Оценка современных систем образования: облачная, мобильная и дистанционная технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 07.05.2020

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Шодмонов, Д. А. Оценка современных систем образования: облачная, мобильная и дистанционная технологии / Д. А. Шодмонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 520-524. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69751/ (дата обращения: 28.01.2022).



В работе проводится анализ современных технологий обучения, как один из методов повышения качества образования. Рассматриваются облачные, мобильные и дистанционные технологии. Разрабатывается программа системы оценивания данных технологий, на основе комментариев и шкалы оценки пользователей.

Ключевые слова: технология, облачная технология, мобильная технология, образование, эффективность, виртуальное пространство, платформа, информация.

Современная система образования требует применения новейших информационных технологий и информационных систем. Их внедрение начало быстро развиваться, так как они начали удовлетворять требованиям современных педагогов и учащихся. В основу информационных технологий и систем, обеспечивающих деятельность виртуального пространства учебных заведений, ложатся различные подходы, методы и средства, которые представляют собой перспективную область, открывающую огромные преимущества при управлении данными.

Данные процессы образовали новую научно-техническую базу для становления и развития новых форм образовательной деятельности, привели к появлению виртуальных учебных заведений, функционирующих в сети Интернет. Создание виртуального образовательного пространства является решением одной из задач педагогики, а именно задачи разработки эффективных форм организации образовательного процесса.

Качественная модернизация и обновление нынешних методик обучения необходимы современному образовательному процессу. Использование облачных, мобильных и дистанционных программных обеспечений является одним из эффективных и доступных способов повышения мотивации не только студентов, но и преподавателей. С помощью новых технологий возможно организовать процесс получения образования более эффективным и привлекательным.

Современное информационно-образовательное пространство университета анализируется в контексте электронного отражения в глобальной сети интернет различных сторон деятельности вуза. Выделяются различные планы проектирования электронно-образовательной среды, учитывающие интересы различных групп сетевых пользователей. С социально-психологических позиций раскрывается роль электронной образовательной среды университета в совершенствовании образовательных технологий, появлении новых аспектов деятельности преподавателей, условий самореализации студентов [1,c.6–14]. В связи с этим был проведен анализ трех технологий электронно-образовательной среды: облачные, мобильные и дистанционные технологии.

Применение облачных технологий всфере образования

Сегодня облачные технологии находят применение в различных областях деятельности человека: банковское дело, медицина, бизнес и другие сферы, не стала исключением и система образования. Образовательные облачные сервисы используются не только в дистанционных, но и в традиционных формах обучения. Они открывают такие возможности, как создание виртуальных лабораторий, проведение интернет-конференций и вебинаров, управление различными процессами виртуального пространства вуза. Под виртуальным пространством вуза понимается среда, нацеленная не только на поддержку дистанционного обучения, но и на управление и оптимизацию бизнес-процессов самого вуза.

Однако облачные технологии могут стать не только основой дистанционного и поддержкой реального образования. Вуз представляет собой огромный механизм с отлаженными алгоритмами взаимодействия. Поэтому следует рассматривать облачные вычисления как средство консолидации различных внутренних подсистем и создания виртуальной среды, которая обеспечит взаимодействие не только преподавателей и студентов, а сделает доступными следующие процессы [2,37]:

– публикация объявлений, новостей и анонсов мероприятий;

– обмен электронными сообщениями между пользователями, централизованно или отдельным категориям;

– организация научных конференций, семинаров, в том числе проведение интернет-конференций и вебинаров;

– удаленное взаимодействие со студентами, включая предоставление в электронном виде учебно-методических материалов, он-лайн-консультации, тестирование, информирование о расписании занятий;

– электронное взаимодействие с абитуриентами, включая информирование, консультирование, удаленную регистрацию заявлений абитуриентов.

Рис.1. Облачная технология

Применение мобильных технологий всфере образования

Одним из преимуществ использования мобильных технологий в ходе процесса обучения является то, что учащиеся получают доступ к контролю получаемой информации. Свобода выбора среди огромного количества доступных знаний открывает перед студентом неограниченные возможности в обучении, что предоставляет ему свободу и независимость.

Изучение дисциплин посредством мобильных приложений является сравнительно новым способом, который набирает популярность. Мобильные приложения используется как вспомогательный элемент в образовательной системе. Студенты все больше и больше предпочитают мобильные технологии и регулярно их используют в своей личной жизни. Также они используют мобильные устройства в целях обучения. Но здесь можно подчеркнуть и то, что распространение этих технологий также глубоко вошло и в процесс деятельности педагогов, которые обеспечивают обучающихся полезной информацией с помощью социальных сетей, облачных хранилищ, хостингов медиаданных и т. д.

Мобильное обучение — это такая учебная активность, с использованием портативных устройств, таких как телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры, ноутбуки. Данные устройства предоставляют возможность голосовой связи, обмен сообщениями, видео- и аудиоматериалами, как в отдаленной точке, так и в локальном режиме. Применение подобных новшеств в системе образования способствует успешному освоению изучаемого материала [3, c.17].

Дистанционные технологии вобразовании

Одной из первых технологий обучения, после традиционного, стоит дистанционное. Во многих развитых странах давно уже использует в педагогическом процессе дистанционные технологии. Достаточное количество людей получили образование (подтверждающие дипломом, сертификатом), воспользовавшись данной системой. Ещё 10 лет назад численность студентов в мире, получающих образование по дистанционным технологиям, превышала численность студентов очного отделения.

Дистанционное обучение — это обучение на расстоянии. Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью ПК и сети интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе центров дистанционного обучения. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения [4].

