Автор: Царев Иван Николаевич

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 03.06.2017

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Царев И. Н. Мотивационные методы диагностики профессиональной компетентности педагогов Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 99-102.



Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.

Майкл Барбер

Какими мотивационными методами диагностики можно определить уровень профессиональной компетентности педагогов, чтобы принять обоснованное управленческое решение о качестве и компетентности сотрудника организации? Основу для разработки подходов составили положения, отражающие инновационный характер изменений в системе образования Российской федерации, а именно профессиональная компетентность педагога определяется в логике компетентностного подхода. В обобщенном виде педагогическая деятельность оценивается уровнем сформированности следующих компетентностей: профессиональной, информационной, коммуникативной, правовой.

Под профессиональной компетентностью педагога понимают качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности. При этом большое внимание уделяют жизненному опыту педагога, имеющейся у него квалификации, отношению к общепризнанным ценностям; владению современными образовательными технологиями и технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью). Так же педагог должен обладать методами психолого-педагогической коррекции, уметь снимать стресс, в совершенстве владеть разнообразными методическими приемами и педагогическими средствами и постоянно их совершенствовать. В своей деятельности использовать методические идеи, знакомиться с новинками литературы и иными источниками информации по специальности и использовать их для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками), осуществлять оценочно-ценностную рефлексию.

Информационная компетентность педагога — качество действий работника обеспечивающих эффективный поиск и структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям. Умение сформулировать и спроектировать педагогическую проблему и практическую задачу различными информационно-коммуникативными способами с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами. Осуществлять регулярную самостоятельную познавательную деятельность, обладать готовностью к ведению дистанционной образовательной деятельности, используя компьютерные и мультимедийные технологий и цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе.

Коммуникативная компетентность педагога — качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе.

Правовая компетентность педагога — качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

В Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе ведется работа с педагогическим коллективом с использованием мотивационно-развивающей управленческой технологии, в основу которой положена методология комплексной оценки профессионального поведения и личностных качеств персонала. Данная технология выявляет не только существующие компетентности, но и потенциал сотрудника, раскрытие и использование которого может сделать его работу в кадетском корпусе результативнее. Данная технология включает в себя различные оценочные процедуры: психологическое и профессиональное тестирование; ситуационно-поведенческие тесты; индивидуальные и групповые упражнения; ролевые игры; интервью.

Чтобы данная технология дала результаты для кадетского корпуса, необходимо выполнить ряд требований:

– оценка сотрудника должна быть объективной (идет сбор фактов о компетентности кадров);

– оценку должны проводить несколько экспертов (важно контролировать межличностные интересы, которые могут исказить объективность информации);

– избранные критерии должны иметь однозначные определения (критерии должны быть ясны всем участникам);

– оценка должна быть комплексной (недостаточно просто проанализировать набор компетентностей персонала — важно увидеть, как они применяются на практике).

Мотивационно-развивающая технология управления — это инструмент и как любой инструмент он должен применяться для решения конкретной задачи; под новую задачу надо создавать свой план работ.

Будучи заинтересованным в высоких результатах работы кадетского военного корпуса, руководству необходимо требовать от исполнителей соблюдения всех требований и отчетности по осуществляемым процессам. В этом контексте представляется полезным иметь выверенные процедуры по управлению персоналом, содержащие описание процесса, формы заявок, анкеты, методики оценки работников, ссылки на должностные и рабочие инструкции.

Цель этих нормативных актов, оценочных процедур, анализ мероприятий — управление достижениями педагогов, выявление и развитие их профессионального потенциала, получение обратной связи для управления педагогическим процессом и в конечном итоге улучшение деятельности учреждения.

Важно то, что использование диагностических методик, позволяет руководству получить не только информацию для размышлений, но способствует определению перспективных направлений профессионального роста, укреплению адекватной самооценки, позитивной «Я-концепции» и психологической защищенности преподавателя и воспитателя.

Мотивационно-развивающая технология управления при приеме педагогов на работу в кадетский военный корпус, с целью оценки результатов их профессиональной деятельности, предоставляет возможность презентации портфолио. Для претендентов на работу в кадетском корпусе проводится комплексная диагностика, включающая в себя:

– психодиагностику уровня адаптивных способностей;

– определение общего интеллектуального уровня;

– выявление преобладающих черт личности и определение так называемого «личностного портрета»;

– определение преобладающего типа поведения в конфликтной ситуации.

