Методика расчета основных параметров планетарного вариатора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Методика расчета основных параметров планетарного вариатора / О. Ф. Пашаев, Д. А. Свечников, Д. В. Ивонин [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 154-158. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68893/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрена бесступенчатая механическая передача на основе планетарного вариатора в качестве трансформатора крутящего момента трансмиссий специальных колесных шасси и методика определения его основных параметров.

Ключевые слова: трансмиссия, планетарный вариатор, контактные напряжения.

Для повышения эффективности применения специальных колесных шасси наиболее предпочтительным является решение технических проблем, влияющие на ее основные составляющие. К этим составляющим относится показатель живучести с входящими в него характеристиками — это подвижность, защищенность, заметность и коэффициент готовности транспортных средств к маршу.

Составной частью транспортного средства, обеспечивающей его подвижность, является трансмиссия. Каждый тип транспортной или тяговой машины имеет свою специфику, определяемую назначением машины и условиями ее работы [1]. В настоящее время на специальных колесных шасси применяются механическая и гидромеханическая трансмиссии, имеющих как свои достоинства, так и недостатки.

В настоящее время на автомобилях применяются механическая, гидромеханическая, электрическая, гидрообъемная (гидростатическая) трансмиссии. Из них бесступенчатыми являются:

− электрическая;

− гидрообъемная;

− механическая на основе вариатора.

Аналитический обзор существующих бесступенчатых трансмиссий, указывает, что оптимальным выбором является механическая трансмиссия с вариатором.

Механической трансмиссией называется такая, в которой все передающие и преобразующие элементы механические. Достоинства механической бесступенчатой трансмиссии на основе клиноременного вариатора: простота конструкции; бесшумность работы; удобство и простота в управлении; плавность разгона и движения; сравнительно больший КПД (в зависимости от передаточного отношения до 0,95); дешевизна в производстве; более высокая топливная экономичность; щадящий режим работы двигателя.

Однако существующая клиноременная передача имеет существенный недостаток — ограничение передаваемого крутящего момента. Кроме того, возможности существующих и перспективных образцов специальных колесных шасси с механической ступенчатой, либо гидромеханической трансмиссиями, с точки зрения увеличения маневренных возможностей практически исчерпаны.

Данный недостаток представляется возможным устранить применив бесступенчатый механический планетарный вариатор [3]. Принципиальная схема вариатора показана на рис. 1.

Механическая бесступенчатая фрикционная передача выгодно отличаются от гидравлических и электрических передач.

Рис. 1. Принципиальная схема вариатора: 1 — ведущий конус, 2 — сателлит, 3 — ведомое кольцо

Фрикционная бесступенчатая передача имеет следующие главные достоинства в сравнении с другими видами передач:

− простота конструкции тел качения;

− равномерность передачи движения и, как следствие, бесшумность работы, что делает возможным их применение при высоких числах оборотов;

− способность преобразовывать большие крутящие моменты;

− наибольший коэффициент полезного действия в сравнении с другими видами бесступенчатых передач;

− достаточно жесткая характеристика зависимости передаточного отношения от нагрузки;

− сравнительно малый удельный объем передачи.

Однако наряду с достоинствами, передача имеет и недостатки, из которых главные следующие:

− она неприменима там, где не допускается накопление ошибки передаточного отношения;

− в ней возможен неравномерный износ фрикционных тел из-за пробуксовки.

Значение отмеченных выше недостатков, а также и других неуказанных здесь может быть сведено к минимуму путем выбора рациональной схемы бесступенчатой фрикционной передачи и определения ее оптимальных параметров.

Применение данного типа трансмиссии на специальных колесных шасси, по нашему мнению, позволит повысить средние скорости движения, снизит утомляемость механиков-водителей, что в итоге приведет к расширению маневренных возможностей и повышению эффективности их применения.

Однако, в настоящее время отсутствует методика расчета основных параметров данного вариатора применительно к трансмиссиям специальных колесных шасси, имеющих большую массу и значительные крутящие моменты двигателей.

Основными параметрами вариатора, определив которые мы можем вычислить все остальные, являются радиус ведомого кольца R (рис. 2), большой радиус сателлита rB, малый радиус сателлита rА и угол наклона сателлита β.

Чтобы обеспечить передачу заданной мощности, следует исходить из допускаемых контактных напряжений на поверхности основного фрикционного контакта. В передаче (рис. 1) основным фрикционным контактом будет контакт между кольцом 3 и сателлитом 2.

В курсе деталей машин допускаемые контактные напряжения определяют по формуле Герце-Беляева

, (1)

где F- сила сжатия рассчитываемых фрикционных тел; Е- модуль упругости первого рода материала; 1/ρ — приведенный радиус кривизны контактирующих поверхностей; b1- длина контакта; kD- коэффициент долговечности, который вводится при расчете металлических тел качения и учитывает потребный срок службы передачи и переменность режима работы.

Из формулы (1) определим допустимую силу FД

(2)

или

,(3)

где - постоянная величина.

Рис. 2. К определению приведенного радиуса кривизны

Определим приведенный радиус кривизны в месте основного контакта (в точке С, рис. 2).

Радиус кривизны сателлита в плоскости ведомого кольца определяется по формуле

, (4)

где liрасстояние от точки М до точки на образующей сателлита; β- угол наклона сателлита.

Из рисунка мы видим, что

lС= МА+l-СВ,(5)

где

МА+ l = R tgβ;(6)

CB= R tgφc.(7)

Найдем угол φС через угол φА:

; (8)

.(9)

Подставив выражение (9) в формулу (8), получим

,(10)

где d — отношение радиуса кольца к расстоянию МА.

Передаточное отношение вариатора определяется по формуле

,(11)

где, φi угол между перпендикуляром ОВ и i- й точкой на образующей l.

Получим

. (12)

Диапазон регулирования передаточного отношения определяется по формуле [1]

,(13)

откуда получим

.(14)

В свою очередь из формулы (11) для точки С имеем

,(15)

откуда

. (16)

Подставив выражения (6) и (7) в формулу (5), получим

.(17)

Подставив выражения (17) в формулу (4) запишем

. (18)

Приведенный радиус кривизны определяется по известной формуле [4]

,(19)

где ρ1- ρС, ρ2- R.

После преобразований

(20)

С учетом формулы (20) и b= b1/R выражение (3) будет иметь вид:

.(21)

Потребную силу FП в точке С определим из условия равенства мощностей на ведущем и ведомом валах

, (22)

где М1 и n1 — крутящий момент и частота вращения входного вала; М и n3 крутящий момент и частота вращения выходного вала ηп — коэффициент полезного действия передачи, который в первом приближении считаем ηп=1.

Из данного выражения получим

, (23)

где i31C — передаточное отношение передачи, когда кольцо находится в точке С.

С другой стороны, реактивный момент в точке С определяют

, (24)

где i- число сателлитов одного ряда; f- коэффициент трения с учетом коэффициента запаса сцепления.

Приравняв выражения (23) и (24), получим

.(25)

Потребная сила FП должна быть равной допустимой силе FД, поэтому приравнивая их запишем

.

Откуда выведем радиус ведомого кольца

.(26)

Используя выражение (26) определяют остальные основные геометрические пара параметры передачи, являются основой при разработке конструкторско-технической документации для изготовления передачи.

В предложенной методике расчета основных параметров учтено применение данного вариатора в качестве трансформатора крутящего момента в трансмиссиях специальных колесных шасси, имеющих большую массу и значительные крутящие моменты двигателей, а именно расчетным случаем является нахождение ведомого кольца в точке С, соответствующей максимальному передаточному числу вариатора (момент начала движения), передаточное отношение и радиус кривизны в данной точке получены аналитическим путем, отвечающим требованиям точности и оперативности расчетов.

Литература:

  1. Степанченко Э. П., Фалалеев П. П. Технологическое оборудование.- М.: МО СССР, 1986, 364 с.
  2. Антонов А. С., Кононович Ю. А. и др. Армейские автомобили. Теория.- М.: Военное издательство МО СССР, 1970, 526 с.
  3. Пирожков Е. И. Выбор схемы и синтез фрикционной планетарной бесступенчатой передачи с разгруженными от нор нормальных контактных сил валами и подшипниками. — М.: ВВИА имени профессора Н. Е. Жуковского, 1960. — 96 с.
  4. Детали машин: Учебник для вузов / Л. А. Андриенко, Б. А. Байков, И. К. Ганулич и др.; Под ред. О. А. Ряховского.- 3-е изд., перераб. и доп. — М: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. — 520с.
Основные термины (генерируются автоматически): ведомое кольцо, передаточное отношение, приведенный радиус кривизны, крутящий момент, формула, гидромеханическая трансмиссия, механическая трансмиссия, основной фрикционный контакт, планетарный вариатор, потребная сила.


Ключевые слова

трансмиссия, планетарный вариатор, контактные напряжения

Похожие статьи

Расчет механической характеристики асинхронного электродвигателя для работы в составе приводов буровых установок

В статье представлен расчет механической характеристики асинхронного электродвигателя в составе буровой установки. Целью работы является построение механической характеристики асинхронного электродвигателя с помощью программы. В ходе работы выполняет...

Анализ бесступенчатых передач в электротехнике

В статье рассматриваются существующие виды конструкций бесступенчатых передач и анализ и достоинств и недостатков.

