Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 1209 раз

Библиографическое описание:

Беляева, А. С. Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи / А. С. Беляева, Ф. С. Газизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 425-427. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69899/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье раскрывается понятие «диалогической речи», перечислены игровые технологии её развития, а также описание некоторых педагогических технологий для дошкольников как средство активизации детской речи.

Ключевые слова: диалогическая речь, игра, педагогическая технология, дошкольники.

Keywords: dialogical speech, game, pedagogical technology, preschool children.

Диалогическая речь дошкольников — это основа коммуникативного развития детей. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста исследовалась Е. И. Радиной, О. И. Соловьевой, Ф. А. Сохиным, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, В. И. Яшиной. В настоящее время методика формирования диалогических умений у дошкольников активно разрабатывается учеными и методистами А. Г. Арушановой, О. А. Белобрыкиной, О. А. Бизиковой, С. С. Быстровой, Т. И. Гризик, Е. С. Рычаговой, А. А. Соколовой, А. В. Чулковой, Л. М. Щипицыной.

Исследователи отмечают, что у современных детей часто встречаются проблемы с поддержанием диалога в ситуации общения. Дети могут не ответить на обращенный к ним вопрос, а если отвечают, то невпопад или вопросом на вопрос. Нередкой становится ситуация, когда дети приходят в детский сад, и не только сами не здороваются, но и не отвечают на приветствия других людей.

В настоящее время в рамках реализации ФГОС ДО в педагогической теории и практике накоплено немало игровых технологий формирования навыков диалогической речи. В игре ребенок общается с удовольствием. Обучение нужному качеству ведения диалога происходит незаметно для него самого, в процессе решения игровой задачи.

По определению Г. К. Селевко [1], игровая педагогическая технология представляет собой образовательный процесс в форме педагогической игры, в организации которого должны присутствовать следующие элементы: а) отбор, разработка и методическая подготовка к игре; б) включение детей в игровое действие; в) проведение игры по задуманному плану; в) рефлексия, анализ игровых и обучающих результатов игры.

В монографии О. В. Дыбиной [2] «Игровые технологии ознакомления дошкольника с предметным миром» подчеркивается, что главная цель игровой технологии — это создание полноценной мотивации для развития умений в какой-либо детской деятельности.

Для того чтобы детская игра могла стать игровой технологией, она должна включать в себя: а) технологическую карту — описание игры как технологического процесса с выделением функциональных элементов; б)научное обоснование оптимальности использования игровых средств с гарантией достижения заявленного в технологии результата; в) целостную систему взаимосвязанных элементов; г) поэтапную диагностику формируемых у детей качеств на этапах целеполагания, планирования игровых действий, реализации игровой задачи, получения результата и рефлексии полученных игровых и обучающих результатов; д) оптимальные средства, используемые для достижения требуемого результата; е) возможность воспроизводимости другими педагогами.

В настоящее время в рамках реализации ФГОС ДО созданы различные игровые технологии для развития диалогического общения дошкольников: технология развития диалогического общения А. Г. Арушановой [3]; технология формирования умений общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста С. С. Бычковой [4], «Азбука общения» Л. М. Щипицыной, О. В. Защиринской, А. П. Вороновой, Т. А. Ниловой [5]; технология активирующего обучения речи как средству общения О. А. Белобрыкиной [6]; технология обучения составлению диалогических сказок Т. И. Гризик [7]; технология «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» О. А. Бизиковой [8].

Для нашей экспериментальной работы по формированию у детей старшей группы детского сада навыков диалога мы использовали игровые технологии А. Г. Арушановой [3]и О. А. Бизиковой [8].

Основной формой организации диалога в игровой технологии А. Г. Арушановой, является «сценарий активирующего общения». Он включает: разговор педагога с детьми по выбранной теме (например, «Как я отдыхал летом», «Мои любимые игрушки»), словесные дидактические игры парами (например, «Отгадай словечко», «Данетки»), фольклорные игры, стишки и песенки, построенные на диалоге (например, «Где ты, брат Иван? — В горнице…»), драматизации, инсценировки, театрализованные игры [3].

