В статье рассматривается использование информационно-логистических систем для управления грузовыми перевозками.
Ключевые слова: информационно-логистическая система, информационная логистика, управление бизнес-процессами.
Информационно-логистическая система является сложной интегрированной системой, которая организует учет, планирование, контроль, поставки, закупки, распределение материально-технических ресурсов [6].
Основная цель информационно-логистической системы заключается в планировании потребностей в ресурсах и контроле за их наличием на складах. Данная система так же должна информировать лицо, принимающее решения о возможных поставщиках ресурсов и находить оптимальное решение о поставке и сбыте [3].
Формирование информационно-логистической системы должно быть индивидуальным, в зависимости от структуры организации предприятия и постановки задач. В основе информационной логистики лежат три принципа:
- время;
- место;
- актуальность.
Главная задача информационной логистики выражается в формировании системы, при функционировании которой информационные потоки настраиваются так, что максимально минимизируют затраты на получение доступа к информации, необходимой в конкретный временной период [1].
Современная логистика не мыслима без активного применения информационно-коммуникационных средств в управлении бизнес-процессами. Более того, совершенствование логистических операций во многом определяется успехами области информационных технологий. Развитие информационной инфраструктуры способствует не только активизации коммерческой деятельности и повышению конкурентоспособности, но и расширению рынка логистических услуг, формированию новых форм и способов ведения бизнеса, повышению качества управленческих решений [5].
Рис. 1. Современные информационно-коммуникационные ресурсы логистических компании
Логистические компании, с целью облегчения работы, прибегают к различным компьютерным программам. Информационные системы позволяют комплексно сбалансировать планирование и управление бизнес-процессами. На рис. 1 приведены примеры некоторых программ.
При перевозке различных грузов невозможно обойтись без программ, позволяющих отслеживать весь процесс перевозки.
Существует множество программ, предназначенных для мониторинга и регулирования перевозочного процесса. В таблице 2 перечислены одни из наиболее популярных продуктов, помогающих в управлении процессом транспортировки грузов в области навигации и мониторинга.
Таблица 1
Управление процессом транспортировки грузов
Продукт |
Разработчик, город |
Год основания |
Краткая характеристика продукта |
Технология |
Компании, использующие данный продукт |
OmnicommOnline |
Компания «Omnicomm», г. Москва |
1998 |
Контроль расхода топлива, навигация, мониторинг транспорта |
SaaS — Программное обеспечение как услуга, Системы безопасности и контроля автотранспорта, Спутниковая связь и навигация |
Аэропорты: Курумоч Пулково Шереметьево Мурманский торговый порт, Амурское пароходство и др. |
АвтоГРАФ |
АвтоГРАФ (ТехноКом), г. Челябинск |
1993 |
Система спутникового мониторинга и контроля транспорта |
TMS — Управление транспортом, Системы безопасности и контроля автотранспорта |
Буровая компания Евразия и др. |
СКАУТ |
СКАУТ, г. С.-Петербург |
2005 |
Контроль транспортных средств в режиме online средствами спутникового GPS/ГЛОНАСС-мониторинга транспорта |
Системы безопасности и контроля автотранспорта, Спутниковая связь и навигация |
PepsiCoRussia, Аэропорт Пулково и др. |
Voyager |
РИТМ, г. С.-Петербург |
2000 |
Позволяет осуществлять централизованный контроль мобильных объектов любого типа — наземного и речного транспорта, грузов, людей и т. д. |
Системы безопасности и контроля автотранспорта, Спутниковая связь и навигация |
Danone (Данон Индустрия), Мосводоканал АО, Аквафор и др. |
EuroMobile ГЛОНАСС-мониторинг |
ЕвроМобайл (EuroMobile) ЕМ Групп, г. С.-Петербург |
2004 |
Система спутникового мониторинга и контроля транспорта |
Системы безопасности и контроля автотранспорта |
Администрация города Сочи и др. |
Далее рассмотрим сравнительную характеристику логистических систем спутникового мониторинга автотранспорта, приведенную в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика логистических систем спутникового мониторинга автотранспорта
Показатели ИС |
OmnicommOnline |
АвтоГРАФ |
СКАУТ |
Voyager |
ЕвроМобайл ГЛОНАСС-мониторинг |
Определение местоположения автотранспорта посредством системы ГЛОНАСС |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Есть ли мобильное приложение? |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Недостатки работы приложений |
Проблема с синхронизацией данных с сервером в мобильном приложении. Проблемы с доступом к мобильному приложению из-за несовместимости версии продукта и устройства в связи с обновлением устройства |
