В современной школе с каждым годом количество учащихся с отклоняющимся или девиантным поведением только растёт. С ростом данной категории детей связано увеличение числа провоцирующих факторов, которые способствуют формированию девиантного поведения.
Рассматривая причины формирования отклоняющегося поведения среди подростков можно выделить следующие: большое число беспризорных и безнадзорных детей, частые скачки уровня социально — экономической жизни, упадок ценностных ориентаций, снижение уровня жизни большей части населения и другое. Также особое влияние на подростков оказывают социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма.
Количество подростков входящих в «группу риска» с каждым годом неумолимо растет. Исходя из этого, можно сделать предположение, что работа по профилактике правонарушений среди подростков проводится в не достаточной мере.
Проблема отклоняющегося или девиантного поведения — это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
Работа педагога с подростками отклоняющегося поведения должна строиться не только на предупреждении проблем, но и на правильном корректировании их, в том числе, основываясь на развивающих методиках.
Отклоняющееся поведение подростков требует к себе интегрального подхода с учетом психологических, социальных и персональных факторов.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова определение поведения описано следующим образом: «Поведение — этосовокупность действий человека, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру» [4].
В своей работе М. И. Рожкова даёт следующее определение девиантному поведению: «Отклоняющееся, или девиантное поведение (англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию» [1].
Ежедневно школа сталкивается с самыми различными формами девиантного поведения. Они видоизменяются, в основном неся в себе негативные последствия для окружающих, как учащихся, так и учителей.
В настоящее время отклоняющееся поведение вызывает огромный интерес у психологов, педагогов, социальных работников и социальных педагогов, правоохранительных органов, социологов, философов, работников медицины и многих других специалистов, так как данная тема носит междисциплинарный характер [3].
Как считает Л. Б. Шнейдер: «С позиции самого подростка поведение, которое рассматривается взрослым как «отклоняющееся», отражает стремление к приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо» [8].
К проблемам в поведении у подростков может привести педагогическая и социальная запущенность.
В своей работе Г. М. Коджаспирова даёт следующие определения: «Педагогически запущенные дети — это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети, т. е. дети с отклонениями, обусловленными педагогическими причинами. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость семьи) педагогически запущенными детьми не утрачивается.
Социально запущенные дети — дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализаций. Они отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами» [5].
Психолог и педагог В. Н. Мясищев, определяя характерные, наиболее типичные черты трудных подростков с отклоняющимся поведением, перечисляет их более десятка: отвращение к школе, вражда к учителю, отсутствие всякого интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться школьному режиму и общим правилам с демонстративным нарушением их, дезорганизацией общей работы, грубыми, дерзкими и циничными выходками [6].
Произвольное, т. е. осмысленное, целенаправленное, инициативное поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении школьников сдерживают становление произвольности — важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребёнка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей является одной из основных задач в процессе обучения и воспитания детей [2].
Очень часто плохое поведение может возникнуть не потому, что подросток умышленно хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от что ему просто скучно, от недостаточного разнообразия деятельности в учебной и воспитательной среде. Нарушения в поведении также возможны из-за незнания правил поведения.
Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребёнка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива [1].
Основная задача образования — дать каждому ребёнку, с учётом его возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, развить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с отклоняющимся поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения [7].
В МБОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. П. Серикова Шебекинского района Белгородской области» для работы с детьми отклоняющегося поведения с утверждается план воспитательной работы на учебный год. Далее утверждается «Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав», в целях оказания своевременной и квалифицированной помощи обучающимся и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические ситуации, обеспечения целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность обучающихся, организации социального патронажа обучающихся и их семей, рассматриваемых на заседании Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав. В Совет профилактики входят: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, несколько учителей и несколько обучающихся.
Совет профилактики составляет и утверждает план работы на учебный год. В котором отмечают всю деятельность работы совета.
Совместно с советом работает социальный педагог, который так же в начале года составляет план своей работы. В школе воспитательная работа с детьми отклоняющегося поведения ведётся по средствам индивидуальных бесед, вовлечение детей данной категории в различную деятельность.
Но работа по воспитанию детей с отклоняющимся поведением будет не так результативна, если к ней не привлекать родителей таких детей. Так в Новотаволжанской школе воспитательная работа ведётся не только с детьми, но и с их родителями.
В школе классные руководители, работая по плану воспитательной работы, проводят тематические родительские собрание. Совет профилактики совместно с социальным педагогом и классными руководителями проводят общешкольные родительские собрания. На которых приглашают представителя ПДН ОМВД.
С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних классными руководителями ведется ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, выясняются причины пропусков занятий, осуществляется тесная связь с родителями. Вся проводимая работа фиксируется в журналах учета индивидуальной работы с учащимися и их родителями и в дневниках классных руководителей. В школе разработаны и реализуются мероприятия по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей.
В целях предупреждения негативных явлений в подростковой среде в период каникул утверждаются и реализуются планы мероприятий операций «Каникулы» и «Подросток» на территории Новотаволжанского сельского поселения.
Составляются графики посещения неблагополучных семей, проживающих на территории Новотаволжанского сельского поселения.
Ведется целенаправленная профилактическая работа с учащимися «группы риска». Школа активно сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Новотаволжанского сельского поселения и территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шебекинского городского округа.
Вся работа в школе, направленная на коррекцию девиантного поведения, не будет эффективной без положительного отношения подростка к необходимости самоопределения, без понимания, как это сделать. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании можно добиться положительных результатов в работе.
Литература:
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / под ред. М. И. Рожкова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
- Выготский Л. С., Педология подростка //Собр. соч.: в 6 т. — М., 1984. Т.5 Трудное детство с. 232–285.
- Девиантное поведение в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов [Текст] — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 288 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 944 с.
- Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перереб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 719 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
- Психология отношений. Мясищев В. Н.: Под редакцией А. А.
- Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. -
- М.: Издательство <Институт практической психологии>, Воронеж: НПО <МОД ЭК>, 1995. — 356 с.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М.: Академический Проект; Трикста, 2005.-336с.