На сегодняшний день при обучении дистанционно ВУЗы используют специальные платформы, предназначенные именно для системы образования. Такими платформами являются Moodle, ATutor, E-study, Forma LMS, Dokeos, ILIAS, Opigno, OLAT, iSpring Learn, Teachbase и многие другие. Каждая платформа имеет свои преимущества и образовательные учреждения и выбирают ту, которая позволит повысить качество обучения.

Проанализировав вышеперечисленные технологии обучения, мы решили создать системы оценивания этих технологий. В ходе оценивания были проведены опросы среди студентов нашего вуза, Ташкентского университета информационных технологий, обычных пользователей и учеников школ старших классов.

Данная платформа была разработана с помощью языков web-программирования. Интерфейс программы был сделан простым и удобным, учитывая возрастные категории пользователей рассматриваемых технологий.

Рис.1. Главное окно программы.

В главном окне программы можно увидеть образные значки облачной технологии, мобильной технологии и дистанционной технологии. При нажатии на один из них можно получить краткую информацию об этой технологии, что позволяет ознакомиться и оценить новую технологию. Оценивание проходит с помощью регистрирования, написания комментария и выставления оценки по 5 балльной шкале (рис.2).

Рис.2. Информационная и оценочная часть облачной технологии

Рис.3. Мобильная технология

Рис. 4. Дистанционная технология

В ходе оценивания рассматриваемых технологий были заинтересованные участники из других стран, например, из Казахстана. Наглядно можно увидеть на следующем окне (рис.5).

Рис. 5. Окно результатов оценивания

В итоге можно сказать, что применение облачной, мобильной и дистанционной технологий дает положительный эффект в системе образования. Т.к. современные тенденции влияют в том числе и на систему образования, многие ВУЗы, понимая это, стараются развиваться в этом направлении. При опросе более широкого спектра пользователей, разработанная программа дает намного более точную информацию об эффективности использования этих технологий с целью обучения.

Литература:

  1. Тевс Д. П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ, 2006, с.66.
  2. Широкова Е. А. Облачные технологии. –Уфа: Лето, 2011, с.37–39.
  3. Доскажанов Ч. Т., Даненова Г. Т., Коккоз М. М. Роль мобильных приложений в системе образования // Международный журнал экспериментального образования. — 2018. — № 2.
  4. Лапшова А. В., Сундеева М. О., Татаренко М. А. Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, система образования, облачная технология, дистанционная технология, мобильная технология, виртуальное пространство, виртуальное пространство вуза, главное окно программы, традиционная форма обучения, электронно-образовательная среда.


Ключевые слова

информация, технология, платформа, эффективность, образование, облачная технология, мобильная технология, виртуальное пространство

Похожие статьи

Дистанционные технологии в образовании как средство...

В статье рассматриваются виды дистанционных технологий обучения, применяемые в вузах Казахстана. Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-технология, кейсовая технология.

Применение облачных технологий в образовании

Облачные технологии — это новая парадигма, предполагающая распределенную и

Суть облачных технологий состоит в следующем: - Вы можете не иметь никаких программ на своём

Изменения, внесенные в файл в Интернете, на компьютере или мобильном телефоне...

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности...

Проектирование дистанционного образовательного курса...

Фролов, В. Н. Проектирование дистанционного образовательного курса с помощью технологии E-Learning / В. Н. Фролов, Р. Ю

дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология обучения, курс, живое общение...

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

Дистанционное обучение – одно из относительно новых и перспективных направлений информационных технологий в образовании, позволяющее осуществлять обучение независимо от расстояния [2]. За рубежом технологии дистанционного обучения стали...

Дистанционные образовательные технологии — ключ...

Интересна трактовка дистанционного обучения, данная Ассоциацией дистанционного обучения США: дистанционное обучение — это приобретение знаний и умений благодаря связке информации и учения, включающей в себя все технологии и другие формы обучения.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть...

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ».

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть применен для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната).

Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения

Дистанционное образование — это наиболее новая и современная модель обучения

При этом дистанционная форма образования должна состоять из тех же компонентов, что и

Далее такая форма образования дает возможность сочетать обучение в различных вузах...

Похожие статьи

Дистанционные технологии в образовании как средство...

В статье рассматриваются виды дистанционных технологий обучения, применяемые в вузах Казахстана. Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-технология, кейсовая технология.

Применение облачных технологий в образовании

Облачные технологии — это новая парадигма, предполагающая распределенную и

Суть облачных технологий состоит в следующем: - Вы можете не иметь никаких программ на своём

Изменения, внесенные в файл в Интернете, на компьютере или мобильном телефоне...

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности...

Проектирование дистанционного образовательного курса...

Фролов, В. Н. Проектирование дистанционного образовательного курса с помощью технологии E-Learning / В. Н. Фролов, Р. Ю

дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология обучения, курс, живое общение...

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

Дистанционное обучение – одно из относительно новых и перспективных направлений информационных технологий в образовании, позволяющее осуществлять обучение независимо от расстояния [2]. За рубежом технологии дистанционного обучения стали...

Дистанционные образовательные технологии — ключ...

Интересна трактовка дистанционного обучения, данная Ассоциацией дистанционного обучения США: дистанционное обучение — это приобретение знаний и умений благодаря связке информации и учения, включающей в себя все технологии и другие формы обучения.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть...

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ».

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть применен для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната).

Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения

Дистанционное образование — это наиболее новая и современная модель обучения

При этом дистанционная форма образования должна состоять из тех же компонентов, что и

Далее такая форма образования дает возможность сочетать обучение в различных вузах...

Задать вопрос