Асимметрия российского федерализма: конституционно-правовой аспект | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Теория политических систем. Внутренняя политика

Опубликовано в

международная научная конференция «Вопросы политической науки» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 21.05.2015

Статья просмотрена: 2531 раз

Библиографическое описание:

Тимченко Д. В. Асимметрия российского федерализма: конституционно-правовой аспект [Текст] // Вопросы политической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 24-29. — URL https://moluch.ru/conf/polit/archive/160/8195/ (дата обращения: 19.08.2018).

Проблема симметрии и асимметрии в территориальном (прежде всего в федеративном) устройстве государства привлекает внимание правоведов и политологов уже несколько десятилетий, но по-прежнему остается актуальной.

Мировая история не знает примеров существования симметричных государств. В любом государстве существует правовое или фактическое неравенство территориальных образований, входящих в его состав, что предопределяется объективными основаниями, которые могут быть связаны со спецификой национального состава населения, лингвистическим и конфессиональным разнообразием, с диспропорциями в социально-экономическом развитии местностей, с особенностями климатических условий и иными фактическими обстоятельствами. Рассмотрение государства в контексте равенства его субъектов становится важной характеристикой не только формы его государственно-территориального устройства, но и политического режима.

Анализ практики функционирования современных федеративных государств позволил ввести в научный оборот термин «асимметричный федерализм», который означает федеративные отношения, основанные на неравенстве единиц, составляющих федерацию, в политических, административных, финансовых и иных сферах и допускающие вариативность во взаимоотношениях субъектов Федерации с федеральным центром [7].

Главная заслуга в популяризации терминов «симметрия» и «ассиметрия» применительно к отечественной конституционно-правовой материи принадлежит В. Е. Чиркину, предложившему три параметра асимметрии федераций [6, с. 151]:

1)                 наличие в составе федерации помимо ее субъектов иных территориальных образований,

2)                 неравенство конституционного статуса субъектов федерации,

3)                 «скрытую асимметрию» (выражающуюся, в частности, в неравном представительстве субъектов федерации в верхней палате федерального парламента).

Несмотря на объективную обусловленность, правовая асимметрия регионов — весьма неоднозначное явление. В частности, следует признать наличие хотя и нечетких, но все же реальных пределов такой асимметрии, за которыми становится ощутимой опасность дезинтеграции государства. И поскольку асимметричность территориального устройства ассоциируется с угрозами сепаратизма, в юридической и политологической литературе она чаще всего оценивается негативно. В то же время определенные угрозы государственному единству можно усмотреть и в излишнем стремлении к полной правовой симметрии регионов многонационального, поликонфессионального, лингвистически и (или) культурно неоднородного государства.

На основании анализа социально-экономических показателей и политического процесса современные исследователи делают вывод о том, что Российская Федерация с позиции асимметрии прошла три этапа развития федерализма [1, c. 8–15].

Первый этап характеризовался (1990–2000 гг.) стихийным движением в направлении асимметричной модели федерации. Слабость центральной власти вынудила ее оставить право выбора формы реализации принципа федерализма за субъектами Федерации, часть которых предпочла движение в сторону асимметричной модели. Стихийный, нерегулируемый характер выбора асимметричной модели реализовался в тенденциях, аналогичных тем, которые запустили процесс распада СССР. Это не могло не наложить отпечатка и на процессы, происходившие после принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Вместе с тем в рассматриваемый период, как и до него, федеральный Центр оказался неспособен сдержать стремление ряда регионов (особенно национальных республик) к произвольному расширению круга собственных полномочий. Наиболее ярко это стремление проявилось в двустороннем договорном процессе между Федерацией и ее субъектами.

Альтернатива угрожающему единству страны и общества стихийному движению в сторону асимметричной модели была предложена в рамках второго этапа (2001–2010 гг.) формирования основ российской федеративной государственности, который характеризуется регулируемым переходом к симметричной конфигурации федеративной модели государственно-территориального устройства.

