Современная практика реализации федералистских принципов в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 февраля, печатный экземпляр отправим 16 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 29.04.2020

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Ахмедов, К. К. Современная практика реализации федералистских принципов в России / К. К. Ахмедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69271/ (дата обращения: 29.01.2022).



Статья посвящена такой актуальной теме в наше время как российский федерализм и реализации его принципов на практике в России. Актуальность темы заключается состоит в том, что принципы являются значимыми чертами российского федерализма и их рассмотрение важно с позиции развития нашей страны как правового демократического государства.

Ключевые слова: федерализм, российское законодательство, принципы федерализма, предметы ведения, федеральный центр, субъекты, разделение власти, Конституция РФ.

Современное устройство России, основанное на принципе федерализма, отличается не только от устройства периода СССР, но и того порядка, который был до и после принятия Конституции 1993 года. Характер развития федеративных отношений в России за последние 25 лет был очень неоднородным (от децентрализации до жесткой централизации). В этой связи важно рассмотрение практики реализации принципов федерализма в России на современном этапе.

Принципы являются сущностными чертами российского федерализма. До сих пор нет законодательного закрепления подхода к определению принципов, поэтому список их неокончательный и довольно условный. Отсутствие зафиксированного толкования принципов может привести к утрате или изменению их смысла в худшую сторону.

Вопрос о содержании принципов федерализма рассматривают в двух значениях: широком и узком. В широком смысле в принцип современного российского федерализма входят связи и взаимосвязи с другими общеправовыми принципами, действующими в РФ, например, верховенства Конституции Российской Федерации, суверенности Российской Федерации и др. [2, с. 150].

В узком смысле содержание принципа современного российского федерализма указано в статье 5 Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя в области государственного устройства:

1) Российская Федерация состоит из равноправных субъектов;

2) республики (государства) имеют свои конституции и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;

3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти;

4) в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов;

5) в равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

6) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

Данные принципы, по мнению Н. А. Михалевой, «обусловили закономерности, динамику и тенденции развития суверенной России как целостного организма, а так же ее составных частей — субъектов (республик, краев, областей и городов федерального значения)» [3, c. 1308].

В Российской Федерации разделение власти происходит по вертикали и горизонтали. Имеются разные научные точки зрения специалистов о том, что включается во власть по вертикали и по горизонтали. Так, в теории государства и права федерализм зачастую показывается как способ распределения властных полномочий (определения предметов ведения) по вертикали между федеральным центром и его субъектами на основе конституции, договоров или соглашений (общих или индивидуальных). Единство власти — важнейший критерий государственного устройства (политико-территориальной организации государства).

Выбор той или иной формы государственного устройства является показателем единства государственной власти, говоря в контексте проблем организации государственной власти как по вертикали, так и по горизонтали. Этого результата можно добиться только при единстве ключевых принципов функционирования, наличием совокупности организационно-правовых сдержек и противовесов, при которых все органы каждого уровня публичной власти сообразно своим функциям в различных формах участвуют в выработке государственной политики, принятии законов и их реализации. Власть по вертикали можно разделить на три ступени: законодательную (представительную), исполнительную и судебную (например, говорят о вертикали исполнительной власти), а по горизонтали — на три уровня:

− федеральный уровень власти с федеральными органами государственной власти;

− региональный уровень власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (её иногда неверно в СМИ называют местной властью относительно центральной, федеральной);

− местный уровень власти с органами местного самоуправления.

Федеральный и региональный уровни власти относятся к государственной власти. Местный уровень власти не входит в государственную власть, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [4].

Представляется, что двухступенчатая система и является тем индикатором, позволяющая отграничение различных вариантов федеративных государств от унитарных. Отсюда — и наличие двух сфер предметов ведения (или трех с промежуточным-совместным — как в России), и наличие двухуровневого законодательства, и наличие двухуровневой системы госорганов, и двухуровневой судебной системы, и т. д. Смысл в том, что в отличие от унитарного государства, в федеративном государстве определенные территории — субъекты Федерации обладают государственной властью.

На мой взгляд самой главной отличительной особенностью современного российского федерализма является двухступенчатая система государственной власти — власть Федерации и власть субъекта федерации. И, соответственно, наличие двухуровневой системы государственных органов, осуществляющих государственную власть, — государственные органы федерации и государственные органы субъектов федерации.

Реализация принципа совместного ведения в современной практике имеет много недостатков и дефектов. Одним из них является то, что выделение предметов совместного ведения фактически превращены в дополнительные предметы ведения федерального Центра, поскольку они регулируются федеральным законом, а степень участия субъектов РФ в обсуждении и принятии таких законов недостаточно велика [1, c. 35]. Такая ситуация может приводить к конкуренции между федеральными и региональными нормативными актами из-за того, что до сих пор не определена область предметов ведения сторон, что в свою очередь образует напряженность в федеративных отношениях, что не очень хорошо для ситуации в стране. В самой Конституции еще остаются определенные проблемы, которые мешают в полной мере реализовать этот принцип.

