Проблема будущего — одна из ведущих в современной психологии, потому что каждый, кто живет сегодня, должен строить мир будущего. Наше будущее определяется многими гуманистическими ориентациями. Оно зависит не от мечты о нем, а от современного мира реальности, от врожденных противоречий, трансформации от ядра и определяющих тенденций развития общества.
Образ будущего — один из важнейших конструктов, который во многом определяет мысли и поступки человека. Позитивный образ будущего настраивает человека на позитивный лад и способствует тому, что человек ставит перед собой цели и добивается их. Негативный образ будущего, наоборот, способствует тому, что у человека пропадает мотивация что-либо делать, поскольку возникает ощущение, что чтобы не предпринял человек, цели он своей не добьется.
Таким образом, смысл психологического исследования этой проблемы заключается не только в объяснении и анализе мировоззренческих структур, определяющих существование мира и образа жизни людей в конкретном историческом веке, но также в отражении и размышлении об этих глубоких структурах, чтобы предложить свои собственные эффективные варианты, новые смыслы жизни и новые ценности.
Конструирование будущего — это целостный процесс, который сочетает в себе индивидуальное и социальное конструирование. По принципу взаимодополняемости в психике одновременно представлены индивидуальные и субъективные образы будущего. Изменение научной парадигмы от изучения прошлого и настоящего к изучению будущего ставит множество вопросов социальной жизни, практики. Наука следует по-другому, нежели это было ранее, «от противоположного».
Согласно Е. А. Сергиенко, антиципация (способность человека в той или иной форме предвидеть возможное развитие событий, явлений, предвидеть результаты действий) в раннем онтогенезе человека, обусловлена не столько пространственно-временным упреждением (результат механизма кодирования и хранения информации мозгом, модально-специфический), сколько избирательностью (в таком варианте представлен результат действия механизма прототипизации) будущего. Предвидение понимается автором не только как присущее человеку явление, которое проявляется только в человеческой деятельности, но и как неотъемлемое свойство психики, психической организации и ее развития [5].
Идею о пространственно-временном развитии личности углубляет и исследует Н. Н. Толстых.Согласно автору, развитие индивидуального хронотопа в период юности и развитие индивидуальной временной перспективы (культурно-исторический подход) переплетаются в единое целое [7].
Благодаря исследованию А. Сырцовой раскрыта конструкция сбалансированной временной перспективы в сочетании с субъективным благополучием и ценностно-смысловой адекватностью личности, которая подтверждает актуальность теоретической модели временной перспективы Ф. Зимбардо и указывает на возможность изучения взаимосвязи временной перспективы и социально-экономических факторов (кризис и т. д.), благосостояния и социальных характеристик общества [6].
Согласно данным исследования Д. Е. Беловой, посвященное изучению смыслового будущего студентов, «структура субъективных семантических пространств будущих студентов-психологов меняется от синкретизма к дифференциации в зависимости от стадии обучения, а также представляет различия, которые зависят от стратегии профессионального выбора в результате самоопределения», что может привести к отсрочке выбора профессии. Эмоциональная составляющая отношения к будущему, а также фактор «сила будущего» являются, по-видимому, связующим звеном между компонентами образа будущего [1].
В работе Ч. Р. Громовой указывается, что генетически антиципация закладывается только на ранних этапах развития ребенка, а жизненный опыт и социальные факторы (в частности, семейная среда) в основном определяют развитие способностей к антиципации. В качестве одной из причин невротических расстройств личности автор называет снижение прогностических способностей у преморбида [2].
В работах В. Д. Менделевича во главу угла ставится изучение нарушений антиципационной деятельности, а также особенности формирования психопатологических синдромов пограничного уровня у больных эпилепсией [3].
М. Н. Семеновой была предпринята попытка разработать параметры для описания ментальных представлений времени и пространства, а именно: знаки, которые идентифицируют концепт (статус, определение концептов, измеримость, свойства, определяющие сущность концепта); связь с явлениями и объектами внешнего мира; связь с человеческим существованием; связь с человеческой жизнью; оценка по предмету его восприятия и значению описанного [4].
Цель нашего исследования с учетом вышесказанного заключалась в изучении особенностей образа будущего у студентов колледжей, воспитывавшихся вне семьи. В своем исследовании мы предположили, что существуют различия между образом будущего у сирот — студентов колледжей и студентов колледжа, у которых есть семья. Для диагностики была использована шкала безнадёжности А. Бека.В исследовании приняли участие учащиеся 60 студентов колледжа, из которых 30 студентов являются сиротами и 30 студентов воспитываются в семье. Возраст испытуемых 18–20 лет. Для проверки гипотезы был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни (табл. 1).
Таблица 1
Выявление различий вобразе будущего у студентов, проживающих вне семьи (N=30) ив семье (N=30)
№ |
Показатели |
Студенты-сироты (ср.балл) |
Студенты из семей (ср.балл) |
U-критерий Манна Уитни |
P — уровень стат. значимости |
1 |
Образ будущего |
6,1 |
6,7 |
407 |
0,53 |
Значимых различий не выявлено. Тем не менее мы можем говорить о том, что студенты из семей оценивают свое будущее с большей надеждой и энтузиазмом, чем студенты-сироты. Студенты-сироты чаще высказывали беспокойство относительно того, что их ждет в будущем, чаще в их ответах присутствовала мысль о том, что они с неудачами сталкиваются чаще, чем другие люди. Чувство вины также присутствует чаще у студентов-сирот. Студенты из семей чаще писали о том, что их не беспокоит бессонница, что у них хороший аппетит. Студенты из семей чаще чувствуют свою внешнюю привлекательность, не задумываются о своем физическом состоянии.
Образ будущего — это элемент социальной реальности, элемент настоящего, выражающий социальные возможности социума и порождающий вероятные перспективы будущего. В целом в обеих группах студентов преобладает легкая безнадежность.
Полученные результаты можно объяснить тем, что студенты-сироты, лишившиеся родителей на определенном жизненном этапе, столкнувшиеся с потерей и рядом других проблем, вызванных этим событием, раньше студентов из семей «выросли», им раньше пришлось осознать, что жизнь достаточно проблемна, что не всегда все бывает так, как хочется. Все это скорее всего спровоцировало более сложное и тяжелое отношение к собственному будущему. Студенты из семей обладают более позитивным отношением к жизни и выстраивают образ своего будущего в более положительном варианте.
Таким образом, гипотеза не нашла своего подтверждения. Тем не менее качественный анализ ответов респондентов показал некоторые различия в образе будущего студентов.
Литература:
- Белова Д. Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов [Текст] / Д. Е. Белова: Дис.... канд. психол. наук. — Екатеринбург, 2004. — 178 с.
- Громова Ч. Р. Сравнительное изучение антиципационных способностей у детей с невротическими расстройствами и их родителей [Текст] / Ч. Р. Громова: Дис.... канд. психол. наук. — Казань, 2003. — 156 с.
- Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] / В. Д. Менделевич // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 4. — С. 107–115.
- Семенова М. Н. Ментальные репрезентации времени и пространства [Текст] / М. Н. Семенова: автореф. дис.... канд. психол. наук. — Пермь, 2008. — 22 с.
- Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд [Текст] / Е. А. Сергиенко. — М., 2006. — 180 с.
- Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности [Текст] / А. Сырцова: Дис.... канд. психол. наук. — М., 2008. — 162 с.
- Толстых H. Н. Хронотоп: культура и онтогенез [Текст] / Н. Н. Толстых. — Смоленск, М., 2010. — 340 с.