Федеральный Центр сконцентрировался на укреплении «единой исполнительной вертикали власти», помимо прочего обеспечивающей формирование симметричной модели федеративной государственности. Признание в 2001–2003 гг. нелегитимности двусторонних договоров и соглашений и их отмена разрушили экономическую основу «войны суверенитетов». Был введен контроль деятельности исполнительной и законодательной ветвей власти субъектов Федерации. Был более четко отрегулирован механизм исполнения полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, предложена относительно прозрачная модель бюджетного федерализма. Такое регулирование постепенно приобретало все более явные черты управления унитарным государством.

С 2011 года начался третий этап формирования основ российской федеративной государственности, который характеризуется утверждением инновационной модернизации экономики в качестве стратегической цели. Предполагается, что на этом этапе центру и регионам удастся найти сочетание симметричной и ассиметричной модели федерации, которое позволит максимально реализовать положительные стороны этих форм федерации.

Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. На неравенство субъектов Федерации указывают такие факторы, как существование регионов с льготными, особыми режимами природопользования, хозяйствования и налогообложения, территориальная дезинтеграция Российской Федерации, наличие «сложносоставных» субъектов Федерации, экономическая неравномерность развития регионов [2, с.114].

В подобной специфической обстановке обозначился реальный федерализм, который характеризовался соединением типичных признаков организации большинства федеративных государств с такими особенностями, как: статусная асимметрия; акцентированная национальная «окрашенность»; неупорядоченность конструкции; несбалансированность потребностей и собственных ресурсов для реализации статусных полномочий органов власти субъектов РФ; чрезмерная персонифицированность реальных федеративных отношений и соответствующая возможность нарушений общего порядка взаимоотношений в политической, бюджетно-финансовой, национально-этнической сферах [8, c. 86].

Правовая асимметрия Российской Федерации заложена в Конституции Российской Федерации и в Конституциях (Уставах, Основных Законах) её субъектов. Эта асимметрия основана на правовой неопределенности статуса субъектов РФ, выраженного в Конституции РФ. Проблемы и сложности с конституционно-правовым равенством субъектов имели большое значение на первом этапе развития федерализма, когда конституционная неопределенность давала возможность «параду суверенитетов». В настоящее время, имеющиеся различия носят только формальный характер и не могут рассматриваться как действительная конституционно-правовая асимметрия. В настоящее время правовая асимметрия определяется через сферу налогового, бюджетного законодательства, регионального развития и иные специальные сферы.

Авторы рассматривают в качестве асимметрии в конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации определенную Конституцией возможность формирования сложносоставных — «матрёшечных» субъектов. Отдельно выделяется проблема особого «привилегированного» конституционно-правового статуса республик [5], которая, по нашему мнению, в настоящее время в большей степени утратила свою актуальность по следующим причинам:

1)        обозначение республики как государства в части 2 статьи 5 Конституции РФ [3]. Данное обозначение преследовало политические цели и в настоящее время, по сути, не имеет юридико-регулятивного значения, поскольку содержание понятия «государство в составе Российской Федерации» Конституция РФ не раскрывает. Конечно, республики, как и иные субъекты РФ, не являются государствами в международно-правовом смысле и суверенитетом не обладают;

2)        обозначение в Конституции Российской Федерации Основных Законов республик как Конституций в противоположность Уставам других субъектов РФ. Этимологически эти категории весьма близки, а на практике отмеченная противоположность оказывается чисто номинальной. Из Конституции Российской Федерации не следует наличие качественно иного содержания или иной юридической силы конституций в сравнении с уставами. Конституция особо оговаривает лишь способ принятия устава: согласно части 2 статьи 66 Конституции [3] он принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ (для конституций республик такое ограничение не предусмотрено;

3)        закрепление права республик устанавливать собственные государственные языки в части 2 статьи 68 Конституции РФ [3]. Отличие республик сводится к обладанию правом именовать иные языки, помимо русского, государственными. В то же время правом устанавливать гарантии прав и свобод личности в дополнение к федеральным гарантиям (в том числе гарантии, относящиеся к использованию языков проживающих на его территории народов в официальном делопроизводстве) обладает каждый субъект РФ;

4)        отнесение к совместному ведению РФ и ее субъектов обеспечения соответствия Конституции РФ и федеральным законам только конституций и законов республик, тогда как в отношении краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов указывается на обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам не только уставов и законов, но и иных нормативных правовых актов этих субъектов. Представляется, что указанные ограничения предопределялись политической конъюнктурой при подготовке текста Конституции РФ. В настоящее время региональное законодательство любого субъекта должно соответствовать нормам федерального законодательства.

