Проектирование дистанционного образовательного курса с помощью технологии E-Learning | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Фролов В. Н., Кузнецова Р. Ю. Проектирование дистанционного образовательного курса с помощью технологии E-Learning [Текст] // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 10-15. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/231/12649/ (дата обращения: 22.06.2018).



В данной работе нами были рассмотрены теоретические основы дистанционных образовательных технологий, основные теоретические аспекты построения аналогичных курсов, а также проанализированы достоинства и недостатки электронного обучения. Далее мы разработали дистанционный образовательный курс с помощью платформы WIX.

Ключевые слова: дизайн, курс, разработка, объект, цель

В современном мире традиционное обучение в университетах и колледжах постепенно дополняется или даже заменяется новыми технологиями дистанционного обучения. С развитием общества увеличивается спрос на высококачественные образовательные услуги, позволяющие повышать квалификацию не отрываясь от текущей работы. В последние годы возникновение интернета и обширное использование компьютеров привели к огромному подъему отдаленного обучения. Компьютеры и компьютерные сети дают возможность создавать высокоэффективные средства обучения в образовании.

Существующие электронные средства обучения можно разделить на следующие категории: оцифрованные видеозаписи лекций, электронные версии (копии) бумажных учебников, электронные версии справочников, словарей и энциклопедий, мультимедийные электронные учебные пособия. [1]

Объектом исследования данной работы является процесс создания дистанционного образовательного курса. Исследование проводилось посредством изучения предметной области, подбором необходимых материалов по разработке курса. В основу работы легли активные методы обучения и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся. В процессе разработки курса был использован конструктор сайтов Wix. Создание дистанционного образовательного курса в будущем поможет активизировать познавательную деятельность студентов, повысит их инициативность и позволит систематизировать полученные ранее знания по основным темам, изучаемым в рамках специальности «информационные системы» на факультете СПО КНИТУ.

Электронный образовательный курс способен: использовать привычные способы для просмотра нужной информации, обеспечить универсальный метод доступа к огромному количеству информации, достаточно просто персонализировать доступ с системами авторизации. [2]

Дистанционный, или сетевой образовательный курс — это в первую очередь электронный обучающий курс, гарантирующий все основные виды занятий по дисциплине: изучение теоретического материала и проверка усвоенных знаний. В структуру наиболее часто входят сама теория по соответствующей дисциплине, практические задания и тестовые задания, которые легко реализовать с помощью существующих сервисов электронного тестирования. Основной упор делается на самостоятельную работу студента. Также Сетевой курс является системой дидактических средств обучения по конкретной дисциплине, издаваемой с целью наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, выраженных подходящей учебной программой. Его прохождение осуществляется через телекоммуникационные сети, а также он может быть использован в виде локальных копий на переносимых носителях.

Дистанционное образование является особенно действенным для следующих категорий обучаемых:

− наиболее способные студенты, которые уже обладают существенными знаниями и желают пройти образовательную программу в сжатые сроки;

− обучаемые, желающие выполнить специальные образовательные программы, состоящие из курсов, предоставляемых разными учебными заведениями, в том числе учебными заведениями различных стран;

− обучаемые, которые хотят объединить учебу с производственной деятельностью;

− обучаемые, географически изолированные от требующихся им образовательных ресурсов;

− обучаемые, имеющие физические, физиологические или эмоциональные проблемы;

− лица, стремящиеся найти возможность ликвидировать пробелы в отдельных курсах.

Особенно значимым достоинством сетевого курса является предоставление самостоятельной работы студентов и контролирование ее преподавателем. Обучающая поддержка предоставляется через виртуальную среду обучения, телефон, электронную почту или другие электронные средства. [3]

Традиционные методы остаются все также привязаны к аудиториям в университетах и времени занятий. По сравнению с ними дистанционное обучение имеет большое количество преимуществ: рентабельность, позволяет уменьшить денежные и временные затраты на обучение; удаленность, позволяет получать доступ к курсу из разных географических точек; гибкость, снимает ограничения и позволяет заниматься в любое удобное время и в приемлемом темпе. К тому же студент также имеет четкий учебный план, выполнение которого строго контролируется. Основными чертами являются:

  1. параллельность, позволяющая не отрываться от производства, или других дел;
  2. асинхронность, подразумевающая работу по удобному расписанию, как для студента, так и для преподавателя. [4]

Все это определяет перспективность такого образования и дает ему конкурентные преимущества.

Также в наше время у дистанционной формы имеются и некоторые минусы: дистанционным технологиям оказывается мало доверия со стороны потребителей; отсутствует групповое взаимодействие студентов; некоторые студенты относятся не серьезно к такому виду обучения, т. к. не ощущают постоянного контроля; в дистанционном обучении присутствует некоторая пассивность; диплом, полученный с помощью дистанционного обучения зачастую не ценится;

Очевидными недостатками дистанционной формы обучения являются:

− Невозможность освоения некоторых специальностей дистанционно. Например, медицинские, военные, или другие, требующие большого объема практических занятий;

− Отсутствие реального общения между студентами и преподавателями, что существенно затрудняет реализацию индивидуального подхода к обучению и воспитанию;

− Ограниченность технических возможностей, отсутствие специального оборудования и др. установок, необходимых для получения практических навыков;

− Качество дистанционных курсов, которые не всегда удовлетворяют всем установленным требованиям, ввиду малой разработанности данной проблемы в настоящее время;

− Слабая нормативно-правовая основа дистанционного образования, регулирующая все отношения в системе организации и проведения подобного обучения.

