Предложения по определению квалификации преподавателя военного учебного заведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Ланчук, И. А. Предложения по определению квалификации преподавателя военного учебного заведения / И. А. Ланчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 119-123. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3541/ (дата обращения: 27.04.2024).

Оценка уровня квалификации преподавателя военного учебного заведения, может стать значимой частью процесса подготовки квалифицированных специалистов.

В перспективе - это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития офицера.

Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а грамотно действующего человека для планирования и эффективного выполнения поставленных задач. Развитие современной армии, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности всего личного состава, и офицеров в частности.

Профессиональная квалификация преподавателя военного учебного заведения непосредственно влияет на качество выпускаемых военным училищем специалистов и является комплексным образованием, включающим в себя теоретическую подготовку, знания, навыки, умения, профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики.

Проверка знаний проводится в целях подтверждения соответствия подготовки офицеров должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к преподавателям военного учебного заведения.

Основными задачами проверки являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации офицеров, их личностного профессионального роста.

  • повышение эффективности и качества самоподготовки;

  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей;

  • определение необходимости повышения уровня подготовки по тем или иным направлениям;

Таким образом, можно сказать, что проверка знаний имеет два ключевых назначения:

1. Оценка уровня квалификации преподавателя для установления соответствия требованиям занимаемой должности

2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации преподавателя.


Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней подготовленности.

Стимулированию целенаправленного повышения квалификации офицеров способствует анализ практической деятельности, позволяющий ответить на следующие вопросы: «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные результаты обучения? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности требуют дальнейшего совершенствования?» и др.

Проведение оценки профессиональных качеств в процессе проверки предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым. Поскольку успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью офицера, именно компетентность является важнейшим элементом оценки в процессе аттестации.

Проверка взаимосвязей выделенных педагогических компетенций и общего показателя успешности повседневной деятельности показала, что все компетенции связаны между собой системой прямых значимых связей и с общим показателем успешности практической деятельности на высоком уровне достоверности. Выявленные закономерности носят устойчивый характер, что свидетельствует о надежности и валидности разработанной методики оценки уровня квалификации преподавателей военных учебных заведений.

Предлагаемая статья содержит описание исходных позиций для оценки уровня квалификации: базовых принципов, практической деятельности и профессиональных качеств, положенных в основу анализа (самоанализа) уровня квалификации, а также способы выявления уровня квалификации для установления соответствия занимаемой должности.

В совокупности принципы должны задавать требования к научно-методической обоснованности методики, обеспечению четкой организации, процедуры с использованием разработанной методики, обеспечению объективного отношения в ходе проверки.

Условно все принципы можно разбить на две группы:

1. Научно-методические;

2. Организационные.

Принцип деятельного подхода требует реализации разностороннего подхода к оценке деятельности в процессе аттестации.

Принцип критериальной ясности предполагает четкое определение содержания и предмета оценивания. В качестве критериев для оценки уровня квалификации выступают базовые компетенции, которые определяют успешность решения основных функциональных задач повседневной службы: компетентность в области личностных качеств; компетентность в целеполагании; компетентность в мотивировании обучающихся; компетентность в разработке программы педагогической деятельности и принятии педагогических решений; компетентность в области информационной основы деятельности; компетентность в организации педагогической деятельности (умение устанавливать субъект- субъектные отношения, умение организовать учебную (воспитательную) деятельность, умение реализовать педагогическое оценивание).

Оценка уровня квалификации, проведенная на основе разработанных критериев, позволит увидеть зоны развития для каждого из аттестуемых офицеров и разработать индивидуальную программу профессионального развития.

Принцип профессионализма и независимости деятельности экспертов предполагает высокий уровень квалификации экспертов и независимость их действий. Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов.

Под компетентностью, в данной статье понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Требования к компетентности преподавателя военного учебного заведения определяются функциональными задачами, которые он реализует в своей деятельности. Профессиональный стандарт включает систему требований к компетентности офицера, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения.

Квалификация может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

1. Компетентность в области личностных качеств.

2. Компетентность в постановке целей и задач деятельности.

3. Компетентность в мотивировании курсантов на осуществление учебной деятельности.

4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии решений.

5. Компетентность в обеспечении информационной основы преподавательской деятельности.

6. Компетентность в организации повседневной деятельности.

Применение системно-деятельностного подхода позволяет нам ответить на вопрос о содержании (предмете) оценки в процессе аттестации. Иными словами, становится понятным, что в процессе анализа практической деятельности важно ответить на вопросы о том, как преподаватель осуществляет целеполагание, мотивирует курсантов, разрабатывает программы и принимает педагогические и управленческие решения, организует деятельность, обеспечивает ее информационное наполнение.

Проверка взаимосвязей выделенных компетенций и общего показателя успешности педагогической деятельности показала (см. рис. 1), что все компетенции связаны между собой системой прямых связей, значимых на высоком уровне достоверности. Они также связаны с общим показателем успешности педагогической деятельности.





