Россия продолжает выполнять свои функции на основе этнического федерализма, который в свою очередь, порождает асимметрию федеративной системы, иерархичность субъектного состава РФ, что и показывает их правовую разностатусность.

Таким образом, надо сказать, что главной проблемой реализации федералистских принципов является то, что до сих пор законодательно не закреплен подход к определению принципов и носит формальный и условный характер, что выливается в своевольную трактовку сторонами их и использовании в выгодных целях, создающее некоторые проблемы в отношениях центра и регионов из- за некоторых противоречий принципов. И выходом в такой ситуации является в первую очередь придание принципам законодательного вида и потом установлению между разными уровнями власти договорного механизма для поддержания баланса федеративного устройства России.

Литература:

  1. Болтенкова Л. Ф., Лавриенко И. Г. К вопросу о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов // Регионология. -1996. -№ 2. -С. 31–40
  2. Кетова Е. В. Понятие и сущность российского федерализма // Философия права. -2017. -№ 1. — C. 149–151
  3. Михалёва Н. А. Конституция 1993 г. — юридическая модель настоящего и будущего России // Lex Russica. -2013. -№ 12. — С. 1307–1317
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014.- № 31 -Ст. 4398 — URL: http://docs.cntd.ru/document/9004937 (дата обращения: 22.04.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, Российская Федерация, россия, принцип, государственное устройство, орган, российский федерализм, современный российский федерализм, федеральный Центр, двухступенчатая система.


Ключевые слова

Конституция РФ, российское законодательство, субъекты, федеральный центр, федерализм, принципы федерализма, предметы ведения, разделение власти

Похожие статьи

Российский федерализм на современном этапе

Особое внимание уделяется проблемам современного российского федерализма и

Ключевые слова: Федерация, федерализм, субъекты РФ, государство, Конституция.

Российский федерализм — это не идеальная категория, это та реальность, которая имеет на...

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты...

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы российского федерализма, некоторые из которых закреплены в основном законе РФ — Конституции РФ. Данные проблемы создают определённые трудности для понимания федеративного устройства Российской Федерации.

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Российский федерализм основан на смешанном национально-территориальном принципе.

Конституция РФ, государственная власть, Российская Федерация, государственное устройство

Российский федерализм на современном этапе | Молодой ученый.

Система государственного устройства России

Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской Федерации, в которой раскрываются сущность, содержание и форма этого феномена. Сущность образуют: ядро структурной организации государства в виде трёх статусных форм отношений...

Асимметрия российского федерализма...

Асимметрия российского федерализма... Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение...

Федеративность государственного устройства как необходимое...

Система государственного устройства России. Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая

Российская правовая культура на современном этапе. Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак.

О некоторых особенностях российского федерализма с позиции...

Федерализм — это принцип государственного устройства, позволяющий обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях [7, c. 8]...

К вопросу о системе мер федерального вмешательства

Конституция РФ, Федеральный Центр, Россия, случай противоречия, государственная власть, исполнительная власть, Российская Федерация, Европейский Союз, государственное устройство, международная конференция. Российский федерализм на современном этапе...

Форма государственного устройства современной России

Российская Федерация в соответствии со ст. 5 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. В взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты...

Похожие статьи

Российский федерализм на современном этапе

Особое внимание уделяется проблемам современного российского федерализма и

Ключевые слова: Федерация, федерализм, субъекты РФ, государство, Конституция.

Российский федерализм — это не идеальная категория, это та реальность, которая имеет на...

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты...

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы российского федерализма, некоторые из которых закреплены в основном законе РФ — Конституции РФ. Данные проблемы создают определённые трудности для понимания федеративного устройства Российской Федерации.

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Российский федерализм основан на смешанном национально-территориальном принципе.

Конституция РФ, государственная власть, Российская Федерация, государственное устройство

Российский федерализм на современном этапе | Молодой ученый.

Система государственного устройства России

Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской Федерации, в которой раскрываются сущность, содержание и форма этого феномена. Сущность образуют: ядро структурной организации государства в виде трёх статусных форм отношений...

Асимметрия российского федерализма...

Асимметрия российского федерализма... Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение...

Федеративность государственного устройства как необходимое...

Система государственного устройства России. Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая

Российская правовая культура на современном этапе. Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак.

О некоторых особенностях российского федерализма с позиции...

Федерализм — это принцип государственного устройства, позволяющий обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях [7, c. 8]...

К вопросу о системе мер федерального вмешательства

Конституция РФ, Федеральный Центр, Россия, случай противоречия, государственная власть, исполнительная власть, Российская Федерация, Европейский Союз, государственное устройство, международная конференция. Российский федерализм на современном этапе...

Форма государственного устройства современной России

Российская Федерация в соответствии со ст. 5 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. В взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты...

Задать вопрос