Библиографическое описание:

Фролов В. Н., Кузнецова Р. Ю. Проектирование дистанционного образовательного курса с помощью технологии E-Learning [Текст] // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 10-15.



В данной работе нами были рассмотрены теоретические основы дистанционных образовательных технологий, основные теоретические аспекты построения аналогичных курсов, а также проанализированы достоинства и недостатки электронного обучения. Далее мы разработали дистанционный образовательный курс с помощью платформы WIX.

Ключевые слова: дизайн, курс, разработка, объект, цель

В современном мире традиционное обучение в университетах и колледжах постепенно дополняется или даже заменяется новыми технологиями дистанционного обучения. С развитием общества увеличивается спрос на высококачественные образовательные услуги, позволяющие повышать квалификацию не отрываясь от текущей работы. В последние годы возникновение интернета и обширное использование компьютеров привели к огромному подъему отдаленного обучения. Компьютеры и компьютерные сети дают возможность создавать высокоэффективные средства обучения в образовании.

Существующие электронные средства обучения можно разделить на следующие категории: оцифрованные видеозаписи лекций, электронные версии (копии) бумажных учебников, электронные версии справочников, словарей и энциклопедий, мультимедийные электронные учебные пособия. [1]

Объектом исследования данной работы является процесс создания дистанционного образовательного курса. Исследование проводилось посредством изучения предметной области, подбором необходимых материалов по разработке курса. В основу работы легли активные методы обучения и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся. В процессе разработки курса был использован конструктор сайтов Wix. Создание дистанционного образовательного курса в будущем поможет активизировать познавательную деятельность студентов, повысит их инициативность и позволит систематизировать полученные ранее знания по основным темам, изучаемым в рамках специальности «информационные системы» на факультете СПО КНИТУ.

Электронный образовательный курс способен: использовать привычные способы для просмотра нужной информации, обеспечить универсальный метод доступа к огромному количеству информации, достаточно просто персонализировать доступ с системами авторизации. [2]

Дистанционный, или сетевой образовательный курс — это в первую очередь электронный обучающий курс, гарантирующий все основные виды занятий по дисциплине: изучение теоретического материала и проверка усвоенных знаний. В структуру наиболее часто входят сама теория по соответствующей дисциплине, практические задания и тестовые задания, которые легко реализовать с помощью существующих сервисов электронного тестирования. Основной упор делается на самостоятельную работу студента. Также Сетевой курс является системой дидактических средств обучения по конкретной дисциплине, издаваемой с целью наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, выраженных подходящей учебной программой. Его прохождение осуществляется через телекоммуникационные сети, а также он может быть использован в виде локальных копий на переносимых носителях.

Дистанционное образование является особенно действенным для следующих категорий обучаемых:

− наиболее способные студенты, которые уже обладают существенными знаниями и желают пройти образовательную программу в сжатые сроки;

− обучаемые, желающие выполнить специальные образовательные программы, состоящие из курсов, предоставляемых разными учебными заведениями, в том числе учебными заведениями различных стран;

− обучаемые, которые хотят объединить учебу с производственной деятельностью;

− обучаемые, географически изолированные от требующихся им образовательных ресурсов;

− обучаемые, имеющие физические, физиологические или эмоциональные проблемы;

− лица, стремящиеся найти возможность ликвидировать пробелы в отдельных курсах.

Особенно значимым достоинством сетевого курса является предоставление самостоятельной работы студентов и контролирование ее преподавателем. Обучающая поддержка предоставляется через виртуальную среду обучения, телефон, электронную почту или другие электронные средства. [3]

Традиционные методы остаются все также привязаны к аудиториям в университетах и времени занятий. По сравнению с ними дистанционное обучение имеет большое количество преимуществ: рентабельность, позволяет уменьшить денежные и временные затраты на обучение; удаленность, позволяет получать доступ к курсу из разных географических точек; гибкость, снимает ограничения и позволяет заниматься в любое удобное время и в приемлемом темпе. К тому же студент также имеет четкий учебный план, выполнение которого строго контролируется. Основными чертами являются:

  1. параллельность, позволяющая не отрываться от производства, или других дел;
  2. асинхронность, подразумевающая работу по удобному расписанию, как для студента, так и для преподавателя. [4]

Все это определяет перспективность такого образования и дает ему конкурентные преимущества.

Также в наше время у дистанционной формы имеются и некоторые минусы: дистанционным технологиям оказывается мало доверия со стороны потребителей; отсутствует групповое взаимодействие студентов; некоторые студенты относятся не серьезно к такому виду обучения, т. к. не ощущают постоянного контроля; в дистанционном обучении присутствует некоторая пассивность; диплом, полученный с помощью дистанционного обучения зачастую не ценится;

Очевидными недостатками дистанционной формы обучения являются:

− Невозможность освоения некоторых специальностей дистанционно. Например, медицинские, военные, или другие, требующие большого объема практических занятий;

− Отсутствие реального общения между студентами и преподавателями, что существенно затрудняет реализацию индивидуального подхода к обучению и воспитанию;

− Ограниченность технических возможностей, отсутствие специального оборудования и др. установок, необходимых для получения практических навыков;

− Качество дистанционных курсов, которые не всегда удовлетворяют всем установленным требованиям, ввиду малой разработанности данной проблемы в настоящее время;

− Слабая нормативно-правовая основа дистанционного образования, регулирующая все отношения в системе организации и проведения подобного обучения.

