Традиционно в гражданско-правовых договорах участвуют две стороны, наделённые взаимными правами и обязанностями. Договор авторского заказа не стал исключением. Стороны договора авторского заказа именуются «автор» и «заказчик». По справедливому замечанию Э. А. Гуровой получение результата, по поводу которого стороны вступали в правоотношения, зависит от их конкретных действий, и ведущую роль в данном случае играет исполнение своих обязательств должником, так как именно его действия непосредственно направлены на достижение той цели, ради которой заключался договор. Обязанности же кредитора имеют опосредованное отношение к исполнению обязательства. Они носят вспомогательный характер и направлены, скорее, на обеспечение достижения цели правоотношения. То есть обязанности кредитора как бы «уравновешивают» обязанности, возложенные на должника [4]. Основное обязательство, вокруг которого строится договор авторского заказа — создание автором произведения и запечатление его на материальном носителе для последующей передачи заказчику. Именно на автора возложено исполнение основного обязательства, составляющего предмет договора, и именно поэтому в указанных правоотношениях автор выступает должником, а заказчик — кредитором. Кем же является автор как сторона договора авторского заказа?
Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано [3]. Их указанной дефиниции можно выделить несколько важных положений: 1) автором может быть только физическое лицо; 2) создание произведения должно осуществляться автором в процессе творческого труда.
Мнение о том, что юридическое лицо не может быть автором произведения, уже плотно укрепилось и в российской юридической науке, и в практике, хотя иногда можно найти исключения. Так, к примеру, в Определении Верховного Суда РФ от 01.04.15 г. № 305-ЭС14–8121 содержится вывод о том, что между сторонами — юридическими лицами, был заключён договор, предметом которого являлось предоставление истцом ответчику средств на финансовое обеспечение расходов, связанных с производством художественного фильма, и что указанный договор является договором авторского заказа [7].
Позиция суда неясна, ведь доводы в обоснование устоявшегося подхода о невозможности участия организаций в правоотношениях в качестве авторов произведений вполне обоснованы, и главный из них — невозможность осуществления юридическим лицом творческой деятельности. Вернее даже, разница здесь в подходах к процессу создания произведения. С формальной точки зрения юридическое лицо, конечно же, может выступать стороной правоотношений в сфере авторского права, но, исходя из того, что любое юридическое лицо — в определённом смысле, совокупность физических лиц, выходит, что фактически произведение будет создаваться не юридическим, а физическим лицом.
Важным является также вопрос, нужны ли право — и дееспособность физическим лицам для того, чтобы заниматься творчеством и признаваться авторами произведений при вступлении в правоотношения?
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 26 ГК РФ лишь с 14 лет лица могут самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства. До достижения этого возраста по смыслу п. 1 ст. 28 ГК РФ права автора за них могут осуществлять только законные представители [1]. В науке есть несколько точек зрения по вопросу о том, насколько оправдан такой подход законодателя: согласие с существующим положением и наоборот — оспаривание правильности такого подхода.
А. С. Алисов, соглашаясь с существующим положением вещей, пишет о том, что осуществление прав автора произведения является исключением из общего правила, согласно которому гражданские права могут осуществляться лицами самостоятельно по достижении 18 лет [5].
В противовес, Л. В. Корчуганова занимает позицию, согласно которой у граждан должна быть возможность по достижении 14 лет осуществлять права авторов только при наличии письменного согласия законных представителей и считает, что это будет отвечать интересам несовершеннолетних авторов [6].
Сложно сказать, какая из позиций верна. В целом разногласия по данному вопросу сводятся к ответу на вопрос: готовы ли психологически лица, достигшие 14 лет, исполнять обязанности и нести ответственность, возлагаемые на них в связи со вступлением в авторские правоотношения? К сожалению, прийти к общему знаменателю по указанному вопросу нельзя, так как в силу индивидуальных особенностей личности одни авторы будут к этому готовы, а другие — нет. Однако с учётом того, что законодатель п. 1 ст. 1074 ГК РФ признал несовершеннолетних деликтоспособными, а, следовательно, видит в них лиц, способных понимать значение своих действий и нести за них ответственность, нынешний подход законодателя всё же следует считать оправданным [2]. И всё-таки указанные разногласия касаются только вопроса осуществления авторских прав. Фактически же автором произведения может быть лицо любого возраста.
В завершение сформулируем краткие выводы. Договор авторского заказа является двусторонним и стороны его именуются «автор» и «заказчик». Общепризнано, что автором по указанному договору может выступать только физическое лицо, поскольку только у него есть возможность осуществления творческой деятельности, при этом автором созданного произведения лицо может считаться в любое время и в любом возрасте, а вот самостоятельно осуществлять свои авторские права оно сможет только по достижении 14 лет.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019)) // СПС «КонсультантПлюс».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018, с изм. от 03.07.2019)) // СПС «КонсультантПлюс».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) (Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019)) // СПС «КонсультантПлюс».
- Гурова Э. А. Отличия кредиторских обязанностей от обязанностей должника // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2017. — № 3 (52). — С. 99–101.
- Алисов А. С. Авторы и иные субъекты первоначального авторского права // Отечественная юриспруденция. — 2017.
- Корчуганова Л. В. Специфика субъектного состава на стороне исполнителя по договору авторского заказа // Вопросы российской юстиции. — 2015. — № 2 (2). — С. 46.
- Определение Верховного Суда РФ от 01.04.2015 г. № 305-ЭС14–8121 по делу № А40–140516/2013. // Эл. ресурс: Кодексы и Законы РФ. URL: https://www.zakonrf.info/suddoc/46ebfa4e3986380a869c9140cb73c757/ (дата обращения: 03.04.2020)