Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 06.04.2020

Статья просмотрена: 417 раз

Библиографическое описание:

Радченко, В. А. Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации / В. А. Радченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 27-35. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68623/ (дата обращения: 26.04.2024).



Введение. Всовременных условиях существования педагогической, образовательной системе Российской Федерации существует ряд острых, реальных, актуальных проблем. Одна, из которых является духовно-нравственное, социокультурное, этическое образование ребенка — в образовательном процессе. Возникает необходимость пересмотреть действующую практическую, педагогическую деятельность в обучении, воспитании и развитии духовно-нравственных, социокультурных ценностей.

Выдающиеся деятели педагогической и психологической науки — В. А. Сухомлинский, Л. В. Выготский, Я. Корчак, А. С. Макаренко, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Э. Эриксон и др. в своих трудах проводят «красной нитью», доминирующее положение, о том, что образование ребенка-школьника невозможно без духовно-нравственных, социокультурных норм. «Без надежной эмоциональной основы невозможно не только успешное, но и вообще нормальное обучение. Отсутствие единства эмоционального воспитания и морального познания мира является одним из самых живучих и самых опасных источников равнодушного отношения к знаниям и в конце концов нежелание учиться» — говорил знаменитый педагог-новатор Сухомлинский В. А. [1,стр.253]

Существует реальная потребность в продолжение изучения данной тематики, и установлением факта практического, педагогического образования в духовно-нравственном и социокультурном направлении у детей-школьников. Родителями (законными представителями), учителями (педагогическими работниками) отмечается низкий уровень наличия духовно-нравственных и социокультурных ценностей в современном образовательном процессе обучающегося. В современной, педагогической науки автор квалификационных работах И. А. Чирков [2] делает попытку систематизировать духовно-нравственный аспект обучения, воспитания и образования ребенка по работам и высказываниям великих педагогов классиков. В его трудах выделяются слова основателя научной педагогики Я. А. Коменского, который утверждал о том, что: «В воспитании нравственность, безусловно, должна быть на первом месте, знания нельзя ставить на первое, ибо нельзя возвести крепкое здание без предварительного подготовленного крепкого фундамента» [2,стр.17]. Однако, современные образовательные организации осуществляют образовательный процесс, с доминированием интеллектуальной, умственной культуры над эмоциональной, духовно-нравственной культурой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), направлен на создание совокупности единых требований к образованию и преподаванию всех образовательных программ различных видов, уровней, направлений, с акцентом развития умственного интеллекта и культуры, и отсутствию единых образовательных программ и требований к эмоциональному духовно-нравственному интеллекту, культуре школьника.

Проблема данного положения, повлияла на существенные изменения в социальных, общественных, образовательных, педагогических, воспитательных отношениях, способствовало нарушению гармоничного взаимодействия, взаимопонимания и взаимоуважения, между участниками образовательных отношений: обучающимся (учеником), родителем (законным представителем), учителем (педагогическим работником). Учитель осуществляет свою профессиональную деятельность в образовании, основываясь на преподавании учебного предмета, курса, дисциплины. Происходит то, о чем сказал мыслитель античности Аристотель: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». [2,стр.24]. Эта мысль также цитируется в научных работах И. А. Чиркова [2].

Таким образом, возникает большая сомнительная зона, в образовании становится приоритетом обучение как процесс овладения знаниями, умениями, навыками и отбрасывается развитие и воспитание как деятельность, направленная на социализацию обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и общественных правил и норм поведения. Нарушается принцип единства целостного педагогического процесса в разрыве обучения, воспитания и развития. В подтверждение изложенного, еще раз, обратим внимание на изучаемую проблему, с точки зрения мыслей и взглядов великих ученых педагогов, современным автором И. А. Чирковым [2], где он указал утверждение Я.А Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государства и всего мира» [2,стр.98]. Аналогичного мнения придерживался в своих научных и практических работах великий, педагог-практик Ш. А. Амонашвили: «Дети учатся лучше там, где их воспитывают и на этой основе учат. Они учатся хуже там, где их учат и надеются, что обучение повлечет за собой воспитанность» [3,стр.106]. Существование данного положения в образовании влечет к определенным негативным обстоятельствам, которые четко просматриваются в современной действительности.

