Зачем педагогу развивать метакомпетенции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 10.04.2020

Статья просмотрена: 1888 раз

Библиографическое описание:

Кокатюхина, О. В. Зачем педагогу развивать метакомпетенции / О. В. Кокатюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68702/ (дата обращения: 24.11.2024).



В связи с введением ФГОС особое место отведено личности педагога, который обладает определенными знаниями, навыками и умениями для организации эффективной образовательной деятельности воспитанников. Компетенции педагога следует понимать, как способность педагога создать учебно-воспитательные условия, гарантирующие индивидуальный подход к каждому ребенку через развитие его интеллектуальных и творческих способностей. В настоящее время современное образование переходит на совсем иное обучение, а именно на развитие метанавыков. Так что же такое «метанавыки»? Давайте разбираться… Л. М. Ордобоева понимает под «метакомпетенцией» — «знание о собственном знании», считая, что, в отличие от компетентностей, метакомпетенциинаправлены на решение новых задач, ориентированных на личность. С данным подходом определения метакомпетенций соотносится теория об онтологической структуре интеллекта, предложенная М. А. Холодной. В рамках этой теории открывается возможность системно рассмотреть когнитивные структуры, которые лежат в основе различий профессионального мышления и выделить три уровня:

– когнитивный опыт;

– метакогнитивный опыт;

– интенциональный опыт.

Наряду с интеллектуальной компетенцией, она говорит и о непроизвольном интеллектуальном контроле. Непроизвольный интеллектуальный контроль является составляющей метакогнитивного опыта. Это ментальная структура в составе метакогнитивного опыта, обеспечивающая оперативную избирательную регуляцию процесса переработки информации на субсознательном уровне. Для педагога метапредметный подход — это способ мышления, при котором создаются новые технологии и методики получения знаний. Это отношение, стиль жизни, который регулирует поведение человека для получения максимальных знаний. Для успешнойобразовательной организации реализация ФГОС должна быть акцентирована на формирование метакомпетенций у педагогов.

Исходя из представленных определений, можно сделать вывод о том, что метакомпетенции — новые качества, которые развиваются на базе основных профессиональных и личностных качеств, необходимые для повышения эффективности, трудоспособности и обучаемости. Под метакомпетенцией понимается готовность к непрерывному получению знаний и умений на протяжении всей жизни. И с этим трудно поспорить. Развитие метакомпетенций педагогов является основой их будущей востребованности на рынке труда, поскольку проблематика метакомпетенций связана с универсальными компетенциями, которые важны для решения любой профессиональной и жизненной проблем. В настоящее время рынок труда меняется с геометрической прогрессией. У общества возрастает потребность в высококвалифицированных и творчески мыслящих специалистах, готовых и способных к самообразованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Современный педагог для современного общества становится человеком, ориентированным на личностное развитие в области своей профессиональной деятельности. Человеком, способным к новым открытиям. Из всего этого возникает главный вопрос: Какие навыки необходимо в себе развивать педагогу, чтобы стать идеальным сотрудником будущего и всегда быть востребованным в сфере образования? Изучив тексты образовательных стандартов в области педагогического образования и проведя анкетирование среди педагогов МБДОУ № 52 г. Владивостока, получилось выделить семь ключевых метакомпетенций, составляющих структуру метакомпетентности педагога, в число которых вошли:

  1. Творческие способности (творчество — это способность создавать что-то новое — то, чего не знает «поисковик», использовать творческий подход в решении задач).
  2. Эмоциональная компетентность (заключается в умении контролировать свое эмоциональное состояние, тактично относиться к окружающим).
  3. Умение работать в команде (это умение выстраивать эффективную коммуникацию в разнообразных группах, осознавать собственные возможности в решении групповой задачи, но в то же время понимать ценность самого коллектива, уважать точку зрения другого человека).
  4. Критическое мышление (это умение рассуждать и разрешать сомнения, которое помогает нам принимать более обоснованные решения, это способность к упорядочиванию, категоризации, выбору, дифференцированию, сравнению и противопоставлению).
  5. Гибкое сознание (это установка на профессиональный рост, учиться в течение всей жизни, способность адаптироваться в новой ситуации).
  6. Способность к самостоятельному принятию решений (это умение планировать собственную деятельность, понимать причинно-следственные связи, прогнозировать последовательность событий, быстро принимать решения).
  7. Способность к рефлексии (это любое размышление, направленное на самоанализ).

Актуальность выделенных метакомпетенций определялась посредством анкетирования педагогов. Задача состояла в распределении представленных метакомпетенций по степени значимости. Так, к наиболее значимым компонентам метакомпетентности педагоги отнесли творческие способности, эмоциональную компетентность и умение работать в команде. Так же следует отметить, что значительную часть метакомпетенций педагоги не посчитали нужными.

В связи с этим было проведено дополнительное анкетирование педагогов, с целью выявления уровня сформированности профессиональных компетенций у педагогов.

Данное анкетирование позволило нам понять, почему педагоги многие метакомпетенции посчитали недостаточно важными. Проанализировав анкеты, было выявлено, что у педагогов невысокий уровень владения данными компетенциями, а некоторые из этих компетенций и вовсе не сформированы, что ещё раз доказывает актуальность данной темы. На наш взгляд, в существующей практике подготовки будущих педагогов, уделяется недостаточное внимание формированию метакомпетенций педагога. А самый серьезный дефицит, который есть у педагогов — дефицит профессиональной рефлексии. Именно поэтому постоянное самосовершенствование должно стать потребностью каждого педагога, а регулярная оценка извне поможет педагогам объективно оценить собственные способности и навыки, чтобы позднее усовершенствовать существующие и приобрести отсутствующие.Системное формирование метапредметной компетентности педагогов может и должно стать универсальной базой для развития профессионального мастерства. С учётом развития современного общества, в образовании должны быть такие педагоги, которые могут проявить свои лучшие качества, постоянно повышающие собственный уровень квалификации, эффективно и успешно справляющиеся с задачами в любой сфере жизни.

Главное — это умение адаптироваться к условиям, самосовершенствоваться. Это и есть метакомпетенция, совокупность личных качеств, которые определяют педагога «будущего».

Литература:

  1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23–30.
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 4.– С. 34–42.
  3. Ордобоева Л. М. Метакомпетенция как компонент содержания профессиональной иноязычной подготовки студентов в языковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2014. — № 14(700). — C. 144–153.
  4. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  5. Шабанов О. А. Методологические основания анализа компетентностной и знаниевой образовательных парадигм // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 10. — С. 81–91.
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, метакомпетенция, способность, умение, непроизвольный интеллектуальный контроль, рынок труда, современное общество, эмоциональная компетентность.


Задать вопрос