В статье авторы рассматривают вопрос формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются доступные формы проведения игр, нацеленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников, которые смогут использовать в своей работе начинающие воспитатели.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, здоровый образ жизни, игра.
С каждым годом здоровье детей ухудшается. Особую значимость, в связи с этим, приобретает тема формирования у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Наиболее перспективной возрастной категорией в воспитании здорового образа жизни являются дошкольники. В детстве происходит усвоение основной информации, выработка жизненных стереотипов, формируются различные представления. Именно дети старшего дошкольного возраста хорошо усваивают знания в процессе занятия или беседы. Мышление у них носит преимущественно наглядно — образный характер. Как отмечают психологи и педагоги, в старшем дошкольном возрасте закладываются основы нравственного, умственного, и физического развития человека, а также формируется здоровье, и складывается стереотип образа жизни. [5]
Обучение детей старшего дошкольного возраста предполагает формирование у них умения делать наблюдения и выводы, развитие логического мышления, работу над мыслительными процессами и операциями в целом. Таким образом, благодаря целенаправленному обучению, ребенку в этом возрасте открываются возможности развития логических форм мышления, овладения общими понятиями знаний из всех областей наук. [1]
Многие ученые, педагоги занимались проблемами воспитания здорового образа жизни у детей. Здоровье человека больше чем на 50 % зависит от образа жизни, на 20–26 % от окружающей среды, и на 19–25 % от наследственности, доказал в своих исследованиях Н. М. Амосов. Значит, здоровье детей, которое формируется под влиянием многих факторов, во многом предопределяется социальными факторами. [2]
Ребенок старшего дошкольного возраста сенситивен. Как поясняли С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, у ребенка идет процесс формирования чувств, знаний, переживаний, оценок, развитие интересов и способностей. Всё это говорит о том, что формировать представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста надо начинать на данном дошкольном этапе. [4]
Забота о здоровье детей прежде всего ложится на общество. Без влияния взрослого у ребенка не появится стремления вести здоровый образ жизни. Заботе о здоровье нужно учить. Самым сложным является создание условия, при котором ребенок сам захочет заботиться о своем здоровье. Работу по направлению к здоровому образу жизни надо начинать с детьми в семье и в дошкольных образовательных организациях, т. к. именно здесь есть все необходимые условия, которые могут позволить привить привычки основ здорового образа жизни.
Чтобы сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения, педагоги искали ранее и продолжают искать различные способы. Ученый Е. А. Покровский советовал использовать педагогам детские игры. Подвижные игры он рассматривал как средство физического и умственного развития и воспитания детей. Изучая использование игр, для развития и воспитания детей, ученый пришел к следующим выводам:
1) игра — это выражение потребности организма к деятельности;
2) в педагогике для достижения разнообразных задач можно успешно пользоваться играми;
3) игра не только помогает развитию и укреплению духовных и физических сил, но и является подготовительной школой для практической деятельности. [2]
Ученый говорил о том, что ребенок не может развиваться, если не знает цели и не имеет представления о себе и своих возможностях. Необходимо понимать себя, свои жизненные потребности, для того чтобы «чувствовать» других людей.
Отметим, что формирование у детей ответственности за свое здоровье — важная педагогическая проблема. Формирование у детей умений, навыков и знаний должно входить в доступные и интересные для него виды деятельности. Физкультурные занятия являются такой деятельностью. Они направлены на формирование ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Дети будут получать удовольствие, наслаждаться от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения с другими детьми, самоутверждаться. Следует формировать у детей умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье, чтобы был интерес к физической деятельности. Это является основой формирования ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. [3]
Кроме занятий физкультурой, которые улучшают физические качества, могут формировать двигательные навыки и умения, укреплять здоровье, для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста можно использовать игровые упражнения и игры, разработанные с учетом психологических и анатомо-физиологических особенностей детей. К этому числу можно отнести игры, которые используются для формирования представлений о здоровье, функций организма, практических действий по организации здоровой жизнедеятельности — специальные игровые задания и эстафеты.
По формированию у детей знаний о здоровом образе жизни к. п.н. С. Б. Шарманова предлагает проводить занятия познавательного развития «Уроки здоровья», тематические физкультурные занятия, праздники «Дни здоровья», которые направлены на сохранения и укрепления здоровья. [4]
На этих занятиях дети получат представления о физическом, социальном и психическом здоровье, о строении человеческого тела и работы основных органов и систем организма, о взаимосвязи между окружающей средой и состоянием здоровья человека, также освоят умения по уходу за своим телом, получат навыки общения, самоконтроля, овладеют приемами защиты и правилами поведения в различных ситуациях, и сформируется ценностное отношение к здоровому образу жизни. Нами выделены наиболее интересные и доступные формы проведения игр, нацеленные на формирование здорового образа жизни у дошкольников, которые смогут использовать в своей работе начинающие воспитатели.
Одной из форм объединяющей в себе все возможные виды двигательной активности является игра-путешествие. Проектируя такую игру педагог должен прежде всего сформулировать для себя цель игры, затем он разрабатывает сюжетную линию и обязательно должен учесть подведения итога в конце игры. Упражнения, которые будут использоваться воспитателем во время игры должны быть предварительно проработаны самим педагогом и нацелены на решение поставленных задач.
Позитивное настроение у воспитанников вызывает игровой самомассаж. именно он является основой для процедур закаливания. Систематическое выполнение самомассажа формирует у детей чувство осознанного стремления к ведению здорового образа жизни.
Интересным направлением можно считать игропластику. В основу ее методики заложены элементы йоги. Дети могут выполнять упражнения направленные на растяжку различных групп мышц, которые способствуют укреплению мышечной силы и гибкости.
Для укрепления работы органов дыхания подойдет методика дыхательной гимнастики, разработанная А. Н. Стрельниковой и ее семьей. Дыхательные упражнения представлены автором в частично ассоциативной форме, любой педагог без труда сможет их переработать в игровую форму.
Именно игровая форма проведения данных мероприятий позволяет быстро и доступно дать детям представление об основах здорового образа жизни. Воспитатель в сюжетной линии должен стремительно производить смену выполняемых упражнений, придерживаясь нужного темпа для конкретного упражнения. В дошкольной образовательной организации важное место должно отводиться мероприятиям, направленным на ведение здорового образа жизни: тематическим экскурсиям, беседам, играм, культурно-гигиеническим, закаливающим процедурам, физкультурно-оздоровительным развлечениям и др.
Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни процесс сложный, на него влияют факторы развития государства, общественного мнения, образовательного и воспитательного процесса, личности педагогов, которые работают с детьми, и состояние семейного воспитания.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 400 с.
- Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2013. — 208 с.
- Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ И. М. Новикова. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. — 221 с.
- Турченко В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие / В. И. Турченко. — Москва: Флинта, 2016. — 256 c.
- Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — Москва: Дрофа, 2008. — 176 с.