Современный мир вступает в эпоху качественных преобразований, фундаментальным основанием которых стало исчерпание возможностей развития индустриальной цивилизации и формирование в недрах современной глобальной среды постиндустриальной информационной цивилизации с принципиально новой системой хозяйствования, в которой роль главного производственного ресурса играет информация, а решающим фактором производства становятся знания [9].
Сложное взаимодействие между появлением цифровых технологий и их производством глубоко преобразовывает экономическую деятельность [3]. Характерной особенностью становления современной глобальной информационной экономики становится появление у стран-носителей нового уклада возможности осуществлять стремительные и эффективные маневры в любых отраслях финансовой и экономической деятельности [9]. Информационные и коммуникационные технологии стали ключевым компонентом этого экономические преобразования, с появлением их новой отрасли производства, которая распространяет свой синергетический эффект не только на другие отрасли деятельности, но и на все остальные виды экономической деятельности [3]. Доминирующее положение в структуре мирового хозяйства переходит к информационному сектору и его особому сегменту — экономике интеллектуальных продуктов. Важнейшую роль в укреплении конкурентных позиций государства на глобальной арене играет информация, которая является залогом первенства на мировом рынке, и вместе с тем выступает предпосылкой поиска новых инновационных идей [8]. Происходит превращение информации в стратегический ресурс, приобретающий приоритетное значение по отношению к природным, трудовым и капитальным ресурсам, а знаний в определяющий фактор конкурентоспособности национальной экономики в мировом хозяйстве [9].
С экономической точки зрения, экономическая и предпринимательская деятельность характеризуются глубокими изменениями, которые изменяют поведение всех экономических агентов. Эти изменяющиеся тенденции объясняют экономическое изменение, которое может произойти в широком контексте: появление экономики основанной на знаниях. Развитие этого нового сценария в развитых странах характеризуется быстрым созданием знаний и легким доступ к знаниям, что создает условия повышения эффективности, качества и справедливости. Свидетельства появления основанной на знаниях экономики проявляются в увеличении и большем совершенствовании наукоемкой деятельности во всех отраслях экономики, по сравнению с непрерывным расширением специализированного производственного сектора [3].
Глобализация является фактором повышения конкуренции, формирует положительную динамику трансферов технологий, оказывает содействие распространению передового научно-технического и технологического опыта, побуждает к внедрению новых управленческих решений, главным принципом которых выступает минимизация рисков и затрат [8]. С помощью глобальной коммуникационной инфраструктуры также приходят транснациональное распространение идей, культур и информации как среди похожих народов, так и между различными культурными группами. Благодаря массивным улучшениям в областях связи и транспорта, практически любое место на земле может быть подключено к рынкам, находящимся в каком-либо еще месте и может стать конкурентоспособным на глобальном рынке [1].
Но так как знание является основополагающим для глобализации, глобализация также имеет глубокое воздействие на передачу знаний. Она повышает спрос на образование, особенно высшее образование, и это увеличивает давление на всю систему в целях повышения качества школьного образования, часто приводя к негативным образовательным последствиям, особенно с точки зрения справедливости [2]. Динамичное изменение глобальной экономики влечет за собой реформирование образования, которое из способа простого воспроизводства рабочей силы трансформировалось в источник возрождения и роста экономически и социально активных групп населения, способных действовать в рыночной среде [7]. Необходимость подготовить высококвалифицированного сотрудника к быстро меняющемся условиям труда в мире является приоритетной задачей для государств и компаний, ориентированных на удовлетворение своих экономических целей. В глобальном высшем образовании существуют более широкие возможности для стратегических решений, чем во многих национальных условиях. Распределение мощностей и ресурсов между странами и учреждениями во многих отношениях определяет их глобальную позицию и потенциал.
Национальный и институциональный потенциал для работы на глобальном рынке также формируют такие факторы, как текущие инвестиции в высшее образование, инфраструктуру поддержки глобальных коммуникаций; размер и формы научно-исследовательских программ; субсидии, выделяемые на трансграничные программы, такие как проведение учебных, научных визитов, научного сотрудничества; предпринимательский дух в учреждениях; характер институциональной автономии и академических свобод, которые являются необходимым условием для выявления и максимально полного спектра глобальных возможностей [4].
Правительства в глобальной экономике должны стимулировать инвестиции, включая, в большинстве стран, иностранный капитал и все больше и больше наукоемкий капитал, что означает предоставление готового предложения квалифицированной рабочей силы. Это приводит к вынужденному увеличению среднего уровня образования рабочей силы. Выгода от более высокого уровня образования растет во всем мире в результате сдвигов в экономическом производстве в сторону наукоемких продуктов и процессов, а также потому, что правительства осуществляют политику, которая увеличивает неравенство доходов [2]. Развитие человеческих ресурсов является важнейшим фактором, определяющим долгосрочные экономические перспективы страны [6]. Важнейшей характеристикой нового состояния общества, рассматриваемого как глобальное информационное, является изменение содержания труда и способа включения индивида в производственный процесс. Основным фактором производства становится интеллект человека, развитие производства с его прогрессирующим усложнением общественных структур и связей привело к осознанию стратегического значения информационных ресурсов в какой бы то ни было области человеческой деятельности [9]. Кроме того, наличие квалифицированного, обучаемого и производительного труда является основой для повышения эффективности и одним из основных факторов привлечения иностранных инвесторов.
Университеты — двигатели экономического роста, вносят существенный вклад в развитие человеческого капитала. Они стоят в центре развития экономики основанной на знаниях, поскольку они в настоящее время — один из главных агентов, предоставляющих образовательные услуги в образовательной отрасли [3]. Учебные заведения все более и более подвергаются трансформациям в обществе, таким как вездесущность Интернета, растущая важность дистанционного обучения, увеличение интеллектуального предпринимательства, международного сотрудничества и новых моделей партнерства между университетами, неправительственными организациями и бизнес-организациями.
Во многих странах международная мобильность, бенчмаркинг, ранжирование и интернационализация институтов и системы являются ключевыми политическими темами, и правительства и университеты озабочены стратегиями глобального сотрудничества и конкуренции. Для некоторых учреждений, особенно в англоговорящем мире, международные операции стали основным способом развития. Глобальные схемы исследований были внедрены в быстро развивающиеся системы высшего образования Китая, Сингапура и Кореи, и первые две страны уже являются крупными игроками на мировых рынках образования [4].
Учреждения высшего образования причастны ко всем этим изменениям. Образование и наука являются ключевыми элементами в формировании глобальной окружающей среды, основанной на знаниях, принятии технологий, трансграничных объединениях. Хотя высшие учебные заведения часто видят себя в качестве объектов глобализации, они также являются ее агентами. Университеты конкурируют между собой по всему миру. Они пытаются привлечь лучших студентов и преподавателей со всего мира. При создании знаний, путем создания инновационных патентов, обучения «работников умственного труда», распространения культуры и т. д. они считаются ключевыми действующими лицами в экономике, основанной на знаниях [6]. Исследовательские университеты интенсивно связаны как внутри, так и между крупнейшими по значимости городами, которые представляют собой основные узлы глобально-связанного мира. Для глобальных городов с высокой степенью участия в высшем образовании характерно существование сильной положительной корреляция между высоким коэффициентом охвата образованием нации или региона, и его глобальной конкурентной производительностью. Соответственно, страны и регионы, которые относительно отделены от глобальной экономики, имеют низкие показатели высшего образования.
При прочих равных условиях потенциал высшего образования в глобальной окружающей среде положительно коррелирует с национальным богатством, качеством и количеством конструктивных мер государственной поддержки высших учебных заведений, а также размером системы [4]. Образование должно рассматриваться как ключевое направление инвестиций в современной экономике, поскольку, в рамках основанной на знаниях экономики есть сильная положительная взаимозависимость экономической деятельности и образования в объяснении экономического роста, а также конкурентоспособности страны на глобальной арене.
Литература:
1. Brown J. S., R. P. Adler, 2008. Minds on fire. Open Education, the Long Tail, and Learning 2.0. EDUCAUSE Review, vol. 43, no. 1 (January/February): 16–32
2. Carnoy M., 2005. Globalization, educational trends, and the open society. OSI Education Conference 2005: Education and Open Society: A Critical Look at New Perspectives and Demands, pp: 2–31.
3. Castillo-Merino D., M. Sjöberg, 2008. A Theoretical Framework for the Economics of E-learning. The Economics of E-learning. RUSC vol. 5 n.1: 2–11
4. Marginson S., M. van der Wende, 2007. Globalisation and higher education. OECD Education Working Papers, No. 8
5. World Investment Report 2012 / United Nations Publication, 2012. — 239 p.
6. Youssef A. B., L. Ragni, 2008. A Theoretical Framework for the Economics of E-learning. The Economics of E-learning. RUSC vol. 5 n.1: 72–83
7. Андросова А. В. Экономическая компетентность как фактор конкурентоспособности выпускника на рынке труда // Глобальная экономика: кол. монография / под науч. ред. проф. Е. Н. Камышанченко, доц. Ю. Л. Растопчиной. — Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. — с. 142–149
8. Дедилова Т. В. Инновационная деятельность как характерный признак глобализации экономики // Глобальная экономика: кол. монография / под науч. ред. проф. Е. Н. Камышанченко, доц. Ю. Л. Растопчиной. — Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. — с. 228–236
9. Коломиец А. Н. Неопределенность как характерная черта глобальной экономики // Глобальная экономика: кол. монография / под науч. ред. проф. Е. Н. Камышанченко, доц. Ю. Л. Растопчиной. — Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. — с. 188–203