Рисунок. 1. Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью повседневной деятельности военного преподавателя.

Для обеспечения выполнения указанных принципов и достижения целесообразно проверку разделить на несколько этапов: подготовительный этап, непосредственную проверку и принятие решения.

Подготовительный этап включает в себя: ознакомление офицера с подготовленным представлением, представление непосредственного командира (начальника) в аттестационную комиссию по желанию аттестуемого может быть дополнено сведениями, характеризующими его деятельность.

Следующий этап - письменное квалификационное испытание может проводиться выездной комиссией с целью обеспечения более комфортных условий для аттестуемых. Оно может быть проведено по итогам курсов повышения квалификации при условии, что испытание будут проводить представители независимой экспертной группы, созданной в воинской части (военном учебном заведении) для проведения аттестации.

Заключительный этап проверки - принятие решения о соответствии занимаемой должности аттестационной комиссией. Оформление принятого решения протоколом, занесение принятого решения в аттестационный лист офицера. Комиссия принимает одно из следующих решений:

· соответствует занимаемой должности

· не соответствует занимаемой должности

Аттестационная комиссия в случае необходимости заносит в аттестационный лист преподавателя рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.

Проведение аттестации на соответствие занимаемой должности – это один из механизмов управления качеством образования. На основе результатов испытания проводится оценка уровня квалификации преподавателя и при необходимости вырабатываются рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию. Для успешной реализации указанных целей важно выполнить ряд условий:

1. Задание для проведения квалификационного испытания должно быть связанным с содержанием выполняемой аттестуемым деятельности. При разработке (корректировке) заданий важно помнить, что они должны затрагивать различные компетенции офицера в соответствии с его должностными обязанностями.

2. Задания не должны дублировать квалификационные испытания, которые используются для оценки уровня квалификации выпускников военных учебных заведений.

3. Важно помнить, что задания, включенные в квалификационные испытания на соответствие занимаемой должности и критерии их оценки, должны быть ориентированы на необходимый минимум, а не максимум.

Речь идет о соответствии занимаемой должности. В результате испытания необходимо выяснить, может ли преподаватель занимать должность и при необходимости дать конкретные предложения по дальнейшему повышению его квалификации.

4. Подготовка к прохождению квалификационных испытаний должна способствовать профессиональному развитию офицера, качеству решения основных функциональных задач повседневной деятельности. Задания должны учитывать актуальные задачи, которые стоят перед системой высшего военного образования.

Решение педагогических ситуаций потребует от преподавателя проявления педагогической компетентности: знаний, умений, личностных качеств. При проведении квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности преподавателю предлагается решить три ситуации. Выбор ситуаций для квалификационного испытания проводится случайным образом из имеющегося банка ситуаций.

При оценке результатов учитывается конструктивность и обоснованность предложенного способа разрешения сложившейся ситуации: умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения; умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения, умение поставить и реализовать цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях; умение выработать и реализовать способ эффективного воздействия для разрешения сложившейся ситуации; умение предвидеть результаты воздействия. За предложенный Вами вариант по каждой из ситуаций Вы можете получить от «0» до «3» баллов:

0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является деструктивным. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к выполнению своих обязанностей.

1 балл – приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Результат будет минимальным. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела беспроблемной.

2 балла – предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к своим обязанностям, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, возможных причин возникновения ситуации, последствий выбранного способа воздействия и др.

3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Обоснование включает анализ ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку целей и задач; описание возможных ответных реакций и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.

За выполнение трех заданий преподаватель может получить от 0 до 9 баллов.

Для получения положительного заключения о соответствии занимаемой должности достаточно набрать 4 балла. Подсчет общего количества баллов осуществляется методом сложения количества баллов, полученных за решение каждой из трех ситуаций по формуле:

ПС = А + В + С

Где ПС – показатель соответствия занимаемой должности,

А – оценка за решение первой ситуации,

В – оценка за решение второй ситуации,

С – оценка за решение третьей ситуации.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

· Соответствует занимаемой должности – в том случае, если

преподаватель набрал 4 и более балла.

· Не соответствует занимаемой должности – если преподаватель набрал

менее 4-х баллов.

При проведении экспертной оценки профессиональной деятельности преподавателя, прежде всего, важно ответить на вопросы о том, по каким параметрам осуществляется оценка каждой из выделенных в соответствии с профессиональным стандартом компетенций. Для удобства проведения экспертной оценки в процессе аттестации параметры структурированы по показателям, характеризующим каждую из педагогических компетенций.

Подготовка экспертного заключения предполагает проведение качественного и количественного анализа результатов экспертной оценки и самооценки педагогической компетентности.

