними дезадаптивными схемами А. Арнтц и Г. Якоб понимают представления о мире, которые оказывают влияние на когниции, эмоции, воспоминания, социальные взаимодействия и взгляды, а также преобладающие модели поведения. Так называемый искаженный паттерн поведения. Принято считать, что ранние дезадаптивные схемы формируются в детстве. В дальнейшем они могут обнаруживаться с разной степенью интенсивности в зависимости от жизненных ситуаций. Дж. Янг выделил 18 схем, объединенных в 5 групп. Каждая категория схем отражает одну из основных потребностей, удовлетворение которой важно для здорового развития человека. Когда активируется какая-либо схема, порождаются сильные негативные эмоции.

Таблица 1

Ранние дезадаптивные схемы вразбивке по категориям

Категория схем

Схемы

Разобщенность и отвержение

Покинутость/нестабильность

Недоверие/насилие

Эмоциональная депривация

Дефективность/стыд

Социальная изоляция/отчуждение

Нарушение личностной автономии и непризнание достижений

Зависимость/некомпетентность

Подверженность физическому вреду или болезням

Слитность с другими/неразвитое Я

Обреченность на неудачу

Нарушенные границы

Обладание особыми правами/грандиозность

Недостаток самоконтроля/самодисциплины

Направленность на других

Подчинение

Самопожертвование

Поиск одобрения

Сверхбдительность и подавление

Негативность/пессимизм

Подавление эмоций

Завышенные требования к себе

Карательность

Принято считать, что дезадаптивные схемы возникают в детстве, когда по каким-либо причинам не удовлетворяются основные потребности ребенка. «Это предположение подтверждается растущим числом исследований, выявляющих высокую степень корреляции между травматическим или эмоционально формирующим детским опытом и психологическими проблемами в более позднем возрасте» [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования дезадаптивных схем необходима определенная неблагополучная почва. Опираясь на теорию Дж. Янга и теорию объектных отношений, можно сказать, что основу этой почвы представляют детско-родительские отношения, удовлетворение базовых потребностей и детская травма. Возникнув и полностью сформировавшись в детстве, как способ адаптации в микросоциуме (семье), схемы закрепляются, и уже во взрослой жизни начинают выполнять дезадаптивную функцию, так как являются не эффективными.

Характерной чертой проявления схем являются болезненные эмоциональные переживания. Чтобы не допустить их возникновения у человека активируются копинг стратегии или уход в зависимость.

Опираясь на исследования Букановской Т. И., можно сделать вывод, что употребление наркотических веществ помогает справиться с аффективными состояниями переживания горя, страха, неуверенности и других негативных эмоций на качественно другом уровне, а именно получение физического удовлетворения.

Исследование ранних дезадаптивных схем и типов привязанностей у наркозависимых.

Человек склонный к наркозависимому поведению — это обязательно человек, который раннее перенес какой-либо травматический опыт и в силу своих индивидуальных особенностей не смог с ней справиться (поэтому важную роль играет исследование преморбидной личности). Подсознательно, травмированная личность неустанно ищет способ или средство, которое могло бы хоть на какой-то промежуток времени нормализовать аффективное состояние. По началу наркотические вещества справляются с данной проблемой, но вследствие дальнейшего употребления наркотическое вещество начинает диктовать человеку систему определенных личностных смыслов, оправдываясь иллюзией удовлетворения потребностей наркозависимого.

Для нас значительный интерес представляет исследование раннего травматического опыта, а именно того, которое было получено в детстве.

Важным фактором развития зависимого поведения является семья. Главной целью семьи является удовлетворение базовых потребностей ребенка. «Родительско-детские отношения — это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга» [2]. Детско-родительские отношения выражаются особой аффективной значимостью. «Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность» [2]. Необходимо брать во внимание все эти сферы функционирования семьи, если они развиваются не правильно, возникает риск формирования зависимого поведения. Даже если в самом начале человеком движет простое любопытство, факт развития наркомании кроется гораздо глубже [3].

Для лиц с любой зависимостью, предмет зависимости является суррогатом близкого человека, с которым могли бы сформироваться близкие отношения привязанности. Суррогат человека в виде нездоровой страсти, например ПАВ, может быть заменой объекта привязанности, который бы мог выверять эмоциональное напряжение, может изменяться в течении жизни, развивая при этом новые аддикции. Приоритет объекта аддикции в том, что он обычно всегда доступен и его можно свободно найти. Если есть трудности в доступе к объекту зависимости, у человека развивается синдром отмены.

Таким образом, детско-родительские отношения, а именно отношения с матерью, которая чаще всего является объектом привязанности, служат для удовлетворения первичных потребностей ребенка. Если потребности ребенка удовлетворялись ненадлежащим образом, у фрустрированного малыша сформировались ранние дезадаптивные схемы, как реакция на свое отрицательное эмоциональное состояние. Дезадаптивные схемы включают в себя иррациональные мысли, которые обуславливают определенный паттерн поведения для того, чтобы справиться с негативной ситуацией. Когда возникает стрессовое событие, человек хочет избавиться от него и от негативных переживаний, связанных с этим стрессом, прибегая к разным способам ухода от реальности, в том числе и употребление ПАВ. Происходит данное действие бессознательно, и человек вполне может рационализировать для себя и других свое поведение, не подозревая, что им движут иррациональные убеждения.

Литература:

1. Арнтц А., Якоб Г. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах. Перевод с англ. Е. Плотниковой; под научной редакцией Черникова А. В. — М.: Научный мир, 2016. — С. 320.

2. Березин С. В., Лисецкий К. Л, Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости: Монография. — Москва: МПА, 2001. — С. 356.

3. Дубинин С. Особенности семьи, способствующие возникновению наркотической зависимости у детей и подростков // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 6. — С. 81–92.

4. Лебедева Д. Л., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь. 2006. — 336 с.

5. Мельникова М. Л. Рисунок «Мать и дитя в диагностике привязанности: Методическое руководство Науч. ред. Сироткин С. Ф. — Ижевск: ERGO. 2007. — 216 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дезадаптивных схем, ранних дезадаптивных схем, отношения привязанности, объектом привязанности, чувство привязанности, объекта привязанности, Взаимосвязь типов привязанности, детско-родительские отношения, Проблема развития привязанности, близкие отношения привязанности, нарушение привязанности, главного объекта привязанности, сложная модель привязанности, объекту привязанности, область влияния привязанности, дезорганизованный тип привязанности, теорию привязанности, Дефекты привязанности, паттерн поведения, воздействие привязанности.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос