Источниковедческое значение археологических материалов из фонда государственного музея искусств Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 06.06.2018

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Тангиров, О. Э. Источниковедческое значение археологических материалов из фонда государственного музея искусств Узбекистана / О. Э. Тангиров, Г. Ш. Каримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51094/ (дата обращения: 17.12.2024).



Развитие музейной отрасли в стране на сегодняшний день стало актуальной проблемой. Для её решения в Узбекистане проводится определенная работа, в частности, разработана программа по развитию музеев на 2017–2027 гг. Об этом говорится и в «Стратегии действий», предусматривающей развитие страны на ближайшие годы. Ведь именно через музеи можно рассказать всему миру о развитии материальной культуры наших предков, об их философских взглядах, развитии искусства, науки и литературы. С помощью музеев можно также развивать внутренний и внешний туризм, достичь огромных успехов в развитии экономики и роста благосостояния народов Узбекистана.

Музей искусств Узбекистана, который расположен в городе Ташкенте, считается одним из крупных музеев Центральной Азии. Именно здесь хранятся уникальные шедевры искусства многих народов мира. Сюда для ознакомления с шедеврами мировой цивилизации приезжают из разных стран мира туристы, искусствоведы, археологи, историки, любители путешествий. Музей был создан в 1918 году и имеет столетнюю историю. Знаменитые экспонаты дворцового собрания после создания музея пополнялись из музейных фондов других городов. Здесь собраны предметы изобразительного искусства, уникальные скульптуры из глины, мрамора, резьба по дереву и ганчу, монеты, сюзаны, ковры, керамические и металлические изделия. Условия их хранения в здании музея отвечают современным требованиям. Прежде всего восхищает огромная коллекция народного прикладного искусства Узбекистана. Именно с неё начинается экспозиция музея. Образцы античной, древней и современной эпохи, разнообразная палитра керамики, замысловатая резьба по ганчу, самобытные рисунки вышивки, золотое шитье, тончайшая чеканка, россыпь ювелирных изделий, археологические раритеты, изготовленные 2000 лет назад и представляющие собой образцы античного искусства. Здесь же можно увидеть и резные ганчевые панно XVIII столетия, изготовленные в Ферганской долине.

Сейчас в музее более 100 тысяч экспонатов, из которых более 20 тысяч относятся к археологическим материалам, обнаруженным на разных памятниках на территории Узбекистана. В коллекции не так много полностью сохранившихся артефактов, но и большое количество фрагментов уникальных находок представляет значительный интерес. Изучение археологических коллекций музея позволяет получить представление о богатой истории не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии.

В музейном фонде археологические материалы, относящиеся к 20-м годам ХХ века, не встречаются [2, c. 4]. Только со середины 30-х годов ХХ века в музее создаются научные экспедиции для изучения уникальной материальной культуры Узбекистана, оставленной в наследство нашими предками. В частности, архитектор С. Полупанов и фотограф И. П. Завалин в те годы изучили десятки архитектурных памятников страны, находки с которых пополнили экспозиции музея. На основе этих находок впоследствии была организована выставка.

В 1936 году известный знаток народного искусства профессор М. С. Андреев возглавил научную экспедицию в Бухару и Хиву, где были исследованы архитектурные памятники и были собраны предметы прикладного народного искусства. Экспедиции организовались в Нурату, Ургут, Маргилан и другие города ведущими учеными Узбекистана.

Городище Варахша, расположенное на территории Жандарского района в 40 км от Бухары, является уникальным памятником древне-городской культуры Узбекистана. Этот памятник датируется VII веком, и был резиденцией правителей Бухары. Он был открыт известным археологом В. А. Шишкиным. В изучении дворца правителей Бухары в 1937–1939 гг. приняли участие и научные сотрудники музея Д. Г. Зильпер и Г. А. Гончарова. Сейчас в музейной экспозиции представлена настенная роспись на тему «Охота на леопардов» из красного зала дворца, а также фрагменты уникальных артефактов, изготовленных из резьбы по ганчу. Археологические работы на городище Варахша продолжались до 1954 года. К сожалению, многие находки, имеющиеся в музее, состоят лишь из фрагментов уникальных произведения искусства [6, c. 177–178]. Среди них имеются изображения рыб разной величины, змей, диких и домашних животных, птиц и различных растений. Эти находки, изготовленные из резного ганча, отражают истоки этого вида искусства, которое имело место на территории Средней Азии ещё в древности [5, c. 41].