Показатель уровня профессиональной квалификации преподавателя определяется как среднеарифметическое значение по шести базовым компетенциям:

ПК =Σ (Xi ЛК (э) + Xi ПЦ (э)+ Xi МД (э)+ Xi ИОД (э) + Xi ПД (э) +Xi ОУД (э)) / 6

Где: ПК – показатель уровня квалификации;

1. Компетентность в области личностных качеств;

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности;

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности;

5. Компетентность в разработке программы и принятии педагогических

решений;

6. Компетентность в области организации учебной деятельности.

Экспертная оценка:

Хi – среднее значение по каждой из шести компетенций

ЛК (э) - Экспертная оценка компетентности в области личностных качеств.

ПЦ (э) - Экспертная оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности.

МД (э) - Экспертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности.

ИОД (э) - Экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности.

ПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений.

ОУД (э) - Экспертная оценка компетентности в области организации учебной деятельности.

На основе проведенного анализа составляется экспертное заключение, которое представляется в аттестационную комиссию для принятия решения по определению уровня его квалификации. По тем моментам, которые вызвали затруднения у офицера (преподавателя) при разрешении педагогических ситуаций (постановка педагогических целей и задач, построение взаимоотношений с обучающимися, выбор методов воздействия, оценка возможного эффекта и отдаленных последствий и др.), ему предлагается повысить квалификацию (самоподготовка, обучение на курсах, специальных семинарах и т.п.).

Основные термины (генерируются автоматически): занимаемая должность, Экспертная оценка компетентности, аттестационная комиссия, военное учебное заведение, компетентность, педагогическая деятельность, учебная деятельность, повседневная деятельность, практическая деятельность, экспертная оценка.


Похожие статьи

Мотивационные методы диагностики профессиональной...

В обобщенном виде педагогическая деятельность оценивается уровнем сформированности следующих компетентностей: профессиональной, информационной, коммуникативной, правовой.

Особенности профессиональной компетенций молодых педагогов

педагогическая деятельность, педагог, собственная самооценка, высокий уровень развития компетентности, задача, область постановки целей, профессиональная компетенция молодых педагогов, учебная...

О формировании готовности курсантов к применению...

Вторая — основной вид деятельности курсанта учебная деятельность, которая имеет все признаки учения.

Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Профессиональная компетентность в теоретическом плане выступает как результат освоения специальной деятельности, методов ее анализа и механизма ее развития в процессе профессионального образования и становления профессионализма в практической...

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных...

Введение понятия компетентности «как умение мобилизовать знания и опыт к решению конкретных проблем (термин Жана-Франсуа Перре), позволяет

 уровневый тест (узнавание — подстановка — продуктивная деятельность — принятие решений в проблемных ситуациях).

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Автор: Некрасова Светлана Викторовна. Рубрика: Педагогика.

При работе с обучающимися необходимо уделять большое внимание самостоятельно-исследовательской деятельности, которая дает возможность...

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

Для диагностики уровня адаптированности кадет применяется метод экспертных оценокЭкспертная

Бондаренко О.А. Формирование социально компетентности как условие успешной

Волонтерская деятельность в высшем учебном заведении (на примере МПГУ).

в области педагогической деятельности

Дисциплина направлена на повышение уровня профессионально-педагогической компетентности студентов магистратуры, сформированности у них комплекса умений и навыков, необходимых для реализации научной и преподавательской деятельности в...

Похожие статьи

Мотивационные методы диагностики профессиональной...

В обобщенном виде педагогическая деятельность оценивается уровнем сформированности следующих компетентностей: профессиональной, информационной, коммуникативной, правовой.

Особенности профессиональной компетенций молодых педагогов

педагогическая деятельность, педагог, собственная самооценка, высокий уровень развития компетентности, задача, область постановки целей, профессиональная компетенция молодых педагогов, учебная...

О формировании готовности курсантов к применению...

Вторая — основной вид деятельности курсанта учебная деятельность, которая имеет все признаки учения.

Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Профессиональная компетентность в теоретическом плане выступает как результат освоения специальной деятельности, методов ее анализа и механизма ее развития в процессе профессионального образования и становления профессионализма в практической...

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных...

Введение понятия компетентности «как умение мобилизовать знания и опыт к решению конкретных проблем (термин Жана-Франсуа Перре), позволяет

 уровневый тест (узнавание — подстановка — продуктивная деятельность — принятие решений в проблемных ситуациях).

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Автор: Некрасова Светлана Викторовна. Рубрика: Педагогика.

При работе с обучающимися необходимо уделять большое внимание самостоятельно-исследовательской деятельности, которая дает возможность...

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

Для диагностики уровня адаптированности кадет применяется метод экспертных оценокЭкспертная

Бондаренко О.А. Формирование социально компетентности как условие успешной

Волонтерская деятельность в высшем учебном заведении (на примере МПГУ).

в области педагогической деятельности

Дисциплина направлена на повышение уровня профессионально-педагогической компетентности студентов магистратуры, сформированности у них комплекса умений и навыков, необходимых для реализации научной и преподавательской деятельности в...

Задать вопрос