К критериям отбора можно отнести:

– квалификация педагога, образование, категория, педагогический стаж, опыт работы в школе и в военных образовательных учреждениях,

– опыт работы в старших классах и владение методикой подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ, владение современными технологиями;

– готовность работать в новых условиях и повышать свое педагогическое мастерство;

– наличие методических разработок;

– достижения обучающихся и участие педагогов в конкурсах;

– наличие наград и званий.

Также проводится структурированное экспертное интервью (собеседование). Целью такого собеседования является:

– выявление сильных сторон преподавателя, которые педагог может с успехом использовать и развивать;

– поиск области, где нужно еще развиваться и области, где нужно добиться улучшения в первую очередь;

– педагогическому работнику очень важно, уметь не только проанализировать результаты своей работы, но и понимать, как усовершенствовать свою профессиональную компетентность.

На основании данных экспертной оценки, индивидуальных психологических характеристик, составленных по материалам психологического обследования, а также минимально необходимой информации (биографические данные, жизненный опыт, мнения непосредственных руководителей), определяется возможность работы в кадетском корпусе для того или иного претендента. По результатам собеседования и положительного решения соискатель приглашается на собеседование с заместителем начальника по направлениям и начальником кадетского военного корпуса с обязательным предоставлением портфолио. После одобрения соискатели знакомятся с рабочими программами кадетского корпуса, учебно-методическим комплексом и спецификой работы в учебном заведении закрытого типа.

Руководством корпуса всем претендентам на замещение вакантных должностей предлагается провести урок. Степень владения педагогическими компетенциями, способность решать педагогическую задачу в реальной ситуации учебной кадетской аудитории оценивались председателем Предметно-методической комиссии, методистом, представителем руководства. Анализ урока по владению ключевыми компетенциями, оценочная беседа с педагогом заканчивались представлением материалов для начальника кадетского корпуса на принятие окончательного решения о приеме на работу. Проверка уровня квалификации педагогов подтвердила общеизвестный факт — научить другого можно только тому, что хорошо умеешь делать сам.

В настоящее время в кадетском корпусе разработана программа, направленная на формирование профессионального коллектива, способного обеспечить высокое качество образовательных результатов кадет. На основании проведенной диагностики разработана для педагогов образовательная программа «Профессионально-личностное развитие педагога», которая создает все условия для развития профессионального самосознания сотрудников как одного из главных мотиваторов его успешной педагогической деятельности. Целью программы является развитие коммуникативной культуры педагога как неотъемлемой составляющей его профессионально-личностного роста. В результате выполнения программы педагоги научатся выстраивать эффективный образовательный процесс с учетом психолого-педагогических знаний.

К настоящему времени штат Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса укомплектован педагогами, изучены и проанализированы тарификационные сведения, проведен анализ кадрового состава, проводится анализ владения педагогическими компетенциями, регулярно посещаются уроки представителями руководства и методистами учебного отдела, организовано проведение открытых уроков.

Мотивационно — развивающая технология управления предоставляет руководителю возможность и время для целенаправленных усилий управления, вынуждает размышлять о таких важных вопросах, как мотивация педагогов, их отношение к работе, нацеленность на перспективу. Улучшение взаимоотношений между руководителем и подчиненными усиливает позицию руководства, способствует формированию комфортной развивающей образовательной среды кадетского военного корпуса и здорового морально-психологического климата коллектива. Хорошо подготовленная и грамотно проведенная оценка в равной степени развивает и сотрудника, и руководителя. При этом каждый педагогический работник, не только, имеет право знать на каких основаниях строится кадровая политика кадетского военного корпуса, но и в определенной мере принимать участие в ее выработке, реализации и совершенствовании.

Литература:

  1. Марковская Е. А. Комфортная образовательная среда района как условие развития профессионализма педагогов: Дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2004.
  2. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетского военного корпуса, качество действий работника, компетентность педагога, кадетского корпуса, Санкт-Петербургского кадетского военного, кадетском корпусе, профессиональной компетентности педагогов, педагогов Санкт-Петербургского кадетского, технология управления, начальника кадетского корпуса, программами кадетского корпуса, работы кадетского военного, начальником кадетского военного, владения педагогическими компетенциями, политика кадетского военного, среды кадетского военного, штат Санкт-Петербургского кадетского, Коммуникативная компетентность педагога, профессиональная компетентность педагога, Информационная компетентность педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос