Копинг-стратегии подростков с аддиктивной и делинквентной формой девиантного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Черенева, Е. А. Копинг-стратегии подростков с аддиктивной и делинквентной формой девиантного поведения / Е. А. Черенева, Ф. Р. Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69876/ (дата обращения: 02.03.2021).



В статье представлен анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов по теме совладающего поведения у девиантных подростков.

Ключевые слова: возрастная психология, девиантное поведение, копинг-стратегии, аддиктивное поведение, делинквентное поведение.

Подростковый возраст является основополагающим в жизни любой личности. Именно в этом возрасте происходит глобальная перестройка. Как отмечает Л. С. Выготский, подростковый возраст — это период перехода из детского возраста во взрослую жизнь, промежуточный этап, в котором происходит нарушение уже сложившегося равновесия, а новое еще не обретено. Это характеризует подростковый возраст как более эмоциональным, нервно-неустойчивым периодом жизни личности, как в физическом плане, так и в психологическом [3]. Рассмотрим более подробно, что же именно влияет на подростка, и какие механизмы регулируют вопрос возникновения отклоняющегося поведения.

На основании анализа научной литературы, проведенного нами, можно предположить, что подростковый возраст характеризуется как наиболее сложный этап развития личности, этап, направленный на решение задачи интеграции подростка в социум в качестве взрослого человека, способного справляться с жизненными ситуациями. Психологической особенностью данного возраста, является дефицит конструктивных стратегий, наличие высокого уровня таких проявлений как агрессивность, враждебность, девиантность.

Первым в России понятие «отклоняющееся поведение» ввел Я. И. Гилинский. По его мнению, девиантное поведение — это действие человека, не соответствующее нормам, ценностям, сложившимся в конкретном обществе [10]. Возникновение отклоняющегося поведения неразрывно связано с копинг-стратегиями, механизмами совладающего поведения.

«Копинг» — это взаимодействие субъекта с определенной ситуацией, в зависимости от значимости ее в жизни субъекта и его психологическими возможностями для ее решения. [1]. Иными словами, в одинаковых ситуациях люди могут проявлять разные поведенческие реакции.

Проблема совладающего поведения личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века, автором термина является А. Маслоу [4]. В российской психологии понятие «копинг» означает адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление.

По мнению отечественного психолога И. Г. Малкиной-Пых, стратегии совладающего поведения являются различными вариантами процесса адаптации. Стратегии подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные, в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы [8]

Анализ современных научных трудов, зарубежных и отечественных, позволяет сделать следующие выводы, что исследователями описываются различные стратегии и стили совладающего поведения, реализуемые людьми в трудных жизненных ситуациях, а также, что исследователи ещё не пришли к единой классификации копинг-поведения. Это объясняется тем, что феномен совладания с трудностями является достаточно сложным, а научный интерес к нему возник в психологии совсем недавно.

По мнению Р. Лазаруса и С. Фолкмана существует несколько основных задач совладающего поведения: минимизация негативных воздействий обстоятельств, преобразование жизненных ситуаций, поддержание позитивного, положительного образа Я, уверенности в своих силах, поддержание эмоционального равновесия [11].

Аддиктивное поведение как одну из форм девиантного поведения, можно охарактеризовать следующим образом — зависимость или пагубная привычка. Уже из определения можно предположить, что люди с такой формой девиантного поведения стараются уйти из реальности, путем изменения своего психического состояния или постоянной концентрацией на определенной деятельности, для развития интенсивных эмоций.

Исследования личностных особенностей подростков с аддиктивным поведением свидетельствуют о специфичности самооценки. Н. С. Курек рассуждает о том, что самооценка подростков с аддиктивным поведением отражает неприспособленный уровень межличностных отношений в неформальном и формальном социальном окружении. Структурные компоненты самооценки (Я — реальное, Я — идеальное и Я — прогностическое) совпадают, что свидетельствует об отсутствии стремления к самоусовершенствованию [7].

Относительно механизмов, которые принимают участие в процессе развития аддиктивного поведения, В. Д. Менделевич высказывает мнение об их универсальности не зависимо от конкретной формы. Для субъектов, страдающих аддиктивными расстройствами свойственно доминирование преморбидных эпилептоидных, лабильных, неустойчивых и истероидных типов акцентуаций характера, а также изменения характера по органическому типу и признаки социальной дезадаптации [9].

Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. В связи с этим Ц. П. Короленко обращает внимание на то, что исходной точкой запуска механизма аддиктивного поведения могут выступать такие состояния как, переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма и фиксация в сознании этой связи [6]. Следует также отметить то, что подросток, который пережил такое эмоциональное состояние, начинает понимать, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние. В группу риска входят подростки с низкими возможностями к адаптации, неустойчивые к стрессовым ситуациям, пессимистически настроенные на жизнь и с низкой самооценкой, у которых отсутствует поддержка в трудной жизненной ситуации.

Понятием делинквентное поведение чаще всего обозначается совокупность противоправных поступков, не подпадающих под уголовное наказание, но уже являющихся незначительным правонарушением.

Е. В. Змановская выделяет основные социальные факторы, являющиеся основоположниками делинквентности, а именно: фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей, физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье и т. д.. [5].

При формировании аддиктивного поведения запускающим рычагом является повышенное эмоциональное настроение, чувство радости. Началом формирования делинквентного поведения может выступать фрустрирующая ситуация, приносящая разочарование в чем — либо, подавленное состояние.

Т. В. Базайкина утверждает, что при формировании делинквентного поведения, как правило, в самом начале, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими [2].

Дальше происходит закрепление делинквентного поведения. G. B. Palermo описывает данный процесс, как действие защитного механизма, который применяет подросток [12]. Таким образом, на основании изученной литературы по данной теме, можно сказать следующее: механизмы формирования аддиктивной и делинквентной форм девиантного поведения различаются. Различие заключается в том, что при формировании аддиктивного поведения отправным рычагом является повышенное эмоциональное настроение, чувство радости, то при формировании делинквентного поведения — это, напротив, фрустрирующая ситуация, приносящая разочарование. Молодые люди с делинквентным поведением, в отличие от аддиктивных, не замыкаются в себе, а наоборот активно стараются противостоять обществу, в котором находятся. В отличие от аддиктивной личности, подросток с делинквентным поведением, не является ведомым, не подчиняется мнению большинства в группе, а, напротив, своими действиями привлекает внимание к себе, тем самым, выступая в протест большинству.

Механизмы формирования копинг-стратегий у подростков с аддиктивной и делинквентной формой девиантного поведения остаются недостаточно изученными, но своевременное выявление у подростков тенденции к формированию и развитию данных отклонений может способствовать ранней, что в свою очередь станет существенным звеном успешной социализации молодых людей в современном обществе.

Литература:

  1. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. — М.:Мысль, 1994.-25 с.
  2. Базайкина Т. В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков // Современные наукоемкие технологии.- 2004. — № 5 — С. 44–45
  3. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — С. 114–123.
  4. Гарбузов В. Нервные и трудные дети. М.: АСТ, 2011. 351 с.
  5. Зятикова Я. С. Релаксационные занятия по снятию эмоционального напряжения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2015. — № 2. — С. 32–43.
  6. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. — Новосибирск: Наука, 1990. — 222 с.
  7. Курек Н. С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: учебное пособие. — СПб.: Алетейя, 2011. — 225 с.
  8. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- М.: ЭКСМО, 2005. — 960 с.
  9. Менделевич В. Д. Аддиктивное поведение, креативность и самоактуализация. Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе //Сборник тезисов научной конференции с международным участием.- СПб: СПбИУиП.-2011. — С. 62–64.
  10. Сибгатуллина И. Ф. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология.- 2010.- № 5–6.- С. 106–111
  11. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. -2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2010. -283 с.
  12. Singh V. S. Determinants of substance abuse in a population of children and adolescents involved with the child welfare system // International Journal of Mental Health and Addiction. — 2011. — Vol. 9. — № 4. — P. 382–397
Основные термины (генерируются автоматически): поведение, девиантное поведение, подростковый возраст, подросток, психическое состояние, ситуация, чувство радости, научная литература, отклоняющееся поведение, повышенное эмоциональное настроение.


Похожие статьи

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом...

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте (в помощь учителю).

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский дом, межличностное взаимодействие...

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов...

Девиантное поведение дошкольников | Статья в журнале...

– В психологии отклоняющееся поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба себе и...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте. Ключевые слова: девиантное поведение, акцентуации характера, видами психопатических расстройств личности, подростковый возраст. В социально-психологической науке с этим выделяются три основных...

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор...

Отклоняющееся поведение подростков является одной из острейших социальных проблем

Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность

Девиантное поведениеотклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном...

Компетентностный подход к коррекции отклоняющегося...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная...

Подростковый возраст — это время становления характера, формирования чувства индивидуальности.

Личностные особенности подростков, влияющие на проявление...

Актуальность. По мнению многих исследователей, на протяжении подросткового этапа развития личности, возрастает риск таких девиантных форм поведения, как хулиганство, употребление алкогольных и наркотических веществ, курение...

девиантное поведение, подросток, контрольная группа...

отклоняющееся поведение, девиантное поведение, поведение, группа риска, склонность, подросток, тенденция, большинство подростков, личностный выбор, экспертное оценивание.

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Причиныдевиацийповедения у детей дошкольного возраста. Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы. Норма имеется ввиду социальная — приемлемая для того или иного общества.

девиантное поведение, девиантное поведение подростков...

ребенок, подростковый возраст, подросток, современное общество, девиантное поведение, возрастное развитие, коррекционная работа, девиантная форма поведения, метод кинотерапии, форма поведения.

Похожие статьи

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом...

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте (в помощь учителю).

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский дом, межличностное взаимодействие...

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов...

Девиантное поведение дошкольников | Статья в журнале...

– В психологии отклоняющееся поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба себе и...

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте. Ключевые слова: девиантное поведение, акцентуации характера, видами психопатических расстройств личности, подростковый возраст. В социально-психологической науке с этим выделяются три основных...

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор...

Отклоняющееся поведение подростков является одной из острейших социальных проблем

Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность

Девиантное поведениеотклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном...

Компетентностный подход к коррекции отклоняющегося...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная...

Подростковый возраст — это время становления характера, формирования чувства индивидуальности.

Личностные особенности подростков, влияющие на проявление...

Актуальность. По мнению многих исследователей, на протяжении подросткового этапа развития личности, возрастает риск таких девиантных форм поведения, как хулиганство, употребление алкогольных и наркотических веществ, курение...

девиантное поведение, подросток, контрольная группа...

отклоняющееся поведение, девиантное поведение, поведение, группа риска, склонность, подросток, тенденция, большинство подростков, личностный выбор, экспертное оценивание.

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Причиныдевиацийповедения у детей дошкольного возраста. Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы. Норма имеется ввиду социальная — приемлемая для того или иного общества.

девиантное поведение, девиантное поведение подростков...

ребенок, подростковый возраст, подросток, современное общество, девиантное поведение, возрастное развитие, коррекционная работа, девиантная форма поведения, метод кинотерапии, форма поведения.

Задать вопрос