Также стоит отметить, что отсутствует единый стандарт оплаты труда разработчика и преподавателя дистанционного обучения. Этот процесс является более трудоемким, так для создания качественного дистанционного курса необходимо потратить примерно в 3 раза больше времени, чем на обычный очный курс. [5]

Однако стоит отметить, что тенденция с развитием дистанционного образования постепенно улучшается, так большинство предприятий и организаций, стремясь сократить расходы на подготовку квалифицированного персонала, переходят к новым технологиям и все чаще используют форму дистанционного образования. Все, что требуется в данном случае — это персональный компьютер и доступ в интернет, а тем более информационные технологии уже вошли в каждый дом. Также популярным стало и использование различных социальных сетей, которые обеспечивают постоянную коммуникацию между людьми. Популярность набирает создание собственных видеоканалов, блогов, а также организация вебинаров. Большинство необходимой информации уже имеется в интернете в открытом доступе, что позволяет выполнять различные задания и проводить собственные исследования. Конечно же, в первую очередь дистанционное образование ориентировано на людей заинтересованных в получении образования, но не имеющих возможности обучаться очно. И поэтому многие выпускники зачастую бывают более технически подготовлены. Все выше описанные тенденции указывают на многочисленные достоинства дистанционных образовательных технологий и создают благоприятные условия для дальнейшего развития электронного обучения. И возможно вскоре появиться большой выбор образовательных программ, основанных на принципах электронного обучения.

В ходе изучения данной проблемы нами был разработан дистанционный курс по дисциплине оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, представленной в рамках освоения специальности СПО «информационные системы (по отраслям)». Главная страница курса, представлена на рисунке 1:

Рис. 1. Главная страница курса

Данный курс представлен стандартным веб-сайтом, в структуру которого входят лекции, презентации и тесты. Меню созданного нами сайта располагает кнопками: главная, контакты и регистрация, представленными на рисунке 2:

Рис. 2. Меню

Также мы можем посмотреть описание курса, познакомиться с основными понятиями и указаниями, которые нам пригодятся в процессе работы с сайтом, или изучения представленных материалов, рисунок 3:

Рис. 3. Понятие дистанционного курса

Темы разработанного нами курса представлены в соответствующих разделах, и содержат весь перечень теоретического и практического материала, который необходимо усвоить в рамках изучения указанной выше дисциплины, форма страницы представлена на рисунке 4:

Рис. 4. «Темы курса»

При нажатии на кнопку «Перейти к курсу», которая находится после списка разделов и тем, открывается окно регистрации, представленное на рисунке 5. Таким образом, материалы дистанционного курса будут доступны лишь зарегистрированным пользователям.

Рис. 5. Окно регистрации

После прохождения регистрации и авторизации в системе будет открыт доступ к материалам содержащимся на сайте. Далее страница примет вид, указанный на рисунке 6:

Рис. 6. Раздел с лекциями

Теперь рассмотрим, как выглядят страницы, где располагаются материалы по темам, на примере одной из страниц курса, смотрите рисунок 7:

Рис. 7. Пример одной темы

По каждой теме есть возможность скачать электронный документ и презентацию, которые также можно сохранить на свой компьютер, в случае возможного отсутствия интернет соединения в дальнейшем.

Также на сайте имеется форма обратной связи, позволяющая связаться с администраторами сайта, сообщить о возникших проблемах, или оставить свои комментарии.

Итак, в данной работе мы рассмотрели теоретические основы построения дистанционных образовательных технологий, проанализировали основные достоинства и недостатки электронного обучения, а также создали дистанционный курс с помощью платформы WIX, разработали структуру и дизайн, сформировали необходимый теоретический и практический материал. Подводя итоги, отметим, что дистанционные технологии, и в частности электронные курсы — это очень удобный и перспективный инструмент для реализации современной образовательной среды.

Литература:

  1. Наука и образование. URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/57037.html (дата обращения: 08.06.17).
  2. Электронная библиотека студента Библиофонд. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=552385 (дата обращения: 08.06.17).
  3. Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/01/10/statya-na-temu-elektronnye-uchebnye-materialy (дата обращения: 09.06.17).
  4. КГАСУ официальный сайт. URL: http://www.kgasu.ru/education/do/chto-takoe-distantsionnoe-obuchenie.php (дата обращения: 09.06.17).
  5. Бесплатная электронная библиотека. URL: http://metodichka.x-pdf.ru/15mehanika/217469–1-institut-matematiki-mehaniki-lobachevskogo-kafedra-teoriy-tehnologiy-prepodavaniya-matematiki-informatiki-specialnost.php (дата обращения: 09.06.17).
  6. Конструктор сайтов Wix. URL: https://ru.wix.com/ (дата обращения: 03.06.17).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционный курс, электронное обучение, WIX, курс, дистанционный образовательный курс, практический материал, главная страница курса, сетевой курс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос