Рекомендации по предупреждению возникновения заикания у детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 10.05.2020

Статья просмотрена: 259 раз

Библиографическое описание:

Бабушкина, Н. А. Рекомендации по предупреждению возникновения заикания у детей / Н. А. Бабушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 419-421. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69838/ (дата обращения: 19.12.2024).



Заикание, представляет собой сложное речевое нарушение, требующее комплексное и длительное коррекционное воздействие. В данной статье представлены аспекты, на которые рекомендовано обратить внимание родителей с целью предупреждения этого нарушения.

Ключевые слова: ребёнок, речевое развитие, речевая патология, фразовая речь, патологическое воздействие.

Изучая и анализируя опыт работы логопедов, нейропсихологов и других специалистов по устранению заикания, можно прийти к выводу, что это сложное речевое нарушение, чаще всего развивается в дошкольном возрасте.

Белякова Л. И. и Дьякова Е. А. считают, что в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, и внутрисемейные отношения. Для того, чтобы предупредить возникновение заикания у детей они рекомендовали осведомлять родителей, воспитателей и близкое окружение ребёнка о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии [3, с. 49]. Исходя из этого, можно дать следующие рекомендации, и отметить, что должно беспокоить родителей в поведении ребёнка на каждом возрастном этапе.

Инфекционные и хронические соматические заболевания, гормональные нарушения, вредные привычки, производственные вредности во время беременности могут вызвать гипоксию плода. Предшествующие аборты приводят к нарушению кровотока между матерью и плодом и, следовательно, к внутриутробной гипоксии. Перинатальная патология ЦНС имеет большое значение в возникновении речевых нарушений у детей. Именно в этом периоде происходят наиболее важные события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Перинатальный период включает в себя период развития плода от 28-й недели внутриутробного развития и первые 7 дней постнатальной жизни (период ранней адаптации). Патологическое воздействие на структуры головного мозга при гипоксии, инфекционных и токсико-метаболических воздействиях в целом схоже и в конечном итоге приводят к гибели клеток нервной ткани. При этом каких-либо неврологических и речевых нарушений, представляющих собой специфичные последствия в результате воздействия отдельных факторов перинатального повреждения у детей, не определяется. При гибели клеток базальных ганглиев, таламуса и мозжечка в результате патологического воздействия в дальнейшем происходит формирование органической формы заикания [5].

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение [1]. В данный период происходит формирование фундамента для последующего более сложного усвоение навыков. Не стоит в этом возрасте форсировать психическое развитие ребенка.

Белякова Л. И. и Дьякова Е. А. также выделили группы риска детей по заиканию. Согласно их исследованиям это могут быть дети с тревожными чертами характера. Поэтому с 1,5 лет следует обратить внимание на следующие проявления со стороны ребёнка:

− чрезмерная привязанность к матери;

− чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;

− нарушение сна (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);

− нарушение аппетита;

− раздражительность и плаксивость в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т. п.);

Дети с задержкой речевого развития тоже входят в группу риска. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3–1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизношения. В общении с такими детьми лучше использовать простые слова, которые относятся к определенным предметам и действиям, происходящим в данный момент. Не стоит знакомить такого ребенка с несколькими словами одновременно. В диалоге с ребенком следует задавать только конкретные вопросы и не торопить с ответом.

Часто заикание формируется у детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6–1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2–2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая [3, с. 49]. Таких детей не стоит перегружать речевым материалом, который не соответствует возрасту, а также начинать с ним изучение иностранного языка.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем, также находятся в ситуации риска заикания. Согласно исследованиям, изучение второго языка до 5 лет способствует развитию той части мозга, которая ответственна за беглость речи. Чем позже начать освоение второго языка, тем менее проявляется эта особенность. Аномальный рост или активность этих структур на фоне функциональной незрелости вызывают нарушение синхронности формирования речи и могут повлечь заикание [7].

К 4–5 годам у ребенка начинает формироваться предпочтение, определяющее ведущую руку. Леворукие дети — неоднородная группа. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием какого-либо фактора в развитии леворукости. Например, у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью можно ожидать проявления нарушений речевого развития, у детей с вынужденной леворукостью — снижения адаптивных возможностей, повышенную возбудимость, тревожность, неврозоподобные расстройства [2, с. 13]. Но в любом случае не стоит переучивать ребенка становиться правшой. По статистике у 33 % детей с перевоспитанной леворукостью развивается заикание [6, с. 79].

Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие. Поэтому родственникам, имеющим заиканием можно порекомендовать, при общении с ребенком, больше использовать такие виды речи, в которых у них менее проявляется данная речевая патология. Это может быть односложная вопросно-ответная речь, пение песен, чтение стихов, рассказывание простых детских сказок. Такие меры очень важны для ребёнка в период с двух до трех лет, когда ребёнком активно усваиваются правила грамматического и синтаксического построения предложения путем формирования различных грамматических категорий и их оформления в высказывании [4].