Каждый сценарий представляет собой развернутый план игровой ситуации, в которой детям необходимо вступать в диалогические отношения по поводу разрешения игровой задачи (например, не просто пересказать сказку, а разыграть сказочную ситуацию, активизируя нужные лексические, фонетические, грамматические, интонационные средства языковой выразительности).

В игровой технологии О. А. Бизиковой [8] ключевым моментом является введение педагогом в ситуации общения детей 3 видов диалогического единства: «Вопрос — ответ», «Сообщение — реакция на сообщение», «Побуждение — реакция на побуждение». Игры в технологии О.А Бизиковой выстраиваются по логике развития навыков диалогической речи: а) восприятие и воспроизведение готовых речевых форм из диалогических потешек, песенок, сказок, мультфильмов; б) самостоятельное использование речевых форм в диалогах детей на заданную тему, в сценках и театрализованных играх по мотивам кумулятивных народных сказок («Колобок», «Теремок»), воспроизведения диалогических ситуаций из мультфильмов («Кто сказал «Мяу»?, «Под грибом», «Машины сказки»); в) перенос диалогических форм в свободное общение.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что развитие диалогической речи является важной составляющей в формировании личности дошкольника.

Литература:

  1. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., Т.1/ Г. К. Селевко. –М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
  2. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром: Практико — ориентированная монография [Текст] /О. В. Дыбина. — М.: Педагогическое общество России, 2008. -128 с.
  3. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения [Текст] /А. Г. Арушанова. — М.: Мозаика — Синтез, 2013. — 238 с.
  4. Шипицына, Л. М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет)/ Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. — М.: Детство — Пресс, 2010. — 384 с.
  5. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. — М.: Аркти, 2012. — 96 с.
  6. Белобрыкина. О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству /О. А. Белобрыкина. — Новосибирск, 2003. — 244 с.
  7. Гризик, Т. И. Говорим правильно. Беседуем и рассказываем [Текст]/ Т. И. Гризик. — М.: Просвещение, 2013. — 156 с.
  8. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре М.: Скрипторий 2003, 2008. — 136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, игра, игровая технология, ребенок, диалогическая речь дошкольников, игровая задача, рамка реализации.


Похожие статьи

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного...

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей.

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем к освоению диалогической речи [5]. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной...

Современные игровые технологии в процессе развития речи...

Ключевые слова: речь, развитие речи, современные игровые технологии, инновационные

Одной из приоритетных задач в процессе обучения ребенка является формирование

Игра — вид деятельности в ситуациях, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного...

театрализованная деятельность, ребенок, диалогическая речь...

Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее недрах зарождается связная речь. Нельзя не согласиться с тем, что речь — это средство общения и орудие мышления; возникает и...

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь

Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей

Коррекционная работа по развитию связной диалогической речи строится в два этапа.

Стратегия формирования диалогической речи старших...

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.

 «РЕБЁНОКРЕБЁНОК» дидактические игры — диалоги, командные игры (участвует от

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

Развитие диалогической речи старших дошкольников при...

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Актуальность проблемы развития речи и речевого общения в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста актуальна на современном...

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике...

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является

Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни.

Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей...

Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников...

Похожие статьи

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного...

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей.

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем к освоению диалогической речи [5]. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной...

Современные игровые технологии в процессе развития речи...

Ключевые слова: речь, развитие речи, современные игровые технологии, инновационные

Одной из приоритетных задач в процессе обучения ребенка является формирование

Игра — вид деятельности в ситуациях, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного...

театрализованная деятельность, ребенок, диалогическая речь...

Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее недрах зарождается связная речь. Нельзя не согласиться с тем, что речь — это средство общения и орудие мышления; возникает и...

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь

Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей

Коррекционная работа по развитию связной диалогической речи строится в два этапа.

Стратегия формирования диалогической речи старших...

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.

 «РЕБЁНОКРЕБЁНОК» дидактические игры — диалоги, командные игры (участвует от

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

Развитие диалогической речи старших дошкольников при...

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Актуальность проблемы развития речи и речевого общения в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста актуальна на современном...

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике...

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является

Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни.

Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей...

Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников...

Задать вопрос