В статье рассматриваются особенности обсуждения проектов нормативно-правовых актов на примере органов внутренних дел в Республике Крым.
Ключевые слова: общественное обсуждение, общественный контроль, проект нормативно-правового акта, Российская Федерация, Крым, Общественное обсуждение, дорожное движение, акт, проект.
Для рассмотрения вопросов общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов на региональном уровне для анализа мы определили регион — республика Крым. Данный регион выбран в связи с тем, что автор настоящего исследования проживает в данном регионе и работает на территории республики.
Республика Крым — субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа и Северо-Кавказского экономического района. Республика образована 18 марта 2014 года в результате присоединения к Российской Федерации части Крымского полуострова, до того контролировавшейся Украиной. Присоединение Крыма к Российской Федерации не получило международного признания; в документах ООН и законодательстве Украины заявленная Россией территория республики рассматривается как временно оккупированная российскими вооружёнными силами.
18 августа 2017 года главой республики издан Указ № 370-У «О дополнительных гарантиях обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов государственной власти Республики Крым в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы». Данным указом создан единый Крымский интернет-портал для размещения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов государственной власти Республики Крым в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы (статистические данные по обсуждению и принятию законов представлены в таблицах на Рис.1.).
Рис. 1. Статистические данные обсуждения и принятия законов в Республике Крым за 2017–2018 годы
Помимо этого портала республика Крым участвует в проекте «Российская общественная инициатива». На портале «roi.ru» в разделе «Республика Крым» содержится следующая информация:
– на портале размещено 2295 активных инициатив;
– из 2295 инициатив региональных всего 2: а) внедрение единого программного обеспечения поставщиков коммунальных услуг (окончание голосования — 27 мая 2020 г.); б) велодорожки в г. Симферополе (окончание голосования — 17 июля 2020 г.);
– для рассмотрения указанных инициатив на уровне региона необходимо набрать 100 000 голосов каждой инициативе;
– по состоянию на 29 февраля 2020 года за инициативу о внедрении единого программного обеспечения поставщиков коммунальных услуг проголосовало 13 человек, а за инициативу внедрения велосипедных дорожек — 18 человек.
Как видим общественное обсуждение институт достаточно новы и еще не приобрел значительных масштабов, однако в век цифровых технологий перспективы развития именно этого общественного института достаточно хорошие. Органы внутренних дел являются инициаторами обсуждения проектов нормативно-правовых актов в сфере своей деятельности.
Анализ размещенной информации на портале для общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов показал следующее. По линии МВД на 29 февраля 2020 г. размещено 342 проекта нормативно-правовых актов. Активных в обсуждении — 221 проект, отказ от дальнейшей разработки — 15 проектов, по остальным проектам обсуждение завершено. Большая часть проектов нормативно-правовых актов относится к организационной сфере деятельности органов внутренних дел. Однако имеются и такие проекты, которые имеют практическое значение. В приложении 2 представлен пример обсуждения проекта приказа МВД.
24 июля 2018 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/) МВД России были размещены проекты федеральных законов «О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в части усиления ответственности за совершение преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта» и «О внесении изменений в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — законопроекты).
В обосновании необходимости введения указанных норм сообщалось следующее. В настоящее время к лицу, управляющему транспортным средством, нарушившему правила дорожного движения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, находившемуся в состоянии опьянения и скрывшемуся с места совершения деяния, не могут быть применены меры уголовной ответственности, предусмотренные частями второй, четвертой и шестой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК), поскольку установить факт употребления этим лицом веществ, вызывающих опьянение, посредством медицинского освидетельствования по прошествии времени не представляется возможным.
В связи с этим законопроектом вносятся изменения в части вторую, четвертую и шестую статьи 264 УК, усиливающие ответственность лица, управляющего транспортным средством и нарушившего правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, при условии наступления тяжких последствий, если это лицо скрылось с места совершения деяния.
Одновременно, в целях исключения конкуренции норм, в случае принятия указанного законопроекта, предлагается внести корреспондирующие изменения в часть 2 статьи 12.27 (Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установление в уголовном законе обязанности лица, управляющего транспортным средством как источником повышенной опасности и нарушившего правила дорожного движения или его эксплуатации, оставаться на месте ДТП, направлено на защиту интересов всех участников дорожного движения и связано с необходимостью обеспечения выполнения ими взаимных обязательств, порождаемых фактом ДТП.
Предлагаемые законопроектом изменения соответствуют действующей правоприменительной практике, устранят выявленный Конституционным Судом Российской Федерации пробел в уголовно-правовом регулировании и поставят лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения и скрывшееся с места совершения деяния, в равные условия с точки зрения ответственности за свое поведение.
По результатам общественного обсуждения данные изменения были внесены в соответствующие нормативно-правовые акты.
Литература:
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть I). Ст. 4213; 2018. № 53 (часть I). Ст. 8424.
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 26 июля 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228; 2019. № 30. Ст. 4153.
- Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 939.
- Документы, определяющие процедуры публичных обсуждений (консультаций) в России. URL: http://regulation.gov.ru/. (дата обращения — 28.08.2019).
- Иванов И. В. Общественное обсуждение как конституционно-правовой институт в Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук, 2016. — 235 с.
- Комарова В. В. Высшее непосредственное выражение власти народа в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Дис.... докт. юрид. наук. — М., 2006. — 474 c.
- Ларина Н. В. Общественные обсуждения: истоки и предпосылки развития в российском демократическом обществе // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 34.
- Липчанская М. А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование: диссертация... доктора юридических наук.- Саратов, 2012. — 474 с.
- Путин В. Демократия и качество власти // Коммерсант. 2012. № 20.