В данной статье рассмотрены формы, методы и средства (на примере предмета «Основы электротехники и электроники») по внедрению акмеологического подхода в профессиональном образовании и совершенствование содержания профессионального образования путем применения педагогических условий подготовки учеников к профессиональной деятельности. Рассмотрены механизм подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода, а также инновационная концептуальная модель осуществления акмеологического подхода и ее компоненты.
Ключевые слова: акмеология, акмеологически направленные методы преподавания, профессиональная компетентность, творческая индивидуальность, акмеологическая ориентация, акмеологическое воспитания и обучения.
This article discusses the forms, methods, and tools on the implementation of the acmeological approach in vocational education and improving the content of vocational education, by applying pedagogical conditions for preparing students for professional activities based on the acmeological approach.
Keywords: acmeology, innovative conceptual model, professional competence, creative personality, acmeological orientation, acmeological education and training.
Основной задачей акмеологии является обеспечение знаний, практических навыков, опыта и технологий, связанных с полным раскрытием и применением на практике творческих способностей личности. Личность при этом рассматривается как субъект сознательной деятельности в различных деятельностных процессах, в частности, в выбранной профессии, в рамках своей специализации.
Степени развития и формирования личности учеников, подготовка молодого здравомыслящего поколения, личностное развитие и профессиональный рост каждого ученика при организации обучения в профессиональных колледжах на основании акмеологического подхода повышают уровень нынешней подготовки.
Автором на основании акмеологического подхода изучена проблема подготовки учеников к профессиональной деятельности исследованы научно-педагогические основы подготовки учеников; представлены педагогические и психологические факторы подготовки учеников. Узбекский исследователь Ш. Т. Халилова заявляет, что при осуществлении акмеологического образования важно учитывать 5 составных частей высшего образовательного учреждения: цель, объект, информация, методы, субъект. Предлагается превращение образовательного объекта в субъект, то есть акмелингвистическую образовательную технологию, нацеленную на обеспечение автономной деятельности будущего специалиста, формирование и развитие навыков самостоятельного образования.
Ш. С. Шарипов заявлял, что акмеологический подход — это достижение самых высоких навыков и результатов, а «сущность акмеологического подхода в современных процессах педагогического образования определяется усилением профессиональной мотивации, поощрением творческого потенциала, стремлением определить и продуктивно использовать личные возможности для достижения успеха в профессиональной деятельности».
Г.Х. Тиллаева замечает, что «основная сила социально-экономической устойчивости, этичного, интеллектуально развитого, высокопрофессионального общества является приоритетной задачей при подготовке профессиональных совершенных кадров, отвечающих всемирным стандартам».
Х. А. Шайхова пишет, что «акмеология является новой современной наукой, ее важной задачей является изучение различных аспектов в возвышении определенных навыков на новую ступень», В.Каримова, А. Ш. Салиев размышляли о том, что акмеология является отраслью новой актуальной наукой на сегодняшний день, а М.Бекмуродов, У.Мавлонов задумывались о значимости акмеологии в воспитании совершенной личности. Б. Б. Маъмуров провел научное исследование в области развития навыков проектирования образовательного процесса учителей на основе акмеологического подхода [9].
«Проблемы и перспективы акмеологического подхода в средне-специально профессиональном образовании» А. М. Деркача [1], «Акмеологическое развитие в раннем подростковом (15–20 лет) периоде» Г. В. Мироновой [2], А. С. Глинского «Развитие деятельности познания у учеников, применяя акмеологический подход» [3], «Акмеологический подход в проектировании образования гимназии» Л. Г. Грибенюка [4], «Факторы и акмеологические условия развития облика обладателя профессии в рамках требований политехнического колледжа» Н. В. Курбета [5], «Основы повышения качества профессионального педагогического образования с акмеологическим подходом» Н. А. Некрасовой [6], «Акмеологический подход в качестве важного фактора повышения качества подготовки будущий учителей по безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности» А. М. Леонтьева [7], «Роль акмеологии в современном профессиональном образовании» В. П. Медведева [8] изучили вопросы акмеологии и акмеологические подходы в профессиональном образовании.
Однако, вопросы совершенствования образовательного процесса через систему обучения, профессионально ориентированную на основании акмеологического подхода, подготовки учеников профессиональных колледжей на основании акмеологического подхода, не исследованы.
Анализ исследований, проводимых в профессиональных колледжах Республики Узбекистан, показывает, что уровень работ, направленных на повышение эффективности в системе профессионального образования, является низким. Более того, вопрос подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода, не проработан, не создана методика исследования акмеологии в профессиональном образовании.
Поэтому мы разработали педагогические условия подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода; а также инновационную концептуальную модель осуществления акмеологического подхода и ее компоненты; педагогические условия внедрения акмеологического подхода в профессиональном образовании.
Сопоставлены современные требования, поставленные в подготовке специалистов и внедрение структуры применения акмеологии в данный процесс, то есть выражены педагогические и психологические факторы применения акмеологии при подготовке кадров, особенности подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и разработаны акмеологически направленные методы преподавания предметов в практико-тестовых группах, в том числе предмета «Основы электротехники и электроники».
Разработан механизм подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и на его основе проведены практические работы. Также, в соответствии с педагогическими и психологическими условиями, выявленными при подготовке учеников профессиональных колледжей к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода, разработаны новые стандартные учебные программы, направленные на формирование самостоятельного мышления учеников, улучшение деятельности самостоятельного познания и внедрена исследовательская идея в их содержание.
