Компетентностный подход кформированию команды инновационного проекта
Ворожищева Виктория Евгеньевна, студент;
Культин Никита Борисович, доцент
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
В настоящее время организации имеют представление о понятиях «проект», «проектная деятельность» и используют проектный подход в своей работе. Как и в любой другой деятельности организации, проектная деятельность требует управления. Поэтому у организации возникает потребность в изучении методов эффективного управления, в выборе наиболее подходящего для проекта руководителя, в формировании и обучении членов команды для достижения наилучших результатов, эффекта синергии. Уже не один десяток лет идет изучение темы компетентностного подхода, создание и развитие различных теорий.
Успех проекта во многом определяется способностью команды решать проблемы, возникающие в процесс реализации проекта. В настоящее время большинство команд формируются на основе анализа профессиональных характеристик потенциальных участников, без учета личностных характеристик, что зачастую приводит к конфликтам внутри команды, снижению эффективности ее работы, нарушению сроков, а иногда и неудаче проекта в целом.
Актуальность данной работы, сконцентрированной на применении компетентностного подхода к формированию команд инновационных проектов, обусловлен большим количество неудавшихся проектов по причине неверного видения команды в целом изначально. При отсутствии анализа участников в процессе формирования команды проекта возникают такие проблемы, как конфликты, отсутствие мотивации и другие.
Необходимо обратить внимание на отсутствие перечня необходимых компетенций для каждого участника команды. Вопрос компетентностного подхода постепенно решается путем накопленного опыта, совершенных ошибок и дальнейшего их пересмотра.
Целью работы является анализ ролей членов команды инновационного проекта (на примере IT проекта), составление перечня необходимых компетенций для каждой роли. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: выявить особенности инновационного проекта с точки зрения компетентностного подхода к формированию команды, изучить понятие команды и выявить возможные роли в инновационном проекте, изучить понятие «компетенция” и выделить компетенции, необходимые для осуществления компетентностного подхода при формировании команды проекта.
На сегодняшний день существует множество определений термина «Проект» [1], но все они содержат в себе признаки, представленные ниже:
– Существование единственной в своем роде цели (результата).
– Уникальность.
– Наличие временных рамок.
– Ограничения в ресурсах.
Команда проекта — это специалисты, которым необходимо выполнять задачи в ходе проекта для достижения общей цели. Команда проекта является неотъемлемой частью проекта, так как именно она осуществляет деятельность по его реализации [2].
Формирование проектной команды — это задача в теории управления проектами, цель которой объединение специалистов разного уровня, чтобы обеспечить возможность выполнять перечень проектных задач для реализации проекта. Формирование проектной команды — это первый шаг к успешной реализации проекта [3].
Состав и размер команды зависит от сложности и объема работ в проекте. Обычно, подбором специалистов в проектную команду занимается руководитель проекта. Руководитель проекта — это лидер внутри проекта, который занимается координацией работ участников.
В команде IT проекта можно выделить следующие командные роли:
- Разработчик представляет собой специалиста, деятельность которого фокусируется на создании ценности для потребителя. Ценность — это программный продукт с определенным функционалом, включая его надежность и быстродействие [4].
- Аналитик является связующим звеном между бизнесом и системой. Аналитики бывают двух типов: бизнес аналитики, занимающиеся бизнес-процессами заказчика, и системные аналитики, деятельность которых сосредоточена на описании технической документации, функциональных требований. В рамках статьи данные роли будет выполнять один участник проекта [5].
- Специалист по тестированию программного обеспечения необходим для выявления ошибок в программном продукте. Выявление ошибок может происходить в процессе ручного или автоматизированного тестирования [6].
- Руководитель проекта является ключевой ролью в управлении проектами. Руководитель проекта координирует деятельность всего проекта, планируя каждый его этап.
Компетенция — это навык реализации определенного вида задач конкретной сферы благодаря проецированию своих знаний, умений, личностных качеств на текущую деятельность [10]. В рамках данного исследования был выделена следующая классификация компетенций:
- Управленческие компетенции направлены на карьерный и профессиональный рост сотрудника компании. К управленческим компетенциям относятся также ряд личностных компетенций каждого из членов команды [7].
