Городом-сказкой называют Бухару во всем мире. «Благородная», «Славная обитель» под такими эпитетами Бухара была широко известна на мусульманском средневековом Востоке. Этот город один из древнейших городов мира, областной центр независимой и суверенной Республики Узбекистан.
Прошлое города богато важными событиями. На протяжении двадцати пяти веков Бухара испытывала взлет, мировую славу, сказочные богатства, но и черные дни, нашествия врагов, полное разорение и смутные времена. Окружала ее армия Александра Македонского, осаждал арабский завоеватель Муслим ибн Кутейба, сжег город дотла и растоптал пепел копытами коней Чингизхан, беспрестанно терзали Бухару и междоусобицы местных ханов.
Различные эпохи и само время меняли облик древнего города, но умом и талантом его народа приумножались богатства края, создавались на века шедевры материальной культуры, оставленные в наследство грядущим поколениям. И вот перед нами солнечный край с необозримыми пустынями и стадами каракулевых овец, зеленые оазисы с хлопковыми полями, цветущими садами, с перерезающими их многокилометровыми каналами, уникальные памятники седой старины и современные промышленные предприятия и стройки.
Стремление сберечь Бухару для потомков в ее первозданном виде послужило основанием для решения ЮНЕСКО отметить в 1997 году 2500-летие со дня основания города и создать международный фонд «Бухара-2500».
А в Бухаре есть что сохранить для цивилизации шедевры архитектуры: минарет Калян и мечеть Калян, мавзолей Исмаила Самани, ансамбль Ляби-хауз, десятки других ансамблей, медресе, мечетей, мавзолеев... Архитектурное наследие Бухары мировое культурное достояние. И поэтому так много делается для реставрации памятников зодчества разных эпох.
Будучи одним из основных городов Великого шелкового пути, Бухара внесла заметный вклад в развитие мировой культуры и, как посредник между Востоком и Западом, способствовала взаимопроникновению и развитию взаимоотношений самых различных по своему уровню, стилю и содержанию национальных культур. Для этого здесь была сильная база, самые благоприятные истоки, ведь Бухара дала миру величайших мыслителей, поэтов, зодчих Аль Бухори, Рудаки, Дакики, Абу Али ибн Сипу, Фараби. В одном из своих выступлений в Бухаре Президент Узбекистана И. А. Каримов отметил, что наш город внес «огромный вклад в мировую культуру и науку, мусульманскую духовность».
Сегодня открыта новая страница в истории древнего города. Бухара в составе независимого Узбекистана переживает возрождение и обновление. Стремление бухарцев к цивилизованной жизни, желание жить демократично, свободно, рост национального самосознания обусловили многие прогрессивные перемены, происходящие в наши дни. Здесь формируется новая система управления народным хозяйством. Привычными для жителей стали арендные и акционерные предприятия, концерны, совместные предприятия, смешанные формы собственности. С 1992 года в соответствии с традициями нашего народа и опытом передовых демократических государств начал действовать Закон о реорганизации местных органов власти: назначены Хокимы города и районов, что является важным этапом нарождающейся политической системы и независимой государственности. С 1989 года в качестве государственного языка функционирует узбекский язык. Наряду с этим в городе действует русский, таджикский, корейский, армянский, еврейский, туркменский и турецкий национальные центры.
Большие надежды в подъеме экономики возлагаются здесь на переход к рынку. Мировой опыт этого процесса изучается специалистами, пытающимися использовать достижения Востока и Запада применительно к своим национальным возможностям. Стабильный и взаимовыгодный характер приобретают в последнее время контакты с Германией и Турцией, Китаем и Италией, Англией и Кореей, Японией и Индией, арабскими странами, Францией и Ираном, Индонезией, Испанией, Польшей, а также с Россией, Прибалтийскими государствами. Заключенные экономические соглашения, торговые связи и другие стороны сотрудничества не лишают древней Бухары самобытности, а рассматриваются как один из возможных вариантов нуги развития.
