Развитие диалогической речи старших дошкольников при создании речевых ситуаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 10.02.2019

Статья просмотрена: 5902 раза

Библиографическое описание:

Филенко, М. М. Развитие диалогической речи старших дошкольников при создании речевых ситуаций / М. М. Филенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56431/ (дата обращения: 20.04.2024).



Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Актуальность проблемы развития речи и речевого общения в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста актуальна на современном этапе работы ДОО, так как, только владея родным языком, ребенок сможет построить предложение, назвать предмет и рассказать о нем, о событии, поделиться своими впечатлениями от увиденного. Рассказ ребенка должен состоять из нескольких предложений, отражать особенности предмета или явления, события и высказывания должны быть последовательны и связаны логически между собой.

Наиболее сложная форма речевой деятельности — это связная монологическая речь, которая носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Целенаправленное развитие диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях, которые направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения [4].

Нами была организована развивающая речевая среда с целью обогащения речи старших дошкольников, а также образовательная деятельность, направленная на развитие диалогической речи в процессе речевых ситуаций.

Мы опирались на методические разработки В. И. Яшиной, М. М. Алексеевой [1]. Также в своей деятельности мы руководствовались программой «Детство» и «Примерной основной образовательной программой ДОУ» [2].

Речевые ситуации были выбраны нами для всех видов деятельности детей в ДОО и проходили в течение каждой образовательной деятельности, во время экскурсий, а также в режимных моментах: игровой деятельности, беседы.

В данной статье мы представляем содержание речевых ситуаций, цель, методику проведения в условиях ДОО и представляем, как данные речевые ситуации были нами использованы.

Речевая ситуация «Чужой город»

Цель: установление социальных контактов детей друг с другом, развитие диалогической речи старших дошкольников.

Методика проведения: педагог говорит: «Представьте, что вы находитесь в чужом городе. Расспросите прохожих (детей группы), где находится улица, дом, кинотеатр» [3].

Экспериментатор предложил детям следующее: «А теперь, ребята, представьте, что вы оказались в совершенно незнакомом для вас городе и вам нужно найти улицу Ленина (для мальчиков), на которой живёт друг, а девочки должны узнать, где находится кинотеатр. Как вы спросите прохожих, чтобы узнать, где находится данная улица? Кинотеатр? Давайте попробуем это узнать».

В ходе, предложенной речевой ситуации, мы учили детей правильно вести диалог со своим собеседником, умело задавать вопрос, отвечать точно и полным предложением на вопросы, смотреть в глаза собеседнику, говорить чётко и ясно; отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространённо.

Хотим привести пример состоявшегося диалога в ходе данной речевой ситуации:

Вопрос воспитателя: «Как можно спросить, где находится улица Ленина?»

Вопрос Артёма М.: «Скажите, пожалуйста, где находится улица Ленина?»

Ответ Каролины З.: «Улица Ленина находится в центре города».

Ответ Артёма М.: «Спасибо большое!»

Вопрос Ильи З.: «Скажите, пожалуйста, как можно доехать на улицу Ленина?»

Ответ Мирославы Р.: «На улицу Ленина можно доехать на автобусе № 1».

Ответ Ильи З.: «Спасибо большое?»

Вопрос Тихона А.: «Сколько стоит проезд в автобусе?»

Ответ Даши Л.: «15 р».

Ответ Тихона А.: «Спасибо!»

Речевая ситуация «Книжный магазин»

Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов друг с другом.

Методика проведения: «Сегодня открылся книжный магазин, я продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом».

Речевая ситуация «Книжный магазин» была предложена детям в ходе изучения темы: «Книги наши друзья». В начале образовательной деятельности была организована выставка книг с имитацией книжного магазина. Воспитатель предложил такую речевую ситуацию: «Сегодня открылся книжный магазин, я продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом». Дошкольники по очереди подходили к продавцу и выстраивали свой диалог в соответствии с задачей.

Вопрос воспитателя: «Лена, что ты скажешь продавцу книг при входе магазин?»

Ответ Насти Т.: «Здравствуйте!»

Вопрос воспитателя: «Как построите диалог дальше?»

Ответ Насти Т.: «Я хочу приобрести книгу про динозавров».

Продавец: «Очень хорошо. Я вам могу предложить несколько на выбор».

Ответ Насти Т.: «Я выбираю вот эту».

Продавец: «Спасибо за покупку!»

Ответ Насти Т.: «Спасибо вам!»

Мы уделяли большое внимание качеству ответов детей. Учили отвечать в распространенной форме, где нужно и в краткой, не отклоняясь от содержания предложения.