В образовательных отношениях происходит перекладывание учителями (педагогическими работниками) основной обязанности и ответственности за воспитание и развитие ребенка (обучающегося), в социокультурном и духовно-нравственном направлении на родителя, а со стороны родителя на учителя. Отсюда вытекает ситуация, минимального учительского, педагогического вектора воздействия на школьника в данном направлении.

Обнаруживаются нежелательные последствия: отрицательное социальное, общественное поведение ребенка, в том числе и в образовательных учреждениях, организациях. Поведение выражается в наличии эмоциональной, психологической неустойчивости, проявлении агрессивности, раздражительности, злости, недружелюбия, вспыльчивости, неумение управлять эмоциями, выражать свои чувства, испытывать сострадание, сочувствие, выражать уважение, дружелюбие к окружающим. Это является ответной реакцией ребенка-школьника на лишение его духовно-нравственного и социокультурного образования. Об этом так же активно рассуждал, писал и говорил, грузинский педагог-психолог Ш. А. Амонашвили: «Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества» [4,cтр.17], «Школа — это лестница восхождения души и духовности растущего человека» [4,cтр.9].

Проведенное исследование, позволит выявить наличие, реального интереса детей-школьников к потребности знаний, к получению информации о социокультурных и духовно-нравственных нормах, в том числе религиозных, православных, христианских основ в аспекте исторических, культурных, национальных ценностей России. Определить желание детей иметь благоприятную, окружающую, социальную среду, находится в общении людей, которые наделены и проявляют социокультурные, духовно-нравственных нормы.

Все вышеизложенное требует дальнейшего изучения, изменения и реорганизации в сфере духовно-нравственного и социокультурного развития, воспитания и обучения школьника, как единого, целостного, педагогического процесса образования. Возможность пересмотреть существующие и применить новые или забытые педагогические формы и методы воздействия на обучающихся для повышения духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Меньше проявлять позицию флегматичного или авторитарного подхода учителем (педагогическим работником): систематические замечания, выговоры, порицания, критика, осуждение, игнорирование, пренебрежение, безразличие. Внедрять более эмпатичный, демократичный подход: конструктивный диалог, дружеская беседы, поучительная шутка, рассказ, личный пример, проведение тематических классных часов или уроков добра.

Обязательно использовать совместный вектор воздействия школы и семьи, учителя и родителя. Поднять ценность и значимость духовно нравственного и социокультурного образования в образовательной системе РФ у всех участников образовательных отношений.

Целью данной работы было исследование, направленное на выявление актуальных, проблем духовно-нравственного, социокультурного, этического, морального образования ребенка-школьника в современном образовательном процессе и создание специальных педагогических условий, позволяющих поднять ценность и значимость духовно нравственного и социокультурного образования.

Решались следующие задачи:

  1. Подтвердить актуальность данной темы, среди всех участников образовательных отношений.
  2. Доказать наличие дефицита у ребенка-школьника (ученика) духовно нравственных, социокультурных, этических, моральных норм и ценностей.
  3. Узнать мнение учителей (педагогических работников) и родителей (законных представителей) о реальной потребности и необходимости их существования в системе образования РФ.
  4. Установить факт нарушения единства и целостности образовательного педагогического процесса и разграничение в нем трех единых составляющих — обучения, воспитания и развитие. Использование учителем (педагогическим работником) основным ориентиром в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, одной составляющей — обучение, и вытеснение двух других составляющих — воспитание и развитие в образовательном процессе.
  5. Выявить значимое доминирование культуры обучения над культурой воспитания и развития, преобладание умственного интеллекта над эмоциональным интеллектом обучающегося, в современной системе образования РФ.
  6. Рассмотреть воздействие учительского вектора и родительского вектора на ребенка-школьника, в духовно-нравственном, социокультурном образования.
  7. Проанализировать наиболее значимые, на практике существующие проблемные зоны, препятствующие духовно-нравственному, социокультурному образованию на уровни начального и основного общего образовании ребенка-школьника.

Предмет исследования — педагогические условия духовно-нравственного, социокультурного, этического образования ребенка — в образовательном процессе.

Объект исследования — духовно-нравственное, социокультурное, этическое образование ребенка.

Научная новизна заключается:

− в разработке диагностического материала, позволяющего выявить существующие проблемные зоны, препятствующие духовно-нравственному, социокультурному образованию на уровни начального и основного общего образовании ребенка — школьника;

− в создании новых практических векторов воздействия для эффективной реализации духовно-нравственного и социокультурного обучения в современном образовательном процессе.

Испытуемые иметоды исследования. Было проведено исследование в виде прямого, письменного опроса, с включенными четко сформулированными вопросами единичного выбора.

В исследовании приняли участие субъекты образовательных отношений ученик, родитель, учитель — всего 90 человек. Из них 35 детей-школьников от 7 до 12 лет — младшего школьного и младшего подросткового возраста, учащиеся в начальном и основном общем образовании; 35 родителей (законных представителей) данных детей, представленного возраста; 20 учителей (педагогических работников) начального и среднего общего образования, из них 7 учителей отказались заполнять опросник, предварительно ознакомившись и просмотрев содержание вопросов. Поэтому реальными учителями-респондентами стали 13 человек.

Опрос проводился в 16 школах, образовательных организациях начального и основного общего образования г. Воронежа, методом случайного выбора респондентов. Опросник носил анонимный характер и не подписывался респондентами. Трех направленность опрашиваемых респондентов была обоснованно выбрана для подтверждения факта информативности, достоверности, в выявлении актуальности, реальности существования проблемы по данной теме в современном педагогическом, образовательном и воспитательном процессе.

Опросник для учеников содержал 10 вопросов. Необходимо отметить, что при заполнении опросника ученики вербально устной речью комментировали ряд ответов. Это способствовало тому, что обучающемуся задавались уточняющие вопросы, ответы были законспектированы под соответствующим номером вопроса в комментарии. Ученики-респонденты проявили увлеченность, доброжелательность, заинтересованность, по факту заполнения опросника.

Опросник для родителей (законных представителей) содержал 7 вопросов. В некоторых вопросах респонденты-родители также использовали вербальный, речевой комментарий, что будет отраженно в результатах исследования данного им ответа по конкретному вопросу. У родителей-респондентов было выражено большое желание, отзывчивость на просьбу заполнения опросника и реальная обеспокоенность по данной тематике и востребованность к обсуждению представленной проблемы. Озвучена надежда на изменение и улучшение ситуации в духовно-нравственном и социокультурном образовании ребенка-школьника (ученика).

В содержании опросника для учителей (педагогических работников) было 7 вопросов. Часть из которых, учителя-респонденты прокомментировали, словесными пояснениями. Все они отмечены в соответствующих ответах на вопрос в представленных результатах. Выявлен факт резкого противоречивого разграничения мнений учителе-педагогов по данному опроснику, и представленной в ней темы: «Актуальные проблемы духовно-нравственного, социокультурного светского, этического, морального, образования ребенка-школьника — в современной системе образования РФ». 65 % учителей педагогов с желанием и заинтересованностью становились респондентами опроса. Были открыты для обсуждения проблемных вопросов. Реакция 35 % учителей на заполнение опросника носила негативный, отрицательный характер, нежелание рассматривать и разбирать данную тему.

Результаты иих обсуждение

Опросник №1 (с результатами ответов учеников-респондентов)

1. Хотелось бы тебе, чтобы у тебя в школе был урок «добра», где бы ты мог получить знания о доброте и зле, справедливости, правде, честности, лжи, зависти, порядочности, грубости, вежливости, щедрости, дружелюбности, отзывчивости, благородству, уверенности и т. д.

82 % — да 9 % — нет 9 % — мне эта тема не интересна

Комментарий: 9 % учеников с вариантом ответа нет, поясняли свой вариант выбора, в нежелании наличия еще одного дополнительного урока в своем школьном расписании, где нужно сидеть, слушать и выполнять домашнее задание.

2. Если бы тебя попросили провести урок доброты (как учитель или ведущий), выступить с сообщением-докладом, что-то рассказать по этой теме, ты бы согласился?

87 % — да 3 % — нет 10 % — мне все равно

Комментарий: 87 % учеников с вариантом ответа да, с радостным, восклицательным утверждением проявили желание высказать свое мнение, что именно ему будет предоставлена возможность что-то рассказать, быть услышанным и понятым

3. Ты беседуешь на тему добра, справедливости, хороших и плохих поступков с учителем в школе?

28 % — да 36 % — нет 36 % — редко

Комментарий: 36 % учеников с вариантом ответа редко, пояснили, что учитель ведет разговор на данные темы, только при ситуации плохого поведения, случаев совершения отрицательных поступков учениками: «Только тогда, когда кто-то, что-то натворил».

4. Ты разговариваешь с родителями дома на тему доброты?

66 % — да 17 % — нет 17 % — редко

5. С друзьями и одноклассниками вы обсуждаете тему добра, что такое хорошо и плохо

54 % — да 40 % — нет 6 % — эта тема не интересна

6. Ты бы хотел, чтобы твои друзья, одноклассники были добрыми и хорошими?

94 % — да 3 % — нет 3 % — мне все равно

7. Ты бы хотел сам быть добрым?

50 % — да 0 % — нет 44 % — я добрый 6 % — мне все равно, какой я

8. Тебе бы хотелось, чтобы с тобой разговаривали и обсуждали взрослые тему добра, хороших и плохих поступков, добром и злом поведения людей?

47 % — да 40 % — нет 13 % — мне эта тема не интересна

Комментарий: 40 % учеников с вариантом ответа нет, пояснили, что они уверенны в том, что взрослые просто будут их ругать, наказывать, читать нотации, говорить назидательные слова, высказывать неодобрение, делать замечания, было принятие разговора о добре и зле как проявление формы наказания взрослых

9. Если в школе будет проходить урок доброты, тебе бы интересно было бы узнать что-то про Бога и религию, как раньше на Руси относились к вере, по каким правилам жили наши предки, что ценили, чем дорожили?

70 % — да 15 % — нет 15 % — мне это не интересно

Комментарий: вопрос вызвал, массу положительных эмоций у учеников

10. Тебе хочется отправить на урок добра своего друга или одноклассника, которому это было бы очень полезно?

50 % — да 15 % — нет 34 % — я бы пошел на этот урок вместе с ним

Комментарий: многие дети хотели исправить своего друга, одноклассника чтобы он стал лучше, и с ним было бы приятнее общаться и дружить

Анализ результатов опросника учеников позволяет сделать следующие выводы. Ученики имеют большой интерес и потребность в получении обучения, воспитания и развития, духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Важным моментом, явилось желание выступить самостоятельно, высказать свое мнение, быть понятым услышанным. Это способствует развитию самопознания, самореализации, самоконтролю, социализации становления личности ребенка-школьника (ученика) в образовательном процессе. Ученики нуждаются в новой форме проведения данных тематических уроков добра и классных часов (отрицая форму стандартного, образовательного, обучающего урока с последующим домашним заданием). Малый вектор учительского, педагогического воздействия в образовательном процессе в обучении, воспитании и развитии учеников духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Родительский вектор воздействия на образования духовно-нравственным и социокультурным ценностям доминирует над учительским вектором образования, однако не реализуется в 100 %. Из опросника прослеживается желание ребенка-школьника, находится в положительной, благоприятной социальной среде окружения, иметь хорошего друга быть самим добрым. Умение видеть отрицательные качества, аморальное поведение других людей. Положительным является факт осознания полезности, необходимости, важности данных уроков добра, как для себя, так и для окружающих. Благоприятный момент наличие интереса у детей-школьников к теме религиозных, православных, христианских основы, как исторические, культурные, ценности России. Что еще раз подтверждает необходимость образования ребенка-школьника духовно-нравственным и социокультурным ценностям со стороны совместного воздействия двух векторов школы и семьи, учителя и родителя в целостной системе образования в единстве развития воспитания и обучения.