Таким образом, о действительной конституционно-правовой асимметрии говорить не приходится. В существующих условиях правовая асимметрия определяется исследователями через анализ сфер налогового, бюджетного законодательства, регионального развития и иных специальные сфер, которые развивают общие положения Конституции РФ и других системообразующих норм федерального законодательства.

 

Литература:

 

1.                  Асимметрия в Российской модели Федеративных отношений / Под рук. С. Д. Валентея. — М.: Институт экономики РАН, 2012. — 57 с.

2.                  Иванов, А. М. Асимметрия как феномен федеративного устройства России // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 5. — С. 114–117.

3.                  Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21 июля 2014 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2014. 23 июля.

4.                  Лексин, И. В. Правовая асимметрия в территориальном устройстве государства: теория и практика // Государственное управление. Электронный вестник. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/35_2012leksin.htm.

5.                  Семин, С. В. Асимметрия субъектов как черта конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» — 2013. — № 1(1).

6.                  Чиркин В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ. // Государство и право. 1994. № 8–9. С..150–158.

7.                  Щупленков, О. В. Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства в современной России / О. В. Щупленков, Н. О. Щупленков // NB: Вопросы права и политики. — 2013. — № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-notabene.ru/lr/article_585.html.

8.                  Ю, М. С. Специфические особенности становления российского федерализма / М. С. Ю, И. М. Соломко // Современные наукоемкие технологии. — 2005. — № 7. — С. 86–87.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституция РФ, правовая асимметрия, асимметричная модель, Конституция, федеральный Центр, действительная конституционно-правовая асимметрия, государственно-территориальное устройство, региональное развитие, бюджетное законодательство.

Похожие статьи

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Российская Федерация, Камчатский край, Конституция РФ, субъект, государственная власть, автономный округ, субъект Федерации, Конституционный Суд, совместное ведение, округ. Асимметрия российского федерализма...

О некоторых особенностях российского федерализма с позиции...

В основу Российской Федерации положено несколько фундаментальных принципов, определенных Конституцией РФ.

‒ юридическая и фактическая асимметрия субъектов федерации, экономическая (в том числе бюджетная), социальная и политическая...

Клерикализация современного российского государства...

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.

Конституционное право и конституционное законодательство...

Основным назначением конституционного (уставного) законодательства субъекта РФ заключается в том, что оно, по мнению автора, «облачает» территориальный коллектив в правовую форму субъекта Федерации...

Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия...

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.

Российский федерализм на современном этапе | Молодой ученый

Ключевые слова: Федерация, федерализм, субъекты РФ, государство, Конституция.

Асимметрия российского федерализма...

Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

Сравнительно-правовое исследование организации...

конституционный контроль, государственный контроль, Конституция РФ, акт, орган, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, Конституционный Суд РФ, акт органов.

О форме государственного устройства России в широком...

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение, российский федерализм, округ. Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Российская Федерация, Камчатский край, Конституция РФ, субъект, государственная власть, автономный округ, субъект Федерации, Конституционный Суд, совместное ведение, округ. Асимметрия российского федерализма...

О некоторых особенностях российского федерализма с позиции...

В основу Российской Федерации положено несколько фундаментальных принципов, определенных Конституцией РФ.

‒ юридическая и фактическая асимметрия субъектов федерации, экономическая (в том числе бюджетная), социальная и политическая...

Клерикализация современного российского государства...

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.

Конституционное право и конституционное законодательство...

Основным назначением конституционного (уставного) законодательства субъекта РФ заключается в том, что оно, по мнению автора, «облачает» территориальный коллектив в правовую форму субъекта Федерации...

Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия...

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.

Российский федерализм на современном этапе | Молодой ученый

Ключевые слова: Федерация, федерализм, субъекты РФ, государство, Конституция.

Асимметрия российского федерализма...

Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

Сравнительно-правовое исследование организации...

конституционный контроль, государственный контроль, Конституция РФ, акт, орган, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, Конституционный Суд РФ, акт органов.

О форме государственного устройства России в широком...

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение, российский федерализм, округ. Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между...

Задать вопрос