Таким образом, предложенная речевая ситуация приобщала детей охотно вступать в общение со взрослым, употреблять в речи разнообразные формы речевого этикета: «Здравствуйте!», «Скажите, пожалуйста!», «Будьте добры», «Спасибо!», «До свидания!» и т. п. Также уверенно общаться с собеседником, смотреть в лицо, чётко и внятно объяснять свою просьбу.

Речевая ситуация «Магазин овощей»

Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов друг с другом.

Методика проведения: один ребенок «продавец», остальные — «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные овощи.

Воспитатель говорит детям: «Представьте, что вы пришли в магазин овощей. Как вы построите диалог с продавцом? Что будите говорить с начала, что потом?» Дошкольники выбирают себе роли продавца и покупателей.

В ходе речевой ситуации происходит следующий диалог:

Даша Т. (продавец): «Здравствуйте! Приходите покупать у нас свежие овощи!»

Даша Л. (покупатель): «Очень хорошо, я куплю три апельсина для своей сестры».

Руслан Т. (покупатель): «Добрый день! Взвесьте мне 2 кг бананов».

Даша Т.: «Да. Хорошо. С вас 75 р».

Руслан Т.: «Спасибо! До свидания!»

Лёня И. (покупатель): «Взвесьте мне, пожалуйста, 3 кг яблок»

Даша Т.: «Хорошо. С вас 300р».

Лёня И.: «Спасибо! До свидания!»

Данная речевая ситуация позволила детям проявлять инициативу в общении. Дети учились говорить в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога, пользоваться речевым этикетом: обращением, привлечением внимания, просьбой, благодарностью. И словами речевого этикета: «Здравствуйте! Будьте любезны! Спасибо! Пожалуйста!» и т. д. и т. п.

Речевая ситуация «Кафе»

Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов детей друг с другом, закрепление правил этикета.

Методика проведения: дети выбирают себе роли официанта и посетителей кафе.

Вопрос Артёма М.: «Здравствуйте! Я обслуживаю ваш стол. Что вы будите заказывать?»

Ответ Максим М.: «Мне, пожалуйста, пиццу и салат»

Вопрос Артёма М.: «Вам салат «Оливье» или просто овощной?»

Ответ Максима М.: «Да салат «Оливье» и ещё сок».

Вопрос Антона Ч.: «Подскажите, какая пицца не острая?»

Ответ Артёма М.: «Я вам посоветую пиццу с грибами».

Виолетта Г.: «А мне, пожалуйста, пиццу «Мясную» и сок»

Ответ Артёма М.: «Спасибо! Ваш заказ принят!»

Речевая ситуация «Признаки наступающей весны»

Цель: учить детей диалогической речи, вступать в разговор, соблюдать правила этикета, поговорить о празднике 8 марта.

Методика проведения: данная речевая ситуация проводится при экскурсии в парк.

Воспитатель: «Сегодня мы пришли на экскурсию в весенний лес. Посмотрите вокруг себя, что вы интересного заметили?»

Артёма М.: «Я заметил, что вокруг деревьев тает снег»

Воспитатель: «Назовите весенние месяцы»

Руслан Т.: «Март, апрель, май»

Воспитатель: «Посмотрите на небо, чем оно отличается от зимнего?»

Виолетта Г.: «Зимой небо низкое, серое, а весной голубое светлое лёгкое».

Воспитатель: «На овражках скоро появятся первые цветы. Какие?»

Леня И.: «Подснежники»

Воспитатель: «А какой праздник к нам придёт в марте?»

Мирослава Р.: «8 марта»

Воспитатель: «А что это за праздник?»

Артём М.: «Это праздник всех женщин».

Наряду с вышеописанным, развитие диалогической речи посредством речевых ситуаций, происходило и в повседневном общении экспериментатора с детьми. Так как это наиболее распространённая, общедоступная форма речевого общения педагога с детьми в повседневной жизни.

Мы старались предлагать детям мини речевые ситуации по любому удобному поводу, в разное время. Например, Каролина З. принесла в группу лошадку Литл Пони. Мы подошли к ней и спросили: «Из какого мультфильма этот герой?», «Как её зовут?», «Какие ещё там есть лошадки? Как их зовут?», «Почему ты любишь этот мультфильм?».

Также происходили коллективные речевые ситуации. Например, воспитателю группы на 8-ое марта подарили тюльпаны и однажды вечером, уходя домой Тимур Л. подошёл к тюльпанам, посмотрел на них, удивился и позвал других детей: «Смотрите тюльпаны закрылись». «Это они спать захотели!» — сказала Каролина З. «Нет, это они уже завяли» — сказал Руслан Т. Так возникла речевая ситуация с тюльпанами и мы поддержали этот диалог, объяснив детям, почему тюльпаны закрылись.

