В данной статье приведён научный анализ элементов паломничества в Мекку на основе полевых исследований и источников, их возникновения и причин появления в Бухаре.
Ключевые слова: Хадж, Кааба, черный камень, камень мурадa, вода зам-зам, дерево Мекки, ворота хаджа.
The article scientifically analyses thee elements of Mekke pilgrimage in Bukhara oasis, their origins and factors how they derived according to field work and specific literatures.
Keywords: Haj, Kaba, black stone, water Zamzam, the tree of Mekke, the gate of Haj.
В исламском мире центром мусульман считается город Мекка. Паломничество в этот священный город, называемое «Хадж», считается фарзом (священным долгом). Хадж — это визит в священную Каабу, бег между горами Сафо и Марва, горой Арафат и, хотя бы раз в жизни, посещение святой Мекки. Хадж, как упоминается в вышеперечисленных аятах, считается фарзом для каждого мусульманина и пятым столпом ислама [1, c.11].
Не все мусульмане имели финансовые возможности для совершения хаджа. В конце XIX — начале XX века среди среднеазиатских паломников, хоть и в малом количестве, встречаются и женщины тоже. К примеру, в 1897 году в среднем из 175 паломников было около 10 женщин из Бухарского эмирата [2]. Из-за отсутствия возможности в дальнейшем паломничества совершались в следующих по значению после Мекки и Медины священных городах. Бухара славится в исламском мире как один из семи священных городов, а также считается «куполом ислама». Создание схожих паломнических элементов с хаджем в Бухаре было совершено местным населением. Бухаре, как центру исламской религии и науки, в вопросах паломничества также уделялось особое внимание. Бухарский историк Мухаммад Наршахи упоминает о некоторых святынях: «...человек, совершивший паломничество, приравнивается к человеку, совершившему хадж» [3, c.95].
Известно, что обход вокруг Каабы против часовой стрелки семь раз считается тавафом. Он начинается у Черного камня [1,c.11]. В мавзолее Бахауддина Накшбанди, который находится в 10 верстах от Бухары, паломники также кружили от трех до семи дней вокруг сооружения, совершая таким образом таваф. Бухарские эмиры до восхождения на престол посещали это место и жертвовали большие деньги. Посещение данного некропля более одного раза считалось равным посещению Мекки [4, c.257]. Данное явление также нашло свое отражение в дневниках знаменитого венгерского востоковеда Хермана Вамбери [5, c.110]. К тому же приравниваемое к хаджу посещение мавзолея Бахауддина Шакшбанди три раза, будучи по религиозному воззрению важным фарзом, являллось также и важным политический ритуалом, совершаемым во времена правления шейбанидов и аштарханидов [6, c.27]. Эмиры знали мавзолей Бахауддина как святыню, стоящую по значимости после Мекки. Были случаи вывоза тел умерших эмиров через ворота Мазари Шериф [7] и захоронение в мавзолее у ног Бахауддина.
Если в Каабе таваф совершается лобызанием черного камня, то в Бухаре данную функцию выполнял черный камень в мавзолее Бахауддина, называемый «санги мурод». «Санги мурод» находился в одной из сторон мавзолея, и верующие касались его руками, которые приподносили к лицу и бороде. Следы этого движения зафиксировано и на самом камне. Также это совершалось с целью исцеления от болезней [8, c.18].