Опросник №2 (с результатами ответов родителей-респондентов)

1. Как часто вы разговариваете с ребенком об этических, духовных, нравственных, моральных ценностях (добро, зло, честность, справедливость, грубость, вежливость, жадность, щедрость, обидчивость, обман, благодарность и т. д.)?

10 % — редко 69 % — часто 0 % — никогда 21 % — только по ситуации

2. Бывают ли случаи, что ребенок сам интересуется и начинает вести разговор, или задает вам вопросы по данной теме?

21 % — редко 58 % — часто 0 % — никогда 21 % — только по ситуации

Комментарий: респонденты родители подтверждали наличие интереса ребенка-школьника к духовно-нравственным, социокультурным ценностям. Регулярное присутствие в разговоре тематического, познавательного факта к моральной, этической стороне жизни, на уровни своего возрастного ценза.

3. Бывают ли, в вашей семье беседы с ребенком на темы духовно-религиозных ценностей (о Боге, заповедях, церкви)?

79 % — да 0 % — нет 21 % — очень редко 0 % — эта тема не интересна

4. Хотели бы вы, чтобы в школах был введен обязательный урок «добра» или тематические классные часы, проводимые учителем, на данную тему (светская этика, культура поведения, основы нравственности, морали и т. д.)?

95 % — да 5 % — нет 0 % — эта тема не интересна

Комментарий:5 % родителей с вариантом ответа нет,сообщили о том, что их дети-школьники не нуждаются в духовно-нравственном, социокультурном образовании. В их школах систематически проводятся уроки-добра, тематические классные часы, где обсуждаются с ребенком- школьником темы: добра и зла, честности, справедливости, вежливости, понятия дружбы, счастья, благородства и т. д. Так же данные учебные заведения, ведут совместную работу с церковным просветительским вектором воздействия в школьном образовательном процессе. Данные 5 % родителей-респондентов, выразили огромную благодарность всем учителям (педагогическим работникам), которые обучают, воспитывают, и развивают у обучающихся духовно-нравственные, социокультурные ценности.

5. Допускаете ли вы, чтобы урок «добра» или тематический классный час содержал в себе православные, христианские основы как исторические, культурные ценности России?

95 % — да 5 % — нет 0 % — только светское, этическое нормы

6. Считаете ли вы тему культуры, нравственности, актуальной и нужной для ребенка в образовательном процессе в современных условиях жизни?

100 % — да 0 % — нет 0 % — все равно

Комментарий: 100 % выбор ответа да, родители подтверждает актуальность и недостаток развития воспитания и обучения духовно-нравственным, социокультурным ценностям ребенка-школьника в образовательных организациях. Жаловались на коммуникативную проблему общения родителя с учителем. Со стороны педагога исходит мало-контактность, мало-информированность, не просвещение о ситуациях проблемного поведения или совершения отрицательного поступка. Простое не знание, какого-либо неприятного, неправильного духовно-нравственного, социокультурного действия. Родители готовы идти на контакт с учителем (педагогом) для решения спорных, проблемных вопросов и ситуаций.

7. Допустимо ли обсуждение данной темы (в виде уроков «добра», тематических классных часов) в школах или это личный, семейный, родительский вопрос воспитания и образования?

10 % — да, допустимо в школах 0 % — нет, это личный вопрос воспитания семьи 90 % — вместе школа и семья

Анализ результатов опросника родителей позволяет сделать следующие выводы. Подтверждается100 % актуальность темы, недостаток развитие воспитания и обучения духовно-нравственным социокультурным ценностям ребенка-школьника в образовательных организациях на уровни начального основного и основного общего образования. Наличие минимального учительского, педагогического вектора воздействия по данной тематике. Достаточно большой родительский вектор воздействия в развития воспитания и обучения духовно-нравственным социокультурным ценностям у ребенка-школьника, однако не 100 %, и показывает резонанс между двумя векторами воздействия. Родители поддерживают мнения о необходимости совместного вектора воздействия школы и семьи, учителя и родителя на ребенка-школьника (ученика). Установлен факт наличия реального, проявляемого интереса самим ребенком-школьником к духовно-нравственным, социокультурным ценностям, наличие эмоционального «голода», моральной культуры. Родители видят потребность, необходимость и обязательность введения в образовательный процесс для ребенка тематических классных часов, бесед, уроков добра. Родителями одобряется присутствие тематике о религиозных, духовных ценностях и основ православной, христианской веры, в аспекте познания истории и культуры России на уроках добра и тематических классных часов.

Опросник №3 (с результатами ответов учителей-респондентов)

1. На ваш взгляд, существует ли потребность (в современном образовании) введение и преподавание в школах детям обязательных уроков «добра», тематических классных часов, с обсуждением социокультурных, этических, моральных, нравственных норм?

100 % — да 0 % — нет 0 % — это дело семейного воспитания

2. На ваш взгляд педагог (учитель) может проводить такие тематические уроки, классные часы?

92 % — да, может 0 % — нет, не может 8 % — лично провожу

Комментарий: Часть учителей, педагогов отметили нехватку времени на подготовку и проведение таких тематических классных часов, уроков добра, идет постоянная подготовка к образовательному процессу по требованиям ФГОС.

3. Считаете ли вы, что в последнее время прослеживается тенденция необходимости и дефицита у детей духовного, нравственного, этического воспитания и образования?

84 % — да 0 % — нет 16 % — проблема нравственного воспитания была всегда

Комментарий: Учителя подтверждают общей дефицит духовно-нравственных и социокультурных ценностей в современном образовании. Утверждают, что происходит недостаточный вектор родительского воздействия. Все проблемы идут из семьи. Тем самым они отбрасывают учительский, школьный вектор воздействия, на эмоциональный интеллект и культуру ребенка-школьника в развитии, воспитании и обучении духовно-нравственных и социокультурных начал.

4. Замечаете ли вы за последние время, наличие у детей повышенной агрессивности, злости, вспыльчивости, несдержанности, отсутствие эмпатии (эмоционального сочувствия, сопереживания к другим детям, взрослым)?

50 % — да 50 % — нет

Комментарий: Учителя отмечают большую эмоциональную, психическую неустойчивость ребенка-школьника, что мешает ведению образовательного процесса, нарушает процесс усвоению образовательных программ по ФГОС. Для учителя ФГОС является главным и основным ориентиром в современном образовании ребенка школьника ученика. Именно в этом учитель видит сой вектор воздействия в образовательной системе.

5. Было бы допустимо и полезно на предполагаемых уроках «добра», направленных на духовное, нравственное, этическое воспитание ребенка, затрагивать религиозную тематику в аспекте исторических, культурных ценностей России?

67 % — да 8 % — нет 25 % — поддерживаю только светские, этические нормы

6. Существует мнение, что учитель (педагог) в современных условиях образования, ограничен в своих педагогических правах и обязанностях на вмешательство и воздействие в духовное, нравственное, этическое, моральное воспитание и образование ребенка?

75 % — да 25 % — нет 0 % — считаю, что школа и учитель не имеет к данному вопросу отношение

Комментарий: Многие учителя высказались, о том, что считают себя ограниченными, в воздействие духовного, нравственного, этического, морального образования ребенка. Не желание вмешиваться в сложные социальные педагогические конфликтные ситуации и спорные вопросы, возникающие в современном образовательном процессе. Проявление отстранения от сложных родителей и учеников, как основной выход решения отрицательных, коммуникативных отношений, возникающих при практической реализации развития воспитания и обучения ребенка- школьника. Уйти в сторону, умолчать, чтобы не связываться, не быть виновными и обвиненными. Нежелание заниматься разбирательством сложных общеобразовательных отношений, возникших между их участниками. Считают, что их педагогические права и обязанности только в обучение, а развитие и воспитание дело родительского вектора воздействия. Этот факт совпадает с мнением родителей, которые пояснили, что для влияния на ребенка необходимо знать, о плохом поведении, недостойном поступке совершенном ребенком-школьником, что происходит в его школьной жизни.