Проблема с синхронизацией данных с сервером в мобильном приложении. Некорректная работа карт |
Упала точность карт в мобильном приложении. Возникают проблемы с работой приложения в связи с сильной загруженностью сервера |
Нет мобильного приложения |
Нет мобильного приложения |
Контроль расходования ГСМ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Возможность получения аудио- и видеоинформации |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Возможность масштабирования карт |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Передача тревожных сигналов в диспетчерский пункт |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Опираясь на отзывы пользователей, которые работают с данными системами, можно выделить следующие недостатки: у систем «Voyager» и «ЕвроМобайл ГЛОНАСС-мониторинг» отсутствует мобильное приложение, что значительно усложняет процесс работы в целом. Это объясняется невозможностью использования данных в любой момент времени и в любой точке, где бы не находился пользователь данной информационной системы. Системы «OmnicommOnline», «АвтоГРАФ», «СКАУТ» имеют мобильные приложения, однако они нуждаются в доработке, поскольку имеют проблемы, указанные в таблице 2. Анализируя вышеуказанные проблемы, необходимо принять меры по устранению данных недочетов путем доработки приложений и выпуска обновлений, совместимыми с более поздними версиями ПО устройств, на которых предположительно будут работать данные продукты. Также необходимо произвести доработку карт в системе «СКАУТ» для определения более точного месторасположения необходимых адресов для более эффективной работы предприятий, использующих данные продукты в целях повышения эффективности процесса работы на предприятии в целом. Кроме того, следует учитывать и перенимать положительный опыт других разработчиков схожих программ как соотечественников, так и зарубежных стран.
В европейских странах разработаны интегрированные информационные системы для управления транспортными компаниями. Основные возможности данных технологий позволяют проводить анализ производительности, рентабельности, управления транспортными средствами [1].
Этапы выбора информационной системы:
1) сбор требований, предъявляемых к информационной системе;
2) предварительный анализ рынка с использованием отчетов независимых аналитических агентств и другой общедоступной информации;
3) запрос информации от поставщиков информационных систем;
4) создание окончательного списка кандидатов;
5) непосредственное ознакомление с решениями;
6) запрос котировок;
7) переговоры об условиях договора с поставщиками и партнерами;
8) окончательный выбор.
При выборе информационной системы необходимо помнить, что управление автотранспортом является сквозным процессом, поэтому система должна поддерживать отраслевые стандарты и открытые интерфейсы для легкой интеграции с другими системами компании. Таким образом, любая компания, занимающаяся грузоперевозками, сможет подобрать соответствующую информационную логистическую систему и оставаться конкурентоспособной [2].
Новые экономические условия, усиление конкуренции заставляют транспортные компании более динамично реагировать на изменяющиеся потребности рынка и внедрять инновации в транспортный процесс. Поэтому вопрос эффективного управления бизнес-процессами в настоящее время, рассматривается в числе первых, когда речь идет о повышении конкурентоспособности.
Для обеспечения эффективной производительности необходимо контролировать весь перевозочный и разгрузочный процесс с помощью современных информационных систем и постоянно их обновлять, вносить изменения, внедрять инновации [4].
Литература:
- Антоненкова А. В., Шайтура С. В., Анализ информационных систем в логистике / Транспортное дело России, 2015. № 5. С. 105–106.
- Быркова Е. Обзор рынка грузоперевозок — 2015: статистика и тенденции/ Е. Быркова // Информационно-аналитическое издание ПРОВЭД. — 29.02.2016 URL: http://провэд.рф/article/32406-obzop-pynka-gpuzopepevozok-2015-statistika-i-tendentsii.html (дата обращения 07.11.2018)
- Веремеенко Е. Г. Проблемы и перспективы российского рынка транспортно-логистических услуг // Молодой исследователь Дона − 2018 − № 4
- Дыбская В. В. [и др.]; под ред. Сергеева В. И. Логистика. — М.: Эксмо, 2013. — 944 с. — (Полный курс МВА).
- Косюга О. С., Коляда В. В. Применение архитектуры клиент-сервер и файл-сервер в информационных системах. В сборнике: Информационное общество: современное состояние и перспективы развития Сборник материалов XI международного студенческого форума. 2018. С. 52–55.
- Рыбальченко, М. В. Архитектура информационных систем: учеб.пособие для вузов / М. В. Рыбальченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 91 с