Для развития этого прогрессивного процесса в Бухаре имеется соответствующая материально-техническая база, кадры. Среди 40 предприятий и строительных организаций своей значимостью в экономической жизни города выделяется крупнейшее в Азии производственное хлопчатобумажное объединение, двадцатитысячный коллектив которого отправляет конкурентоспособную продукцию по 200 адресам ближнего и более 40 адресам дальнего зарубежья. А продукция уникальных предприятий города каракулевого завода, шелкомотальной и золотошвейной фабрик широко представлена на международных ярмарках, выставках и аукционах. На новую технологическую основу переводится легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов, а с учетом экологического фактора получают развитие и отрасли тяжелой индустрии. Пригородные сельскохозяйственные предприятия обеспечивают население овощами и фруктами и животноводческой продукцией.
Вузы города педагогический и технический Университеты, Инженерно-технологический институт, Медицинский готовят учителей и врачей, экономистов и строителей, машиностроителей и энергетиков, инженеров-технологов по пищевой промышленности.
Шагнуло вперед музейное дело, в Бухаре имеется 12 музеев. Большую собирательную и исследовательскую работу проводит Бухарский историко-краеведческий музей, поддерживающий тесные контакты с музеями мирового значения: Лувром, Эрмитажем, Кремлем, Петергофом, Суздалем.
Не без трудностей, но неуклонно развивается туризм, в том числе и международный. Бухара побратима с городами США, Испании, Турции, Китая, Кореи, многими городами СНГ. К услугам отдыхающих современные гостиницы, хорошо продуманные маршруты.
По решению Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова Бухара, Самарканд, Хива получили статус открытых музей городов мира, что, несомненно, открывает новые горизонты международного туризма. Индустрия туризма, став прибыльной отраслью народного хозяйства, способствует экономическому, политическому, социальному, национальному и духовному возрождению благословенной Бухары.
Всемерно способствуя подъему международного и отечественного туризма, хокимият нашего города исходит из того, что непреходящее значение как ресурсного, так и творческого и производственного потенциала Бухарского музея-заповедника простирается широко в пределах сферы духовной жизни общества, охватывая как светскую, так и культовую ее стороны. Более того, оно выходит за эти пределы, проникая в сферу материального производства, причем в те отрасли, которые сегодня больше всего связаны с перспективами экономического процветания города (малый бизнес, сервисная инфраструктура, традиционные промыслы и ремесла, декоративно-прикладное искусство). Все это способствует росту благосостояния местного населения, создает новые рабочие места, пополняет ноток налоговых поступлений в местный бюджет. Город-музей обрел статус Государственного историко-архитектурного заповедника, призванного сохранять и приумножать его нетленную красоту.
Бухара долгое время была недоступна для историков и археологов. Сравнительно многочисленные сведения о Бухаре у средневековых авторов, особенно у Наршахи, оставались недопонятыми, так как не была изучена историческая топография. Название города и одноименной области, расположенной в низовьях реки Зарафшан от Кермине (Навои) до Амударьи, происходит, по преданию, от слова «Вихара», означающего «буддийский монастырь».
Древнее название Бухары, сообщаемое рядом авторов, — Нумиджкент. У арабского историка Табари (838 или 839–923 гг.), написавшего десятитомную «Историю посланников и царей», Бухарой чаще всего называется оазис в целом. Например: «Он (Кутейба) вошел в Бухару и остановился в Низшей Харкане южнее Варданы». У арабского историка Белазури (ок. 820 — ок. 892 гг.), автора сочинений по политической истории и экономике Арабского халифата, в том числе и Средней Азии, дважды упоминается «медина Бухары», но не как город, Бухара, а как столица Бухары. В VI веке нашей эры город носил согдийское название— Нумиджгат, в VII-VIII веках — Пухо, Бухо, Бугэ. Постепенно Нумиджкет, «столица Бухары», стал называться просто Бухарой, так же как когда-то Бухарой называли Рамитан.