В начале 60-х годов ХХ века археологическая экспедиция под руководством академика Я. Гулямова открыла на территории городища Кува (Ферганская область) храм и скульптуры, относящиеся к буддизму. Город лежал на древнем караванном пути, который связывал Ферганскую долину с Кашгаром. Во времена раннего средневековья он был одним из крупных городов долины, при раскопках в 1956–1958 гг. был обнаружен буддийский храм VII-VIII веков с глиняными статуями Будды и различных буддийских божеств, многочисленные бытовые предметы и др. «Город Кува лежал на древнем торговом пути, связывающим Фергану с Кашгаром» [1, c. 6]. Храм построен по типу архитектурных сооружений Средней Азии. Произведения искусства Кувы изготовлены из глины: кувшины, светильники, пряслица, чаши и др. «Наиболее интересной среди них была группа лепных сосудов с ангобной росписью по светлоохристому фону. Роспись выполнена черным и красным ангобом» [1, c. 15].

В 1959 году археологической экспедицией под руководством академика Г. А. Пугаченковой на городище Халчаян, расположенном на территории Деновского района Сурхандарьинской области, обнаружен дворец правителей Кушанской империи [3, c. 47]. При этих работах удалось открыть остатки крепостной стены, опоясанной рвом, дома горожан и торговые кварталы. Большое историческое значение имеет настенная живопись, изображающая придворную жизнь начала кушанской истории, парадные выезды царей, дворцовые приёмы, вооружённая конница. Уникальны также реалистически исполненные портреты царя, его семьи и придворной знати. Обнаружены также расписные изображения народных гуляний и религиозных обрядов: с музыкантами, маскарадами и комедиантами.

При раскопках Халчаяна было сделано значительное количество уникальных археологических находок: терракотовой скульптуры, керамической посуды, монет, предметов быта жителей древности.

Архитектурный стиль представляет собой некий симбиоз из эллинистической традиции и местного, бактрийского зодчества. Артефакты Халчаяна представляет большой интерес и являются гордостью Музея. Так, найденные скульптуры, изготовленные из глины, относятся к I веку до нашей эры и I веку нашей эры. Среди скульптур представлены принц и принцесса, Геракл, Афина, музыкантши, сатир, правитель в сакском шлеме и др. [4, c. 48–49]. Здесь можно увидеть встречу двух цивилизаций: среднеазиатской и греко-римской. Скульптуры изготовлены художником на высоком уровне. Он хорошо знал тонкости и уникальные черты этого вида искусства двух цивилизации. К сожалению, все скульптуры, как и другие находки дошли до нас фрагментарно. Несмотря на то, что они сделаны из простой глины две тысячи лет тому назад, они в относительно хорошем состоянии. На бактрийской земле было множество городов и укрепленных поселений, где были разработаны все нормы градостроительства. Одним из них было городище Халчаян, где обнаружены руины дворца правителей. Парадный зал этого дворца был сравнительно небольшой по размеру.

Кушанское искусство не является провинциальной копией лучших достижений Греции или Рима, но представляет собой самостоятельное художественное явление. В его возникновении огромна роль греческого влияния, но местная основа не вызывает сомнений. Греко-бактрийская эпоха — это время начального синтеза эллинства и бактрийства. В придворной культуре настойчиво насаждаются грецизированные начала. При дворе звучит греческая речь и господствуют греческие моды, цари носят чисто греческие имена и титулы, которые выбиты на их монетах греческим шрифтам, они избирают верховными покровителями эллинских богов.