Также стоит отметить, что отсутствует единый стандарт оплаты труда разработчика и преподавателя дистанционного обучения. Этот процесс является более трудоемким, так для создания качественного дистанционного курса необходимо потратить примерно в 3 раза больше времени, чем на обычный очный курс. [5]

Однако стоит отметить, что тенденция с развитием дистанционного образования постепенно улучшается, так большинство предприятий и организаций, стремясь сократить расходы на подготовку квалифицированного персонала, переходят к новым технологиям и все чаще используют форму дистанционного образования. Все, что требуется в данном случае — это персональный компьютер и доступ в интернет, а тем более информационные технологии уже вошли в каждый дом. Также популярным стало и использование различных социальных сетей, которые обеспечивают постоянную коммуникацию между людьми. Популярность набирает создание собственных видеоканалов, блогов, а также организация вебинаров. Большинство необходимой информации уже имеется в интернете в открытом доступе, что позволяет выполнять различные задания и проводить собственные исследования. Конечно же, в первую очередь дистанционное образование ориентировано на людей заинтересованных в получении образования, но не имеющих возможности обучаться очно. И поэтому многие выпускники зачастую бывают более технически подготовлены. Все выше описанные тенденции указывают на многочисленные достоинства дистанционных образовательных технологий и создают благоприятные условия для дальнейшего развития электронного обучения. И возможно вскоре появиться большой выбор образовательных программ, основанных на принципах электронного обучения.

В ходе изучения данной проблемы нами был разработан дистанционный курс по дисциплине оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, представленной в рамках освоения специальности СПО «информационные системы (по отраслям)». Главная страница курса, представлена на рисунке 1:

Рис. 1. Главная страница курса

Данный курс представлен стандартным веб-сайтом, в структуру которого входят лекции, презентации и тесты. Меню созданного нами сайта располагает кнопками: главная, контакты и регистрация, представленными на рисунке 2:

Рис. 2. Меню

Также мы можем посмотреть описание курса, познакомиться с основными понятиями и указаниями, которые нам пригодятся в процессе работы с сайтом, или изучения представленных материалов, рисунок 3:

Рис. 3. Понятие дистанционного курса

Темы разработанного нами курса представлены в соответствующих разделах, и содержат весь перечень теоретического и практического материала, который необходимо усвоить в рамках изучения указанной выше дисциплины, форма страницы представлена на рисунке 4:

Рис. 4. «Темы курса»

При нажатии на кнопку «Перейти к курсу», которая находится после списка разделов и тем, открывается окно регистрации, представленное на рисунке 5. Таким образом, материалы дистанционного курса будут доступны лишь зарегистрированным пользователям.

Рис. 5. Окно регистрации

После прохождения регистрации и авторизации в системе будет открыт доступ к материалам содержащимся на сайте. Далее страница примет вид, указанный на рисунке 6:

Рис. 6. Раздел с лекциями

Теперь рассмотрим, как выглядят страницы, где располагаются материалы по темам, на примере одной из страниц курса, смотрите рисунок 7:

Рис. 7. Пример одной темы

По каждой теме есть возможность скачать электронный документ и презентацию, которые также можно сохранить на свой компьютер, в случае возможного отсутствия интернет соединения в дальнейшем.

Также на сайте имеется форма обратной связи, позволяющая связаться с администраторами сайта, сообщить о возникших проблемах, или оставить свои комментарии.

Итак, в данной работе мы рассмотрели теоретические основы построения дистанционных образовательных технологий, проанализировали основные достоинства и недостатки электронного обучения, а также создали дистанционный курс с помощью платформы WIX, разработали структуру и дизайн, сформировали необходимый теоретический и практический материал. Подводя итоги, отметим, что дистанционные технологии, и в частности электронные курсы — это очень удобный и перспективный инструмент для реализации современной образовательной среды.

Литература:

  1. Наука и образование. URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/57037.html (дата обращения: 08.06.17).
  2. Электронная библиотека студента Библиофонд. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=552385 (дата обращения: 08.06.17).
  3. Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/01/10/statya-na-temu-elektronnye-uchebnye-materialy (дата обращения: 09.06.17).
  4. КГАСУ официальный сайт. URL: http://www.kgasu.ru/education/do/chto-takoe-distantsionnoe-obuchenie.php (дата обращения: 09.06.17).
  5. Бесплатная электронная библиотека. URL: http://metodichka.x-pdf.ru/15mehanika/217469–1-institut-matematiki-mehaniki-lobachevskogo-kafedra-teoriy-tehnologiy-prepodavaniya-matematiki-informatiki-specialnost.php (дата обращения: 09.06.17).
  6. Конструктор сайтов Wix. URL: https://ru.wix.com/ (дата обращения: 03.06.17).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционного образовательного курса, дистанционных образовательных технологий, дистанционного обучения, электронного обучения, образовательный курс, недостатки электронного обучения, дистанционного образования, дистанционного курса, помощью платформы wix, Главная страница курса, технологиями дистанционного обучения, дистанционный курс, помощью дистанционного обучения, преподавателя дистанционного обучения, средства обучения, качественного дистанционного курса, материалы дистанционного курса, дистанционный образовательный курс, электронные средства обучения, Проектирование дистанционного образовательного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос