Авторы: Амплеева Вероника Владиславовна, Юдин Александр Эдуардович

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.10.2016

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Амплеева В. В., Юдин А. Э. Особенности применения аутогенной тренировки в психологической подготовке каратеистов // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 761-765.



Данная работа посвящена исследованию эффективности использования аутогенной тренировки в психологической подготовке юных каратеистов как основному из факторов стабилизации эмоционального состояния спортсмена.

Ключевые слова: психологическая подготовка, аутогенная тренировка, юные каратеисты

Актуальность исследования обусловлена тем, что для тренировок каратеистов огромное значение имеет подготовка на основе использования научных данных о психической саморегуляции как многоаспектном психофизиологическом явлении. Под психической саморегуляцией А. В. Алексеев понимается определенные воздействия на психические и физические функции своего организма с помощью слов и соответствующих им мысленных образов [1].

По мнению А. О. Прохорова [3], психологическая подготовка спортсменов — одна из наиболее интересных и перспективных тем для изучения. Трактовка данного вопроса пересекается с взглядами А. Ц. Пуни [4–5] и представляет для нас определенный интерес.

Ф. Геннов, главным моментом психологической подготовки спортсменов к соревнованиям, считает стабилизацию эмоционального состояния [2].

Проанализировав научные исследования вышеперечисленных авторов, можно увидеть, что данные исследователи заостряют свое внимание на умении саморегулировать свое психофизическое и эмоционально-волевое состояние. А наиболее распространенным и эффективным методом психологической саморегуляции является аутогенная тренировка.

Исходя из всего вышесказанного, предметом нашего исследования являлась методика формирования психомышечной саморегуляции у юных каратеистов.

Гипотеза исследованиясостояла в том, что внедрение в тренировочный процесс юных каратеистов методики психомышечной саморегуляции, позволит обеспечить психическую устойчивость спортсменов, и улучшит результаты их выступления на соревнованиях.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась АНО «Тольяттинская федерация каратэ ВКФ». Отбор участников экспериментального исследования осуществлялся на основе учета: 1) пола (мужской); 2) возраста (8–9 лет); 3) уровня спортивного мастерства (учащиеся, занимающиеся в секции каратэ). В ходе экспериментальной проверки методической разработки, учитывались требования, предъявляемые к проведению естественного, формирующего эксперимента.

Методика психологической подготовки

Зв основу своей методики, мы взяли методику А. В. Алексеева в изначальном ее варианте, и разработали свою методику, учитывая тонкости тренировок каратеистов.

Особенности методики состояли в следующем:

  1. Внимание, как всегда, спокойное и ненапряженное, должно медленно «осматривать» мышцы спины, боковых поверхностей туловища, живота и груди, способствуя их расслаблению и согреванию.
  2. Затем расслаблению подвергаются мышцы шеи (втянуть голову в плечи, а их немного приподнять к ушам и задержать такое положение на высоте вдоха в течение 3–4 секунд).
  3. После расслабляются мышцы лица (на вдохе надо слегка нахмурить лоб, зажмурить глаза, немного сжать зубы и губы)
  4. После того как каратеист будет в совершенстве владеть данными видами расслабления, когда все мышцы станут послушными, следует переходить к изучению формулы психомышечной тренировки «Я расслабляюсь и успокаиваюсь».
  5. Когда процесс расслабления начинает реализовываться вполне отчетливо, предварительные формулы заменяются на окончательные.

Исходя из индивидуальных физических и технических особенностей каратеистов, методика предполагает возможность использования направленного влияния на определенную группу мышц. После чего можно приступать к выполнению соревновательного действий.

Учитывая специфику выступления каратеистов во время соревнования, в котором на раунд отводится 2–3 минуты необходимо в совершенстве владеть следующими формулами: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь…» и «Я спокоен и сосредоточен…». Использование данных формул должно занимать всего лишь 5–10 секунд.

Помимо этого, после каждой тренировки юные каратеисты использовали следующую медитацию:

Часть первая. Примите удобное положение тела: лежа или сидя. Начните упражнение с устранения посторонних мыслей. Постарайтесь ни о чем не думать, а мыслям, которые невольно приходят в голову, можно сказать, что вернетесь к ним после занятия, а сейчас вы заняты. Помочь телу расслабиться можно вниманием. Подержите несколько секунд внимание на переносице, плечах. Затем — на кистях, средних пальцах и стопах, на центре низа живота (примерно пять сантиметров ниже пупка), на копчике.

Часть вторая. Когда вы расслабитесь и успокоитесь, будет полезным послушать свое естественное дыхание, или звуки природы (шум ветра, моря, дождя, пение птиц, шелест листвы). Слушание себя или природы поможет ни о чем не думать, подольше сохранить состояние расслабления или покоя.

Часть третья. Закончите упражнение растиранием головы подушечками пальцев, а также стоп — одна о другую. Когда вы расслабитесь и успокоитесь, то можно побывать в этих состояниях от 5 до 20 минут.

Данный комплекс предназначен для снятия напряжение, усталости, чувства неудовлетворенности, концентрирование внимания на различных частях своего тела, способность слушать свое дыхание и просто быть всегда в хорошем расположении духа.

Результаты исследования

Анализируя данные, мы увидели, что после проведенной работы прирост результатов в экспериментальной группе по реактивной тревожности составил 31,88±3,02 балла, в среднем изменение составили 5,25±0,34 (р<0,05), а в контрольной всего 1,50±0,77 балла (рис.1).

Рис. 1. Динамика уровня реактивной тревожности

Следующим показателем психической надежности и эмоциональной устойчивости были результаты уровня личностной тревоги.

Исходя из показаний результатов, видно, что предложенная методика позволила снизить уровень личностной тревоги каратеистов экспериментальной группы и добиться уменьшения в среднем 4,12±0,86. В контрольной же группе изменения составили в среднем 1,90±0,67 балла, что не имело достоверных различий (р>0,05) и было связано с приобретением определенного спортивного опыта (рис. 2).

Рис. 2. Динамика уровня личностной тревоги

В ходе констатирующего эксперимента, у спортсменов экспериментальной группы был зафиксирован низкий показатель по физическому и излишне завышен по эмоциональному компоненту предстартового состояния.

В ходе эксперимента, за счет применения разработанной методики психомышечной саморегуляции каратеистов удалось добиться улучшение по физическому показателю, данный компонент повысился в среднем на 2,38±0,48 балла (р<0,05). В то время как показатели по эмоциональному компоненту улучшились, за счет снижения показателя в среднем на 2,0±0,54 балла (р<0,05). Проанализировав результаты тестирования контрольной группы, самый низкий был физический показатель, и за время эксперимента с другой подгруппой, он практически не улучшился. Что касается эмоционального компонента в этой же группе, он был завышен и по истечению времени изменился не значительно, в среднем уменьшился лишь на 0,7 балла (р>0,05), то есть у спортсменов контрольной группы так и остались проблемы по физическому компоненту, излишне занижен и завышен по эмоциональному. Учитывая специфику выступления и подготовки к соревнованию, это отрицательно сказывается на предсоревновательное состоянии и как следствие ведет к снижению результатов (рис. 3).

Рис. 3. Динамика показателей предсоревновательного состояния: 1–2 — физический компонент; 4–5 — эмоциональный компонент; 7–8 — когнитивный (мысленный) компонент

Результатом улучшения предсоревновательного состояния явилось улучшение выступления на соревнованиях, что в первую очередь отразилось на стабильности.

Следующий показатель общей психологической готовности каратеистов, является личностная тревога, которая до эксперимента была так же практически одинакова в экспериментальной и контрольной группах, и составляла 27,75±2,32 и 27,10±1,65 соответственно. Сравнивая показатели до и после проведенных занятий, в экспериментальной группе видна явная разница (ЛТ составляла уже 23,63±3,18 балла). Мы снизили данный показатель с высокого уровня, до среднего. Если рассматривать специфику подготовки каратеистов, в наиболее ответственный моменты повышается уровень реактивной тревожности, которая в последствии наслаивается и влияет на личностную, тем самым они взаимосвязаны. Для того чтобы улучшить общее психологическое состояние спортсмена в такие моменты, необходимо комплексно влиять, поэтому мы с помощью нашей методики снизили уровень личностной тревоги наряду с реактивной. Что касается результатов в контрольной группе, то они в течение времени изменились не значительно, но уровень личной тревоги так и остался высоким.

При измерении предсоревновательного состояния, до проведения эксперимента каратеисты показывали следующие результаты: в контрольной группе — физический компонент 7,70±0,89, эмоциональный 12,70±1,45, когнитивный (мысленный) 9,60±1,01 балла, в экспериментальной группе — физический компонент 7,50±0,85, эмоциональный 12,75±1,55, когнитивный (мысленный) 9,75±0,98 балла. В процессе нашей работы, в экспериментальной группе, мы получили следующие показатели: физический компонент 9,88±1,33 балла, эмоциональный 10,75±2,09 балла, когнитивный (мысленный) 9,37±1,35 балла. В контрольной группе, результаты практически не изменились.

Подводя общий итог проделанной работы, можно заключить, что уровень реактивной тревожности, до начала внедрения нашей методики в психологическую подготовку, обеих групп был практически одинаков контрольная группа 37,20±1,79 балла, экспериментальная 37,13±2,68. После занятий по разработанной методики в экспериментальной группе этот показатель понизился до 31,88±3,02 тем самым мы добились желаемого оптимального для каратеистов уровня «полезной тревоги». Если же посмотреть на результаты контрольной группы, то они снизились не значительно, и хотя они и остались в интервале умеренной тревожности, но существует риск увеличения таковой, в ответственный и решающий момент, до высокой.

Таким образом, предложенная методика психомышечной саморегуляции для юных каратеистов дала положительные результаты и доказала гипотезу исследования.

Литература:

  1. Алексеев, А. В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с.
  2. Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — М., 1996.
  3. Прохоров, А. О. Методы психической саморегуляции. — Казань, 1990.
  4. Пуни, А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. — М.: ФиС, 1999.
  5. Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пуни. — М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальной группе, юных каратеистов, физический компонент, реактивной тревожности, психомышечной саморегуляции, личностной тревоги, контрольной группе, контрольной группы, методики психомышечной саморегуляции, уровня личностной тревоги, уровень реактивной тревожности, уровень личностной тревоги, предсоревновательного состояния, тренировок каратеистов, юных каратеистов методики, тревоги каратеистов экспериментальной, психической саморегуляции, психологической подготовке каратеистов, экспериментальной группы, эмоционального состояния.

Ключевые слова

психологическая подготовка, аутогенная тренировка, юные каратеисты

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос