В данной статье были рассмотрены задачи, которые были поставлены перед управлением народным образованием за период с 1991 по 1995 гг. А также проблемы, имеющиеся у дошкольных учреждений того периода, на основании которых управлением народного образования были поставлены соответствующие задачи.
Ключевые слова: дошкольное образование, управление народным образованием, проблемы дошкольного образования, Республика Хакасия, 1990-е гг.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование является одной из ступеней образовательной системы, что поставило на повестку дня необходимость обеспечения всех детей дошкольными образовательными учреждениями. Реализация поставленной задачи представляется для РФ и ее регионов достаточно сложной, поскольку в ходе изменений социально-экономического развития страны были утрачены многие достижения в этом вопросе.
В этой связи свою актуальность приобретает изучение процесса становления и развития системы дошкольного образования в отдельных регионах РФ, что позволит не только избежать повторения ошибок, но и использовать опыт деятельности советских дошкольных учреждений в поиске новых методов и форм организации образовательной и воспитательной работы.
В 1990-е гг. в стране произошли кардинальные социально-экономические и политические изменения, которые оказали существенное влияние на систему общественного дошкольного воспитания. Дошкольные образовательные учреждения, не только государственные, но и созданные на базе предприятий, были переданы в ведение муниципальных органов управления. Данный процесс сопровождался переходом дошкольных образовательных учреждений на новый организационно-хозяйственный механизм функционирования. Значительные изменения претерпело содержание дошкольного образования, поскольку нацеленность на подготовку детей к школе сменилась признанием дошкольного периода детства самоценным и направленностью на всестороннее развитие детей, произошел переход от единой типовой программы к плюрализму и вариативности. Указанные изменения были закреплены в соответствующей нормативно-правовой базе, были разработаны стандарты проверки качества образования, предоставляемого дошкольными образовательными учреждениями. В 1993 г. образовательные учреждения получили обязательство проходить лицензирование и аккредитацию.
Стоит подчеркнуть, что история дошкольного образования в Республике Хакасия в 1990-е гг. не получила достойного освещения, не сложилась историографическая традиция, в этой связи появилась настоятельная необходимость обратиться к материалам делопроизводственной документации по развитию дошкольного образования в регионе, отложившейся в фондах Национального архива Республики Хакасия.
Делопроизводственная документация по развитию дошкольного образования в Хакасии представлена Годовыми планами работы управления народного образования, Годовыми планами министерства образования Республики Хакасия, Решениями коллегий республиканского управления народного образования и Планами министра образования по основной деятельности. Эти материалы недостаточно исследованы и ждут своего исследователя, они свидетельствуют о состоянии дошкольного образования в Хакасии. В частности, цели и задачи, выдвигаемые перед управлением народным образованием (впоследствии министерством образования РХ) представлены в Годовых планах работы управления народного образования, Решениях коллегий республиканского управления народного образования, Годовых планах министерства образования Республики Хакасия и Планах министра образования по основной деятельности.
В делопроизводственных материалах за 1991 г. нашли отражение многие проблемы системы дошкольного образования. Главными задачами дошкольного образования в этот период провозглашались:
– развитие инициативы у руководителей рай(гор)оно, повышение ответственности у них за выполнение плановых заданий;
– обновление содержания образования на разновариативной системе обучения и воспитания;
– демократизация и гласность педагогических задач на основе использования передового опыта и результатов современных исследований в области педагогики и психологии;
– дальнейшее улучшение работы дошкольных и интернатных учреждений;
– принятие исчерпывающих мер по охране жизни и здоровья учащихся и дошкольников;
– повышение квалификации и компетентности педагогических кадров;
– развитие учебно-материальной базы, самостоятельности учебных заведений в финансово-хозяйственной деятельности [1, Лл.1–5].
Управление народным образованием РХ в кратком анализе своей работы за 1991 г. отметило рост сети национальных детских садов с изучением хакасского языка, одновременно указывало на необходимость создания условий для активного развития двуязычия. К началу 1992 г. действовало 52 детских сада для детей хакасской и немецкой национальности. В то же время в детских садах большое внимание уделялось проблемам укрепления здоровья детей, проведению закаливающих процедур. Данные меры требовали введения в детских садах штатов физинструктора.
Документы показывают, что на протяжении всего года открывались специализированные детские сады для детей с нарушениями речи, зрения, слуха, для детей с церебральным параличом. Были продолжены экспериментальные работы по созданию новой методики развивающего воспитания. Из документов видно, что в 1992 г. нерешенными оставались задачи по совершенствованию механизма управления системой дошкольного образования, по созданию условий для развития негосударственных структур образования, по коренному улучшению материальной базы дошкольных и интернатных учреждений, по совершенствованию системы непрерывного образования педагогически кадров [1, Лл.22–28].
Одной из злободневных проблем явилась слабая материальная база — многие детские сады были размещены в плохо приспособленных помещениях, в которых зачастую не выдерживался температурный режим (некоторые сельские детские сады закрывались из-за низкого температурного режима) испытывали потребность в мебели, посуде, спортинвентаре, технологическом и медицинском оборудовании, невыполнение плана строительства детских садов. Трудно преодолевались серьёзные недостатки в организации учебно-воспитательного процесса — большинство занятий проводилось по типу урока, нетрадиционные формы работы с родителями не использовались. Архивные материалы свидетельствуют о том, что не проводился углубленный медицинский осмотр детей, не обеспечивалось достаточное (нехватка молочных продуктов, фруктов, рыбы) и стабильное снабжение продуктами питания сельских детских садов, нарушались сбалансированность питания, его калорийность [2, Лл. 3–6].
Материалы делопроизводственной документации показывают, что в республике решались вопросы по улучшению качественного состава педагогических кадров, по созданию условий для всестороннего развития личности, по соблюдению санитарно-гигиенических условий, по поиску и использованию новых нетрадиционных форм организации учебно-воспитательного процесса.
В 1992 г. основными проблемами дошкольного образования стали недостатки в работе отделов управления образованием и педагогических коллективов образовательных учреждений, среди которых особо выделялись отсутствие вариативности программно-методического обеспечения, не разработанность республиканского компонента содержания образования. Одной из главных проблем того периода был кадровый дефицит за счёт оттока квалифицированных кадров в другие сферы. Одной из новых задач дошкольного образования стала необходимость развития новых (альтернативных) форм дошкольных учреждений [3, л.3].
В 1993–1994 гг. Министерством образования республики обсуждалось состояние изучения хакасского языка в образовательных учреждениях и проблемы организации и функционирования альтернативных форм дошкольных учреждений, проводился семинар об «особенностях воспитательной работы с разновозрастными группами в условиях семейного детского сада».
Во второй половине 1990-х гг. главными вопросами в сфере дошкольного образования были аттестация работников дошкольных учреждений, а также аттестация и аккредитация дошкольных учреждений и переход дошкольных учреждений на новый организационно-хозяйственный механизм функционирования [4, л.8].
Таким образом, в документах Национального архива Республики Хакасия отложились материалы, которые свидетельствуют о проблемах в системе дошкольного образования в 1990-е гг. Среди многих вопросов, связанных с материальным и кадровым обеспечением дошкольных образовательных учреждений, основным оставался вопрос сохранения сети имеющихся дошкольных учреждений.
Литература:
- Государственное казенное учреждение РХ «Национальный архив» (далее — ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф. P-229. Оп. 1. Д. 481.
- ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. P-229. Оп. 1. Д. 479.
- ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. P-766. Оп 1. Д.8.
- ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. P-766. Оп 1. Д. 23.