Чаще всего заикание возникает в возрасте от 2 до 5 лет. В этот период происходит формирование фразовой речи и у большинства детей отмечаются физиологические запинки. Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Но чтобы не спровоцировать заикание, родители должны по возможности оградить ребёнка от сильных эмоциональных потрясений, как отрицательных, так и положительных и избегать использования неправильных методов воспитания (чрезмерное наказание).

Литература:

  1. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян — М.: Книга по Требованию, 2018. — 332 с. URL: https://www.studmed.ru/view/badalyan-lo-nevropatologiya_7985035bc4f.html
  2. Безруких, М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации / М.:Вентана-Граф, 2001. — 64 с.
  3. Белякова, Л.И., Дьякова, Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.
  4. Ковригина, Л. В., Крупина, А. А. Исследование состояния фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № V7. — С. 31–37. — URL: http://e-koncept.ru/2018/186059.htm.
  5. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации под редакцией академика РАН Н. Н. Володина и академика РАО В. М. Шкловского 2015 г. URL: http://metodichka.x-pdf.ru/15meditsina/151248–1-klinicheskie-rekomendacii-rannyaya-diagnostika-narusheniy-razvitiya-rechi-osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-posledstviya.php
  6. Фомичева, М.Ф., Волосовец, Т.В., Кутепова, Е. Н. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.
  7. Материалы сайта LiveJournal Методика преподавания русского языка как иностранного. URL: https://metodika-rki.livejournal.com/12943.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевая патология, речевое развитие, фразовая речь, заикание, патологическое воздействие, гибель клеток, нарушение, слово, сложное речевое нарушение.


Ключевые слова

ребёнок, речевое развитие, речевая патология, фразовая речь, патологическое воздействие

Похожие статьи

Подготовка к обучению грамоте детей с дизартрией

Ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнительного изучения реч...

Отличительные черты речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие правильной речи у детей дошкольного возраста — одна из важных и актуальных проблем логопедии в современном обществе. В данной статье представлены основные нарушения всех элементов речевой системы детей в целом, которые входят в структуру так...

Особенности развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Анализ современной специализированной литературы показал, что авторами разных теоретических направлений изложены описания конкретных методов и приемов формирования потребности в речевом общении у детей с аутизмом. В данной статье рассматриваются особ...

Взаимосвязь заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей с нарушениями физического развития

На физическое развитие ребенка влияет достаточно большое количество факторов, в том числе и наличие хронической патологии желудочно-кишечного тракта. В данной статье изучена частота встречаемости отклонений физического развития у детей с различной па...

Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается вопрос комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Статья может быть полезна педагогам и специалистам, работающим с детьми с наруше...

Специфика речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена обзору научных данных о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Показано, что отставание от возрастной нормы в речевом развитии у дошкольников с задержкой психиче...

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста

В статье дается краткая характеристика специфических нарушений речи детей дошкольного возраста: дислалии и дизартрии. Авторы статьи обращают внимание на схожесть речевых симптомов при проведении диагностики, представляют этапы диагностического обслед...

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Современные аспекты проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В данной статье речь идет о формировании связной речи у детей дошкольного возраста. В статье представлены исследования ученых, изучавших проблему развития связной речи детей данной группы. Речевое развитие детей с нарушением зрения, следовательно, и ...

Похожие статьи

Подготовка к обучению грамоте детей с дизартрией

Ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнительного изучения реч...

Отличительные черты речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие правильной речи у детей дошкольного возраста — одна из важных и актуальных проблем логопедии в современном обществе. В данной статье представлены основные нарушения всех элементов речевой системы детей в целом, которые входят в структуру так...

Особенности развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Анализ современной специализированной литературы показал, что авторами разных теоретических направлений изложены описания конкретных методов и приемов формирования потребности в речевом общении у детей с аутизмом. В данной статье рассматриваются особ...

Взаимосвязь заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей с нарушениями физического развития

На физическое развитие ребенка влияет достаточно большое количество факторов, в том числе и наличие хронической патологии желудочно-кишечного тракта. В данной статье изучена частота встречаемости отклонений физического развития у детей с различной па...

Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается вопрос комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Статья может быть полезна педагогам и специалистам, работающим с детьми с наруше...

Специфика речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена обзору научных данных о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Показано, что отставание от возрастной нормы в речевом развитии у дошкольников с задержкой психиче...

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста

В статье дается краткая характеристика специфических нарушений речи детей дошкольного возраста: дислалии и дизартрии. Авторы статьи обращают внимание на схожесть речевых симптомов при проведении диагностики, представляют этапы диагностического обслед...

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Современные аспекты проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В данной статье речь идет о формировании связной речи у детей дошкольного возраста. В статье представлены исследования ученых, изучавших проблему развития связной речи детей данной группы. Речевое развитие детей с нарушением зрения, следовательно, и ...

Задать вопрос