Исследование возможностей уравновешивания двигателя внутреннего сгорания типа R2

В статье рассматриваются вопросы улучшения уравновешенности рядного двухцилиндрового четырёхтактного двигателя типа R2. Двигатели такого типа чаще всего применяются для привода бензиновых генераторов, как силовые установки на небольших лодках, малога...

Разгрузка паровых турбин как средство повышения динамической устойчивости электрических систем

В статье обосновано применение разгрузки паровых турбин с целью повышения запасов устойчивости электроэнергетических систем при больших возмущениях. Приведены основные принципы действия импульсной разгрузки паровых турбин и электрогидравлического пре...

Разработка и расчёт мехатронного узла токарного деревообрабатывающего станка

В статье описана разработка мехатронного узла токарного станка, с возможностью в автоматическом режиме контролировать скорость вращения электродвигателя узла по закону регулировании. Осуществлён выбор подходящих компонентов станка. Обеспечен высокий ...

Использование беспилотной автотракторной техники, оборудованной бесступенчатой трансмиссией CVT

В данной статье рассматриваются образцы беспилотной автотракторной техники, особенности её реализации и возможность применения трансмиссии CVT.

Сравнительный анализ многоступенчатого насоса типа ЦНС с оппозитным расположением колес и с гидропятой

В статье рассматривается конструкция насоса типа ЦНС с различными вариантам разгрузки осевой силы. Проведен обзор и анализ разгрузочных устройств и модификаций конструкции. Проводится сравнительный анализ использования гидропяты и оппозитного располо...

Конструкция для регулировки частоты вращения маломощного электродвигателя

В статье освещается создание конструкции для регулировки частоты вращения маломощного электродвигателя для решения проблем электротехники.

Применение планетарного механизма для привода рабочего органа миксера

В статье приведены кинематическая схема стационарного планетарного миксера, который обладает большим преимуществом в виде: компактности, бесшумности, меньшей массой, большой нагрузочной способностью при сравнительном высоком КПД, возможностью получен...

Модернизация топливного насоса высокого давления с целью повышения мощности двигателя

В статье авторы излагают способ модернизации топливного насоса высокого давления автомобиля КамАЗ.

Похожие статьи

Расчет механической характеристики асинхронного электродвигателя для работы в составе приводов буровых установок

В статье представлен расчет механической характеристики асинхронного электродвигателя в составе буровой установки. Целью работы является построение механической характеристики асинхронного электродвигателя с помощью программы. В ходе работы выполняет...

Анализ бесступенчатых передач в электротехнике

В статье рассматриваются существующие виды конструкций бесступенчатых передач и анализ и достоинств и недостатков.

Исследование возможностей уравновешивания двигателя внутреннего сгорания типа R2

В статье рассматриваются вопросы улучшения уравновешенности рядного двухцилиндрового четырёхтактного двигателя типа R2. Двигатели такого типа чаще всего применяются для привода бензиновых генераторов, как силовые установки на небольших лодках, малога...

Разгрузка паровых турбин как средство повышения динамической устойчивости электрических систем

В статье обосновано применение разгрузки паровых турбин с целью повышения запасов устойчивости электроэнергетических систем при больших возмущениях. Приведены основные принципы действия импульсной разгрузки паровых турбин и электрогидравлического пре...

Разработка и расчёт мехатронного узла токарного деревообрабатывающего станка

В статье описана разработка мехатронного узла токарного станка, с возможностью в автоматическом режиме контролировать скорость вращения электродвигателя узла по закону регулировании. Осуществлён выбор подходящих компонентов станка. Обеспечен высокий ...

Использование беспилотной автотракторной техники, оборудованной бесступенчатой трансмиссией CVT

В данной статье рассматриваются образцы беспилотной автотракторной техники, особенности её реализации и возможность применения трансмиссии CVT.

Сравнительный анализ многоступенчатого насоса типа ЦНС с оппозитным расположением колес и с гидропятой

В статье рассматривается конструкция насоса типа ЦНС с различными вариантам разгрузки осевой силы. Проведен обзор и анализ разгрузочных устройств и модификаций конструкции. Проводится сравнительный анализ использования гидропяты и оппозитного располо...

Конструкция для регулировки частоты вращения маломощного электродвигателя

В статье освещается создание конструкции для регулировки частоты вращения маломощного электродвигателя для решения проблем электротехники.

Применение планетарного механизма для привода рабочего органа миксера

В статье приведены кинематическая схема стационарного планетарного миксера, который обладает большим преимуществом в виде: компактности, бесшумности, меньшей массой, большой нагрузочной способностью при сравнительном высоком КПД, возможностью получен...

Модернизация топливного насоса высокого давления с целью повышения мощности двигателя

В статье авторы излагают способ модернизации топливного насоса высокого давления автомобиля КамАЗ.

Задать вопрос