«Санги мурод» (ўзб. мурод тоши) — это черный камень, расположенный в восточной части могилы Бахауддина, сверкающий также синим и желтыми цветами [9]. О появлении камня ходит такая легенда. Когда Бахуоддин Накшбанд возвращался с хаджа [10], он остановился со своими учениками в пустыне Кызылкум для ночевки. В ту же ночь ему приснился священный Ибрахим Халилуллах [11]. Пророк виделся ему сидящим на белых облаках. Когда он с небес начал приближаться к Бахауддину, на руках у него находился кусок от Черного камня Каабы. Увидев камень, Бахауддин почувствовал духовное просветление, совершил таваф вокруг камня и прочитал суру фатиха из Корана. Пророк Ибрахим сказал ему следующее: «...по прибытию в свое родное село Касри Орифон, над могилой твоей матери [12] ты получишь подаренное Аллахом свидетельство о твоей святости [13]». Проснувшись, ходжа Бахоуддин воодушевленный даром пророка, поспешил в Касри Орифон, наполненный энтузиазмом, отправился прямиком к могиле. После прочтения Корана вслух он заметил, что белый камень над могилой его матери превратился в черный камень из Каабы. В народе верят, что данный камень был ниспослан пророком Ибрахимом по воле Бога. Камень на сегодняшний день хранится в северной части мавзолея Бахоуддина. Местное население зовет этот камень «Санги мурод». Паломники верят, что если совершить таваф вокруг камня, их желания обязательно осуществятся [14]. Со временем камень «Санги мурод» деформировался из-за того, что богобоязненные люди клали на него свои головы.
Множество паломников, бедняков, мусульман совершали визит для паломничества к могиле ходжа Бахоуддина. Они ходили кругами вокруг могилы, молясь и прося Всевышнего о надлежащих дарах [4, c.255].
Издавна имелись своеобразные традиции, к примеру, с приходом на кладбище включался свет и три розы клались вокруг могилы. Сидя рядом с могилой, читали в слух священные суры. В некоторых случаях ходили вокруг могилы, или же касались ее руками. После этого касались уже губами. К могиле ходили с определенным желанием и верой в то, что оно сбудется [16, c.58].
Один из важнейших элементов — Мекки это, несомненно, вода Замзам. Жена Ибрахима Халилуллоха, Биби Хожар, металась между аравийскими горами Сафо и Марва в поисках воды для своего сына Исмаила. Измучавшийся из-за жажды ребенок с нетерпением стал бить землю ногой, и в это мгновенье, пробиваясь между камней, начала с напором течь эта священная вода [17, c.7–8]. По некоторым легендам, пророк Жабраил погладил эту землю своей пятой, и оттуда с брызгами пробилась вода [1, c.29]. Боясь распространения воды, Ходжар создала искусственную возвышенность вокруг источника, скрывая его от глаз таким образом, чтобы оттуда не текла вода.
До рождения нашего пророка его дед Абдулмуталлиб Бин Хашиму снился сон с точным местонахождением источника. По пробуждении он пошел в это место и раскопал замурованный источник. С этих пор вода Замзам безостановочно дарит исцеление больным, а также изобилие. Существуют следующие предания (хадисы) о свойствах воды Замзам: «Самая лучшая из земных вод — это вода Замзам», «Вода Замзам — это питание для каждого здорового человека и исцеление для больного» [1, c.30]. Миллионы паломников ежегодно утоляют свою жажду водами этого источника.
Легенды о воде Замзам встречаются во многих святынях Бухары. Ходят легенды, что Ходжа Бахоуддин принес из Каабы священную воду Замзам в свой родной Касри Хиндуван (нынешний Касри Орифон) и влил его в колодец. Паломники верят, что в колодце XIV века содержится вода Замзам и употребляют ее с удовольствием. Кроме этого в сосудах уносят с собой воду из Касри Хиндувана.
Есть легенды и о том, что вода из колодца мечети Турки Жанди [18], которая расположена в центральной части города, является лечебной, к тому же этот колодец связан с с колодцем Замзам, который находится в Мекке. Согласно легенде, в колодец Турки Жанди упал медный таз для питья воды. Спустя время этот таз всплыл на поверхность колодца в Мекке, а через некоторе время он был найден снова в Турки Жанди. Такие же легенды можно встретить и про колодцы Хожа Уббон, Хожа Заффарон [19].
В Бухарском колодце Чашмайи Аюб пропал сосуд для питья воды. Через некоторый отрезок времени в колодце святыни Хожа Уббон данный сосуд был обнаружен. В народе верили, что все священные источники связаны между сосбой подземными путями. Следовательно, по этой причине и появились предания о том, что данный колодец напрямую связан с источником Замзам в Мекке [20]. По утверждению бухарцев, каждую пятницу воды колодца Аюба соединяются с водами Мекки и Медины [21].
Во многих священных местах Бухары можно встратить также атрибуты, связанные с так называемым «Деревом Мекки». В комплексе Бахауддина Накшбанда есть огромное тутовое дерево. По преданиям, оно было привезено Бахауддином из Каабы в качестве посоха. О происхождении дерева Евгений Ефимович Березиков в своей книге приводит следующие сведения: на обратном пути из Мекки в Бухару Бахоуддин останавливался для ночевки со своими учениками в Кызылкумах. В эту же ночь ему снился Хазрат Ибрахим Халилуллох. Пророк Ибрахим спросил Бахауддина, что он взял с собой из Каабы. Ходжа Бахоуддин ответил, что из Каабы он взял с собой сосуд, наполненный священной водой Каабы, тасбих (четки) и посох из тутового дерева. Пророк ответил: « Если по возвращению в Касри Орифон оставишь свой посох на краю бассейна, он расцветет, и его зеленые листья будут свидетельствовать о твоем паломничестве!» [22]
Местное население называет его «Деревом Мекки» и «Посох, которого коснулся Хазрат» [23]. Женщины, совершающие паломничество, верили, что если пройти под этим деревом 7 раз, то это избавит от разных недугов, и ходили вокруг дерева с правой стороны [24].
Похожее на это «Дерево из Мекки» существует также и в святыне Ходжа Банди Кушо, которая находится в районе Пешку [25].
Местное население применяло множество эпитетов, связанных с хаджем, в отношении святых и религиозных деятелей. Например, рядом с дорогой Гиждуван-Бухара, в кишлаке Лаби Руд (прежнее Пири Маст), который находится вблизи Ходжаи Жахона, есть место поклонения имени Сирожиддина Ходжи. Эта личность названа населением так потому, что он в течение своей жизни 10 раз совершил хадж в Мекку, в Каабу [26, c.257].
Пророки известны тем, что творили чудеса, а святые тем, что делали пророчества. В большинстве случаев пророчества святых связано со способностью видеть Каабу. Основываясь на их пророчествах, в местах поклонения сохдано множество атрибутов. Существует такое предание основателя религиозного тариката Ходжаган, Абдулхалика Гиждувани (1103–1179): караван совершающих хадж, остановился у дома Абдулхалика Гиждувани. В маленькую хижину поместились все без исключения, а пловом, которого было ровно столько, сколько могло поместиться в одной тюбетейке, насытились все. Увлекшись беседой, путешественники совсем забыли о своем намерении совершить хадж. Тогда Гиждувани сказал им не волноваться по поводу совершения паломничества хадж, так как если они поднимутся по сорокаступенчатой лестнице его дома, это будет то же самое, что и увидеть Каабу. Они по очереди поднялись по лестнице. Достигнув самой высокой ступени, они увидели Каабу. Это еще раз подчеркивает, насколько Хазрат Гиждувани был близок к Каабе [27, c.4]. До 70-х годов прошлого века эта лестница хранилась в святыне Ходжаи жахон (путеводитель ходжей мира), однако впоследствии была ликвидирована из-за политики дахризма.
Паломничество хадж было настолько популярно в одном из центров исламской религии, Бухаре, что одни из 11 ворот города прозвали «Салорҳаж» (впоследствии «Каракуль»), то есть «Лидер паломников в Хадж». Население Бухары отправлялось в Хадж именно от этих (один из двух сохранившихся в городе) ворот [28, c.27].
Если религия ислам появилась на Аравийской земле, то свое дальнейшее развитие она получила в Бухаре. В развитии нашей религии неоценимы заслуги наших бухарских ученых. Арабским халифатом были присвоены Бухаре такие почетные звания, как «Куббат-уль ислам — купол ислама» и «Бухорои шариф — благородная Бухара». Упоминание в некоторых источниках паломничества в Бухаре как малый хадж небезосновательно. Пользуясь большим авторитетом в мусульманском мире, город был создан в качестве эталона элементов Мекки.