К XI-XIII веку относятся глазурованные керамические изделия, изготовленные с большим мастерством ремесленного производства древнего Самарканда. Такие же находки найдены и на других памятниках на территории Узбекистана: Бухаре, Мингурике, Бинкете, Эски-Джуве (Ташкент) и Ахсикете, где изготовлялись кувшины, чаши, пиалы, хумы, блюда, светильники и др. Подобные артефакты являются доказательством того, что народы этих центров имели и развивали своеобразную высокую культуру, что нашло свое отражение в этих ремесленных изделиях. В изделиях из керамики Ахсикета чувствуются нежность, афрасиабские (Самарканд) и бухарские изделия отличаются разнообразием цветов, а для ташкентских характерны простота и красота. В искусстве этого периода широко распространяется не только религиозная тематика, но и светские сцены из жизни правителей, также мифологические и эпические сюжеты. Каждая археологическая находка имела свое предназначение, одни использовались для украшения дворцов и храмов правителей, дома богатых, другие были рассчитаны для среднего слоя населения, но одно несомненно – наши предки были высококультурными и имели отличный вкус. Ремесленники изготовляли свои товары так, чтобы они выдерживали конкуренцию и отвечали духовным требованиям, вкусам общества. Широкие археологические раскопки на территории Узбекистана позволили найти высокохудожественные образцы древней и средневековой керамики.

Произведения искусства, обнаруженные на памятнике Туябугуз (в Уртачирчикском районе Ташкентская области), простые, без особого орнамента, кувшины изготовлены керамистами с особой нежностью и привлекательностью.

Археологические находки из Государственного музея искусств Узбекистана, как источник, отражают материальную культуру древних городов на всей территории Узбекистана. Как элемент украшения дворцов и домов правителей, они были связующим звеном с религиозными традициями и бытовой жизнью горожан. Исследуя экспонаты, приходишь к выводу, что ремесленники, создавая артефакты, вкладывали в них свои вкусы, таланты и мастерство.

Таким образом, представляющие большой интерес экспонаты занимают не только достойное место в коллекции музея, но и играют большую роль в воспитании у молодежи уважения и любви к культурному наследию своих предков.

Музей являются своеобразным мостом между прошлым и настоящим, передающим духовные ценности, мудрость и талант великих предков современному поколению.

Литература:

  1. Булатова В. А. Древняя Кува. — Ташкент, Издательство «Фан», 1972.
  2. Миронов М. А. Художественный музей в Ташкенте. — Ташкент, 1929.
  3. Музей искусств Узбекистана. — Ташкент, Издательство «Узбекистан», 1965.
  4. Пугаченкова Г. А. Скульптура Халчаяна. — Москва, Издательство «Искусство», 1971.
  5. Ўзбекистон Давлат санъат музейи. — Тошкент, 2004.
  6. Шишкин В. А. Варахша. — Москва, 1963.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, территория Узбекистана, Бухара, VII, VII-VIII, XI-XIII, Азия, археологическая экспедиция, Ферганская долина, Центральная Азия.


Похожие статьи

О ковровых изделиях фонда Государственного музея искусств Узбекистана

Значение Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции в деле изучения истории Парфии

Значение Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции в деле реставрации ритонов Парфии

Анализ и интерпретация сюжетов Чаринского фольклора в этнографическом контексте

Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия Оренбургской области и города Оренбурга

О монетах Средней Азии, хранящихся в нумизматической коллекции Государственного музея искусств Узбекистана

Прикладные искусства скотоводческого населения Узбекистана и их исследование

Архивные материалы как источник для изучения этнографии туркмен (30-е годы XX в.)

Исторические корни строительства народного искусства Хорезма

Особенности и история возникновения гончарного искусства в Западно-Казахстанской области

Похожие статьи

О ковровых изделиях фонда Государственного музея искусств Узбекистана

Значение Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции в деле изучения истории Парфии

Значение Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции в деле реставрации ритонов Парфии

Анализ и интерпретация сюжетов Чаринского фольклора в этнографическом контексте

Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия Оренбургской области и города Оренбурга

О монетах Средней Азии, хранящихся в нумизматической коллекции Государственного музея искусств Узбекистана

Прикладные искусства скотоводческого населения Узбекистана и их исследование

Архивные материалы как источник для изучения этнографии туркмен (30-е годы XX в.)

Исторические корни строительства народного искусства Хорезма

Особенности и история возникновения гончарного искусства в Западно-Казахстанской области

Задать вопрос