Наряду с акмеологическими принципами была разработана и применена на практике концепция «Подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода», направленная на организацию деятельности, связанная с профессиональной подготовкой и деятельностью совершенствования принципов профессиональной компетентности специалистов, воспитательного процесса с помощью инновационных педагогических технологий.
При организации подготовки учеников профессиональных колледжей к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода были обоснованы основные цели и задачи специального курса «Акмеология профессионального образования» предназначенного для профессионального образования, разработана программа обучения, апробированная в качестве специального факультативного курса.
С целью разработки перспективных планов для учащихся применен «SWOT»-анализ, разработана программа индивидуального развития учеников, дающая возможность открытия закономерности профессионального развития в достижении целей по индивидуальным профессиональным навыкам. При акмеологическом подходе были широко использованы акмеологические тренинг-технологии, компьютерные технологии, разработана специальная акмеологическая технология для успешного образования и воспитания учащихся.
В профессиональных колледжах в целях обстоятельного изучения психологических особенностей каждого учащегося и формирования творческой индивидуальности были созданы электронные портфолио учащихся с выявлением результатов. Был подготовлен контент по предмету “Электротехника и основы электроники”. Электронный учебный контент включает все виды электронных учебных материалов, которые служат для создания активного вида обучения по конкретным предметам.
Осуществление акмеологического подхода в профессиональном образовании обеспечивает определение личных ресурсов и их продуктивное использование для достижения успехов в профессиональной деятельности посредством усиления профессиональной мотивации, стимуляции творческого потенциала, формирования акмеологической ориентации личности. На его основе в экспериментально-испытательных группах была организована профессиональная подготовка учащихся, всестороннее развитие их знаний и навыков, и степени воспитания. Для совершенствования профессиональной подготовки, достижения подготовки профессиональной акмеличности было осуществлено инновационное образование и воспитание, основанные на профессиональной цели, сущности, мотивации и мышлении.
При этом было предусмотрено достижение профессиональной акмеличности, владеющей профессией, ориентацией и компетентностью в результате использования форм и методов организации профессионального образования и воспитания; создания для этого педагогико-психологических условий, построения профессионально ориентированного обучения, продуктивного использования современных образовательных и информационных технологий на основе акмеологической ориентации — акмеологического воспитания и образования, акмеологического подхода.
При усвоении профессии акмеличностью получается совершенная личность, достигшая высшей степени и способная проявить свой творческий потенциал и свои способности, самостоятельно мыслить в профессиональном масштабе, саморазвиваться и стремиться к профессиональной удаче.
В профессиональных колледжах при осуществлении учебных целей была создана инновационная среда, учебные занятия проводились с помощью акметехнологий. На примере предмета «Электротехника и основы электроники» при внедрении акмеологического подхода были разработаны этапы осуществления инновационного образования, состав акмеологических технологий, применяемых при подготовке специалистов и формирования профессиональной креативности у будущих специалистов.
В процессе подготовки специалистов в системе профессионального обучения на основе акмеологического подхода были введены в действие акмеограммы учащихся. Акмеограмма является основным методом акмеологического подхода, олицетворяет собой систему требований, условий и факторов, создающих возможность для развития профессионализма, прогрессивного развития и деятельности конкретных субъектов труда.
Таким образом, применение современных технологий образования дает возможность развития профессиональной компетентности на основании акмеологического подхода и совершенствования процесса обучения. Методика повышения эффективности образовательного процесса на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и развитие процесса подготовки к будущей профессии достигается путем применения акметехнологий, компьютерных технологий, а также технологий, направленных на развитие личности.
Литература:
1. Деркач А. М. Акмеологический подход в средном профессиональном образовании: проблемы и перспективы//журнал «Инновационные образовательные технологии. М., 2007. № 2. С.100–105.
2. Миронова Галина Васильевна. Концепция акмеологического развития личности в период ранней юности (15–20 лет). Докторская диссертационная работа. Тамбов. 2012г. – 200 с.
3. Глинский, Александр Сергеевич. Развитие познавательной активности учащихся с применением акмеологического подхода. диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, к.п.н., Омск. 2007, – 169 с.
4. Грибенюк, Людмила Григорьевна. Акмеологический подход в проектировании гимназического образования.Дисс.раб. для получ.к.п.н., тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.08., Калуга. 2004, – 197 с.
5. Курбет Н. В. Акмеологические условия и факторы развития образования профессии у студенов политехнического колледжа: дис.... канд. психол. наук: 19.00.13: 19.00.13 / Курбет, Надежда Викторовна; РАГС при Президенте РФ, Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности. — М., 2007. — 176 с. — Библиогр.: с. 134–146.
6. Некрасова А. Т. Акмеологический подход как основа повышения качества профессионально-педагогического образования // Вестник КГУ им. Гендерная психология. — Кострома, 2007. — № 6. — С. 194–199.
7. Леонтьев А. М. «Акмеологический подход как повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности». Теория и методика профессионального образования. Дисс. на соискан. уч.степени кандидат пед.наук.Майкоп-2007, -185 с.
8. Медведев В. П. О роли акмеологии в современном профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. — 15.05.2011. — С. 32–34.
9. Эрназарова Г. О. Совершентсвование подготовки обучающихся профессионального колледжа к профессиональное деятельности на основе акмеологического подхода. дис. … докт. пед. наук:13.00.05. Ташкент, 2018. — Библиогр.: с.42–68.