Бухарский оазис состоит из нескольких больших и малых оазисов, к которым относятся: Навоийский (Кармине), отделенный от главного Бухарского оазиса Малекской степью; Каракульский оазис, отделенный Припайкентской степью; с Бухарой связаны также небольшие отдельные оазисы Нуратинский и Кенимехский. Все эти оазисы, кроме Нуратинского, питаются водой Зарафшана, который около бугра Абу Муслим в Кызылтепинском районе оставляет относительную теснину и выходит на равнину главного Бухарского оазиса. Здесь же находятся истоки многих ирригационных каналов. Проходя районы Бухары и Джан-дары, река Зарафшан образует нижнюю дельту, состоящую из притоков Махандарья, Каракульдарья и Тайкыр. На повороте Каракульдарьи русло Манаха (ныне высохшее) продолжается в западном направлении. В течение многих веков ирригаторы сумели перекрыть истоки Манаха деревянными шлюзами. Завершается эта система несколькими небольшими водоемами и озерами Чукуркуль, Уртакуль и Чандыркуль, почти сухие ложа которых теперь известны под общим названием Маханкуль.
Основное русло Махана через колодцы выходит на широкую равнину. Многочисленные высохшие озера (Агачуюк, Лухликуль, Курбанбай, Рахматбаба, Гечик- ран и другие), на месте которых сейчас пухлые солончаки, свидетельствуют о том, что в глубокой древности их берега изобиловали густыми тугаями и дичью. Древнейшим племенам они служили местом охоты и рыболовства.
Греческий географ I века до нашей эры Страбон пишет, что Зарафшан, оросив Согдиану, «входит в пустынную, песчаную страну и там поглощается песками». По Ариану, Зарафшан проходил по всей Согдиане: «Там, где вода в реке исчезает, начинается пустыня. Исчезает же вода, несмотря на свое обилие, потому, что теряется в песках».
Все памятники более ранних периодов расположены на надувных песках в непосредственной близости от озер и водоемов. Перепады уровня воды часто вынуждали древних людей менять места обитания. Шалашные жилища, сооруженные из деревянного каркаса и перекрытые камышом, свидетельствуют о том, что берега водоемов всюду изобиловали густыми зарослями диких тугайных деревьев и камыша. Люди жили большими матриархальными семьями. В обширных зарослях и тугаях они охотились на диких свиней, оленей, фазанов и водоплавающих птиц. Водоемы изобиловали разными видами рыб, проникавших сюда из Зарафшана и Амударьи. Оружия труда были из камня и кости.
Когда приток воды сокращался, высыхали водоемы и озера, прежние поселения покидались, а его обитатели передвигались по пути отступления большой воды. Следы поселений раннебронзового века с бытовым инвентарем, генетически связанным с более ранней культурой, обнаружены уже у устья самого протока. Дельтовые протоки в низовьях Зарафшана, Махандарьи и Гуджейли перестали быть многоводными уже в первом тысячелетии до нашей эры.
Использование больших активных вод, сооружение ирригационных каналов позволили в конце II начале I тысячелетия до нашей эры осваивать земли в низовьях мощного протока Зарафшана Хитфара (Вабкентдарья). Это привело к созданию обширного Древне-бухарского оазиса. В бронзовом веке жизнь переместилась несколько выше Гуджейли в районы Заманбаба и на северную сторону верхнего участка Махандарьи и Маханкулы. В этом районе открыт могильник, обнаружено около сорока погребений в катакомбах, а в них мужские, женские и детские погребения с богатым погребальным инвентарем в виде гончарной посуды, каменных наконечников стрел, каменных бус, бронзовых зеркал и различных предметов женского туалета. Жилища представляли собой полуземлянки яйцевидного типа, перекрытые шалашом. Здесь занимались земледелием и скотоводством. При раскопках найдены вкладыши серпов, каменные мотыги, зернотерки, пестики и остатки зерен пшеницы и ячменя.
Литература:
- В. Г. Сааков. «История Бухары» Ташкент, 1996
- Hapoднoe иcкyccтвo Уз6eкистана, Taшкeнт, издательство лит. и иск.им. Г.Гуляма, 1987.
- Alimova M Nasirova F Saifullaeva M The Revival of Ancient Applied Art in Uzbekistan, especially in Bukhara, Bukhara, 1996
- Bobokhonova L. T., Bekturganova C. D., Uzbekistan and Uzbeks Toshkent, “O’zbekiston”, 1996