- Личностные компетенции выражаются во взаимодействии индивидуума с другими лицами в команде, группами лиц. К личностным компетенциям относятся также компетенции, связанные с обучением, восприятием информации, уровнем ответственности и др. [8].
- Профессиональные компетенции показывают степень соответствия выполненных задач и поставленных целей перед отдельным сотрудником, скорость, точность и способ их выполнения [9].
На основе выделенных командных ролей и типов компетенций авторами предлагается следующее соотношение ролей и необходимых для них компетенций каждого типа (Таблица 1).
Таблица 1
Командные роли инеобходимые для них компетенции
Роль |
Необходимые компетенции |
Руководитель проекта |
Управленческие компетенции:навык управления командой, навык управления задачами/процессами, умение мотивировать участников команды, умение грамотно аргументировать свою точку зрения. Личностные компетенции:доминантность, активность, потребность в общении, умение принимать решения. Профессиональные компетенции:знание методик управления проектами и их успешное применение, умение формировать план проекта (состав работ, загруженность ресурсов, трудозатраты), умение работать с бюджетом проекта, успешное ведение переговоров, опыт подготовки и проведения презентаций. |
Аналитик |
Управленческие компетенции:умение грамотно аргументировать свою точку зрения, планирование, организация, контроль. Личностные компетенции:коммуникабельность, умение работать в команде, умение принимать решения, навык делового общения. Профессиональные компетенции:знание принципов построения моделей данных, умение систематизировать информацию, грамотное ведение документов, наличие практического опыта описания процессов в различных нотациях, отличное знание офисных программ, объективность в части принятия требований от заказчика. |
Разработчик |
Управленческие компетенции:целеустремлённость, планирование, организация, контроль. Личностные компетенции:умение работать в команде, аналитический склад ума, алгоритмизированный подход, упорство. Профессиональные компетенции:понимание и успешное применение принципов ООП, опыт коммерческой разработки на необходимых для проекта технологиях, опыт менторства, навык документирования ПО, опыт проведения code-review. |
Специалист по тестированию |
Управленческие компетенции:целеустремлённость, планирование, организация, контроль. Личностные компетенции:умение работать в команде, аналитический склад ума, усидчивость, алгоритмизированный подход, упорство. Профессиональные компетенции:опыт создания тестовых случаев, опыт тестирования в коммерческих проектах, грамотное написание документов, навык разработки стратегии тестирования, умение управлять процессом тестирования. |
Выводы
Данная статья описывает компетентностный подход при формировании команды инновационного подхода на основе анализа командных ролей и необходимых для них компетенций, что позволит в дальнейшем значительно улучшить процесс формирования команды инновационного проекта, повысить качество проектной команды и, как следствие, уменьшить вероятность неудачи проекта. В зависимости от специфики проекта командные роли и компетенции могут меняться, но большая часть из них должна оставаться неизменной в рамках стратегии улучшения управления проектами.
Литература:
- Управление инновационными проектами. 2-е изд., Туккель И. Л., Сурина А. В., Культин Н. Б., 2017;
- Эффективная команда: шаги к созданию, Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., 2013;
- Руководитель организации как субъект трудового права, Зайцева О. Б., 2013;
- Разработка: каково это? Молчанов Д., 2015 [Электронный ресурс]: URL:https://uscript.pro/development
- Роли в IT проектах. Те, кто все это создает, Костина И., 2017 [Электронный ресурс]: URL:http://blog.rocketbrain.ru/it-roles/
- Роли в команде разработки ПО, Подкин А., 2017 [Электронный ресурс]: URL:http://android.mobile-review.com/articles/52366/
- Управленческие компетенции, Бавыкина Е. Н., Мальцева К. С., 2016 [Электронный ресурс]: URL:https://articlekz.com/article/21344
- Социально-личностные компетенции и условия их развития, Сартакова Е. М., 2008 [Электронный ресурс]: URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped23.html
- Инновации в профессиональном образовании: Научно-методическое пособие, Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., 2007.
- Компетенции и компетентностный подход в обучении, Окуловский О. И., 2012 [Электронный ресурс]: URL: https://moluch.ru/archive/47/5841/