Литература:
- Абдуқаҳҳор Шоший. Ҳажнома (Имом Аъзам мазҳабларида).-Т., Ношир «Илм» ширкати.1991.-Б.11.
- Возвращение паломников // Окраина.1897,№ 21.
- Наршахий М. История Бухары («Мерос» туркуми / Масъул муҳаррир, сўзбоши муаллифи Хуршид Даврон).–Т.:Камалак.1991.-Б. 95.
- Прищепова В. А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX — начало XXвека в собраяниях Кунсткамеры. –Спб.: Наука.2011. –С.257.
- Вамбери А. Путешествие по Средней Азии.-М.: Восточная литература.2003. –С.110.
- Сангирова Д. Паломничество в хадж и правители Ходжи // Ўтмишга назар. 2019 йил № 18. –Б.27.
- Ворота Мозори шариф –ворота ведущие к благородному кладбищу. Один из 11 ворот Бухары. На данный момент не сохранились.местное население прозвало эти ворота «Дари Мозор» или «Дари мозори Баҳоуддин» (Йўлдошев Н. Из истории описания города Бухары, названий и ворот –Бухоро.: Бухоро.2003.)
- Скайлер Ю. Бухара. // История Узбекистана. 2015 йил 1-сон. –Б.18.
- Полевые записи. Бухарская область. Каганский район. Кишлак Қасри Орифон. 2019год, август.
- Баҳоуддин Нақшбанд был в хадже 2 раза в 1370,1388годах.
- Один из первых пророков, один из 25 пророков, упомянутых в Коране
- Его мать Биби Орифа. Ее могила расположена в 500 метрах от могилы Бахоуддина. Две могилы соединяет сад Касри Орифон.
- Слово «валий»означает святость, способность делать пророчества..
- Йўлдошев Н., Бобожонов Ш. Историко-архитектурный комплекс Бахауддин Накшбанд — Т.: Наврўз.2019. –Б.58.
- ПрищеповаВ. А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX — начало XXвека в собраяниях Кунсткамеры. –Спб.: Наука.2011. –С.255.
- Андреев М. С. По этнологии Афганистана Долина Панджир (Материалы из поездки в Афганистан в 1926 г.).-Т.,1927.-С.58.
- Жамол Камол. Маккайи мукаррама Мадинайи мунаввара зиёрати. –Т.: Шарқ.1992.-Б.7–8.
- Хожа Абу Наср Аҳмад бин Фазл Мусо Жанди.
- Йўлдошев Н. История святых Бухары. — Бухоро.: Бухоро.1997.-Б.53–54.
- Олимов М., Фахриев С. Святыня Хожа Уббон ибн Усмон ибн Аффона. –Т.: Шарқ.2018.-Б.45.
- Полевые записи.город Бухара. 2018 год, январь.
- Насафай (Березиков Е.Е). Ҳазрат Баҳоуддин Нақшбанд. –Т.: Фан.1993.-Б.36.
- Огромное дерево, возраст котого 700 лет, на сегодняшний день не сохранилось. Согласно фетве общества мусульман Узбекистана от 7 мая текущего года о «Признании ширком священности камней и деревьев» дерево было убрано с его места в 2019году 10 июня. Часть дерева была перенесена в музей «История тариката Накшбандийа»
- Полевые записи. Бухарская область Каганский район. Кишлак Касри Хиндуван. 2018 год. Сентябрь.
- Полевые записи. Бухарская область. Район Пешку. 2018.январь
- Суюндуқ Мустафо Нуротий, Аблаев М. Турон замин азиз авлиёлари ва уламолари тазкираси. –Т.:Sano-standart.2015.-Б. 257.
- Садриддин Салим Бухорий. Баҳоуддин Нақшбанд или семь пиров. –Бухоро.: Бухоро.1993.-Б.4.
- Мухсинов И., Мухсинова М. Гўзалликнинг боқий умри (Бухоро обидалари тарихидан лавҳалар). –Бухоро.: Бухоро.2011.-Б.27.