Формирование психолого-педагогических качеств в деятельности музыканта-концертмейстера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 18.04.2020

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Виданова, М. А. Формирование психолого-педагогических качеств в деятельности музыканта-концертмейстера / М. А. Виданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/306/69001/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор пытается определить основные психологические и педагогические качества, которые необходимы музыканту-концертмейстеру для успешной профессиональной деятельности в любой области искусства.

Ключевые слова: музыкант-концертмейстер, ансамблист, внимание, воля, самообладание, мобильность.

Профессия «концертмейстер» считается одной из самых распространенных среди музыкантов. И это не случайно, так как многие образовательные учреждения не могут осуществлять свою деятельность без специалистов в данной области искусства.

В первую очередь, следует определить, кто такой концертмейстер. Ведь в практике очень часто его называют аккомпаниатором. Эти термины не тождественны, хотя в литературе часто используются как синонимы. Концертмейстер — это «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Аккомпаниатор — это музыкант, играющий партию сопровождения солисту на эстраде [1].

Таким образом, мы видим, что эти два понятия имеют различие. Более того, в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, творческие и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Стоит углубиться в вопрос и уточнить, каковы же особенности профессиональной деятельности музыканта-концертмейстера?

Главное качество концертмейстера — это, конечно, общая музыкальная одаренность. Она предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизм, образность мышления, фантазии. Также концертмейстеру необходимо иметь следующие профессиональные качества: хорошее владение инструментом, навык читки с листа, умение транспонировать, импровизировать, подбирать на слух [3]. И это далеко не полный список навыков и умений, которыми должен обладать музыкант-концертмейстер.

Разберем более подробно психолого-педагогические качества, необходимые в этой профессии. К таковым качествам относятся: внимание, память, чуткость, мобильность реакции, самообладание, выдержка, воля, коммуникабельность, педагогический такт. Именно они играют важную роль в творчестве концертмейстера, оказывая огромное влияние на музыкальное мышление и воображение, музыкальную память, эстетическую сторону его мировоззрения [4].

Качественное отличие концертмейстерских способностей от обще-пианистических — это, прежде всего, наличие ансамблевых способностей. Это умение активно взаимодействовать с другими музыкантами или вокалистом, или танцором. Хороший концертмейстер — это чуткий ансамблист. Здесь одинаково важны две стороны этого процесса:

– с одной стороны, чуткость восприятия, распознавание состояния и намерений партнера, умение прочитать его тонкие эмоциональные сигналы [2];

– с другой стороны, необходимо и самому быть достаточно экспрессивным, понятным для партнера. Хороший концертмейстер-ансамблист должен всегда идти «вместе” с исполнителем, предугадывая его исполнение, идентифицировать себя с солистом, что является одним из важнейших механизмов эмпатии [2].

Ансамблевое единство — следствие музыкального взаимодействия особого качественного уровня, общения языком музыки, которая является древнейшим каналом человеческой коммуникации, средством обмена информацией, сформировавшимся значительно раньше речи. Эта тема успешно разрабатывалась в последние десятилетия такими психологами, как Х. Гарднер, М. Хау, Д. Давидсон, Д. Слобода и др [2].

При совместном музыкальном исполнении необходимо в одинаковой степени умение увлечь партнера своим замыслом, так и умение увлечься замыслом партнера, испытывать во время исполнение творческое сопереживание, что подразумевает общение как словами, так и музыкой. Вербальный способ не представляет сложности, поскольку является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Однако владение языком музыки, как средством общения, является более редкой способностью, так как требует от интерпретатора не только чуткого исполнения материла, но и глубокого понимания структуры музыкальной ткани, формы музыкального произведения, жанра и прочих профессиональных и психологических особенностей и навыков.

Функции концертмейстера, работающими с солистами, носят и педагогический характер. они заключаются в разучивании с солистами нового репертуара. Поэтому пианисту, помимо аккомпаниаторского опыта, требуется ряд навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта [3].

Остановимся чуть подробнее на некоторых психологических качествах пианиста-концертмейстера.

Внимание концертмейстера — это внимание совершенно особого рода. Его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковедением партии аккомпаниатора и тем, что происходит в партии солиста одновременно, ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла.

Воля и самообладание — качества, также необходимые концертмейстеру, как в учебном процессе, так и в концертной деятельности. Так как в данном случае, музыкант отвечает не только за свое исполнение, но и за исполнение в целом.

В концертмейстерской деятельности профессиональная мобильность является основополагающим фактором, ведь она, как и предыдущие качества, обеспечивает стабильность творческого процесса и достижение художественного результата [3].

Кроме всего выше сказанного, не могу не отметить, как важно в работе музыканта-концертмейстера заниматься самообразованием, проявлять интерес к новой музыке, копить большой музыкальный репертуар, воспитывать в себе современного учителя-музыканта широкого профиля. Для этого необходима высокая работоспособность и выдержка. Концертмейстер не должен упускать случая практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства [5].

Литература:

  1. Музыкальный энциклопедический словарь / ред. Г. В. Келдыш. — Изд. 2-е. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 7.
  2. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. — Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961. — С. 13.
  3. Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс: учеб. пособие для студ. музыкальных факультетов педагогических вузов. — М.: Академия, 2002. — С. 24.
  4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.: Наука, 2003. — С. 254.
  5. Взаимодействие солиста и аккомпаниатора как одна из форм художественного общения // Концертмейстерское искусство: теория, история, практика: материалы Всерос. науч. -практ. конф., Казань, 24–25 ноября 2009. — Казань: Изд-во КГК, 2011. — С. 19.
Основные термины (генерируются автоматически): качество, концертмейстер, область искусства, умение.


Ключевые слова

мобильность, воля, внимание, музыкант-концертмейстер, ансамблист, самообладание

Похожие статьи

Интерпретация как основа исполнительской деятельности педагога-музыканта

В статье обосновывается актуальность развития навыков интерпретации музыкальных произведений в исполнительской деятельности педагога-музыканта. Рассматривается творческий характер музыкально-исполнительской деятельности в интерпретации музыкальных пр...

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Вокальная арт-терапия как средство социальной адаптации личности

В статье рассматривается социальная адаптация личности и ее общие закономерности, а также характер, содержание. В качестве инструмента, способствующего успешной социальной адаптации рассмотрена вокальная арт-терапия. Научная новизна исследования закл...

О роли концертмейстера в вокальном классе

В данной статье рассматриваются вопросы концертмейстерского мастерства в вокальном классе, специфика работы концертмейстера, особенности и характеристика аккомпаниатора. А также приведены примеры и отзывы известных деятелей искусств в данной области.

Исполнительская деятельность педагога-музыканта как фактор совершенствования профессионального мастерства

В данной статье исследуется роль исполнительской деятельности педагога-музыканта в повышении его профессионального мастерства. Автор рассматривает влияние практического исполнительского опыта на развитие навыков и компетенций педагога-музыканта. Стат...

Исполнительское дыхание на духовом инструменте

В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Развитая коммуникативная культура личности спортивного тренера как фактор достижения эффективных результатов в условиях снижения привлекательности профессии

В статье автор пытается определить ключевые проблемы, влияющие на эффективность деятельности спортивного тренера в современных условиях.

Формирование и развитие качественного звука при игре на домре

Статья посвящена проблемам воспитания культуры звука на домре во взаимосвязи с развитием музыкального слуха и исполнительского мастерства домриста. В комплексе специальных способностей домриста выделяют наиболее важные по значению такие как, музыкаль...

Специфика деятельности педагога-концертмейстера в условиях хореографического коллектива

В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.

Похожие статьи

Интерпретация как основа исполнительской деятельности педагога-музыканта

В статье обосновывается актуальность развития навыков интерпретации музыкальных произведений в исполнительской деятельности педагога-музыканта. Рассматривается творческий характер музыкально-исполнительской деятельности в интерпретации музыкальных пр...

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Вокальная арт-терапия как средство социальной адаптации личности

В статье рассматривается социальная адаптация личности и ее общие закономерности, а также характер, содержание. В качестве инструмента, способствующего успешной социальной адаптации рассмотрена вокальная арт-терапия. Научная новизна исследования закл...

О роли концертмейстера в вокальном классе

В данной статье рассматриваются вопросы концертмейстерского мастерства в вокальном классе, специфика работы концертмейстера, особенности и характеристика аккомпаниатора. А также приведены примеры и отзывы известных деятелей искусств в данной области.

Исполнительская деятельность педагога-музыканта как фактор совершенствования профессионального мастерства

В данной статье исследуется роль исполнительской деятельности педагога-музыканта в повышении его профессионального мастерства. Автор рассматривает влияние практического исполнительского опыта на развитие навыков и компетенций педагога-музыканта. Стат...

Исполнительское дыхание на духовом инструменте

В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Развитая коммуникативная культура личности спортивного тренера как фактор достижения эффективных результатов в условиях снижения привлекательности профессии

В статье автор пытается определить ключевые проблемы, влияющие на эффективность деятельности спортивного тренера в современных условиях.

Формирование и развитие качественного звука при игре на домре

Статья посвящена проблемам воспитания культуры звука на домре во взаимосвязи с развитием музыкального слуха и исполнительского мастерства домриста. В комплексе специальных способностей домриста выделяют наиболее важные по значению такие как, музыкаль...

Специфика деятельности педагога-концертмейстера в условиях хореографического коллектива

В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.

Задать вопрос