В ходе представленной работы мы старались научить детей более точно отвечать на вопросы, объединять в общем ответе замечания друзей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и широко. Речевые ситуации были направлены на расширение возможностей установления контактов в различных ситуациях общения; отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; активизации процесса самопознания и самоактуализация; расширение спектра творческих способностей; устранение коммуникационных барьеров.

Литература:

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. заведен. [Текст]/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  3. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н. А. Стародубова. — М.: Издательство ACADEMIA, 2008.
  4. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Ф. А. Сохин. — М.: Просвещение, 2002.-159с.
  5. Успех. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. В. Фединой.- М.: Просвещение, 2015.-235с.
Основные термины (генерируются автоматически): речевая ситуация, диалогическая речь, методика проведения, ребенок, артем, воспитатель, речевой этикет, книжный магазин, образовательная деятельность, речевая ситуация были.


Похожие статьи

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Речевой этикет — это система устойчивых форм общения, принятых в соответствии с

Работа по обогащению и активизации диалогической речи детей за счет формул и выражений

Помочь детям в употреблении различных фраз речевого этикета в нестандартной ситуации.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Поэтому, целесообразно использовать, помимо обучающих ситуаций, ситуации общения в совместной с детьми деятельности в различных режимных моментах. Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста... Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в. Одной из универсальных форм развития диалогической...

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике...

Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в

Цель: Активизировать в речи детей фразы речевого этикета, сопровождающиепоявление в

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь...

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДОУ «Организация...»

- Поделиться опытом проведения занятий по обучению детей с нарушениями речи диалогическому общению.

А достаточно ли внимания и времени уделяется общению со сверстниками в методике развития речи≤ (Высказывания учителей-логопедов.)

Активизация речевого общения старших дошкольников...

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада.

Алексеева М. М.. Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ...

Создание условий для развития речи детей на примере...

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации, - умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом). Развитие связной речи предполагает работу по развитию двух форм речи: диалогической и монологической.

Культура речевого общения руководителя дошкольной...

Уместно затронуть культуру речевого общения как один из немаловажных факторов

Но может быть, существует какая-то возможность избежать конфликтной ситуации или хотя

Речевой этикет — это система устойчивых форм общения, принятых в соответствии с социальными...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Характерные речевые недостатки дошкольников 4–5 лет, поступающих в группы для детей с общим недоразвитием речи, следующие

Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с ОНР — четыре-пять лет, оптимальный уровень речевого...

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного...

Погружаясь в речевую деятельность, ребенок учится принимать, воспринимать

Вопросом развития диалогической речи детей посредством использования малых

Отдельные реплики в диалоге могут быть понятны только в единстве с другими репликами и с учетом ситуации, в...

Похожие статьи

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Речевой этикет — это система устойчивых форм общения, принятых в соответствии с

Работа по обогащению и активизации диалогической речи детей за счет формул и выражений

Помочь детям в употреблении различных фраз речевого этикета в нестандартной ситуации.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Поэтому, целесообразно использовать, помимо обучающих ситуаций, ситуации общения в совместной с детьми деятельности в различных режимных моментах. Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста... Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в. Одной из универсальных форм развития диалогической...

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике...

Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в

Цель: Активизировать в речи детей фразы речевого этикета, сопровождающиепоявление в

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь...

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДОУ «Организация...»

- Поделиться опытом проведения занятий по обучению детей с нарушениями речи диалогическому общению.

А достаточно ли внимания и времени уделяется общению со сверстниками в методике развития речи≤ (Высказывания учителей-логопедов.)

Активизация речевого общения старших дошкольников...

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада.

Алексеева М. М.. Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ...

Создание условий для развития речи детей на примере...

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации, - умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом). Развитие связной речи предполагает работу по развитию двух форм речи: диалогической и монологической.

Культура речевого общения руководителя дошкольной...

Уместно затронуть культуру речевого общения как один из немаловажных факторов

Но может быть, существует какая-то возможность избежать конфликтной ситуации или хотя

Речевой этикет — это система устойчивых форм общения, принятых в соответствии с социальными...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Характерные речевые недостатки дошкольников 4–5 лет, поступающих в группы для детей с общим недоразвитием речи, следующие

Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с ОНР — четыре-пять лет, оптимальный уровень речевого...

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного...

Погружаясь в речевую деятельность, ребенок учится принимать, воспринимать

Вопросом развития диалогической речи детей посредством использования малых

Отдельные реплики в диалоге могут быть понятны только в единстве с другими репликами и с учетом ситуации, в...

Задать вопрос