7. Духовное, моральное, этическое, нравственное воспитание ребенка — это дело:

8 % — только семьи и родителей 0 % — только школы и учителя 92 % — совместно воспитание школы и семьи

Анализ результатов опросника учителей-респондентов позволяет сделать следующие выводы. Подтверждается 100 % актуальность темы, потребность развитие воспитания и обучения духовно-нравственным социокультурным ценностям ребенка-ученика в образовательных организациях на уровни начально и основного общего образования. Наличие минимального учительского, педагогического вектор воздействия в современном образовательном процессе по данному направлению. Грубое бытовое разграничение учителями целостного единого процесса образования на развитие, обучение и воспитание. Принятием ими одной составляющей как обучение в учительский школьный вектор воздействия, на ребенка-школьника (ученика). Признание и понимание учителями-педагогами требований ФГОС, в исполнении обучения ребенка-школьника основным образовательным программам, направленным к предметным результатам. Отбрасывание и перекладывание двух других составляющих образования: развития и воспитания, на родительский семейный вектор воздействия в духовно-нравственном и социокультурном направлении. Получается, что личностный результат ребенка, как мотивирование к обучению, выполнению морально-нравственных норм, внутренней позиции, самоуважение, самооценка, дело семьи и родителей. Однако, личностный результат — как воспитание, метапредметный результат как развитие и предметный результат как обучение — это три системы требования ФГОС. Все вышеизложенное указывает либо на наличие низкого правового интеллекта учителей, педагогов и низким законодательным уровнем знаний и пониманий нормативной базы, регулирующей образовательную и педагогическую деятельность РФ. Либо на несоблюдение требований ФГОС в системе образования. Либо формальное прикрытие системой ФГОС в реализации своих педагогических прав и обязанностей в единичном выборе составляющей-обучение, и отбрасывание составляющих-развитие и воспитание ребенка-школьника из образовательного процесса. Акцентированный выбор учителем-педагогом в образовании умственного интеллекта и культуру, и игнорирование эмоционально-духовного интеллекта, культуры обучаемого. Выявленный факт отсутствия тематических уроков добра, классных часов, проведение духовно-нравственных бесед в реальном образовательном процессе, также подтверждает низкое профессиональное — педагогическое образование, подготовку и просвещении самих учителей педагогов в начальном и среднем общем образовании. Не умение преподавать, обучать, воспитывать и развивать духовно-нравственные социокультурные ценности у ребенка-школьника и реализовывать единый целостный процесс образования. Парадоксальным, является установленное положение, по итогам опросника, об осознании учителями совместного с родителями вектора образования духовно-нравственным, социокультурным, светским, этическим, моральным ценностям ребенка-школьника — в современной системе образования РФ и диссонанс его реализации в практическом, педагогическом процессе.

Заключение. Проведенное исследование доказывает реально существующий факт актуальности проблемы духовно-нравственного, социокультурного светского, этического, морального, образования ребенка-школьника — в современной системе образования РФ. Наличие заинтересованности и потребности ребенком-школьником (учеником) получать образование в духовно-нравственном и социокультурном направлении в образовательном процессе.

Положительное принятие всеми респондентами опросника организацию и проведение обязательных тематических уроков добра, классных часов для образования духовно-нравственных и социокультурных ценностей в образовательных организациях и допустимой возможности применения религиозной тематике в аспекте культурных и исторических ценностей России.

Непринятие и отрицание детьми-школьниками проведения тематических уроков добра, классных часов, в форме стандартного, действующего, образовательного, обучающего урока с последующим домашним заданием. Понимание ребенком-учеником, духовно-нравственного и социокультурного образования в образовательном процессе как назидательный, ругательный, порицательный вектор учительского, педагогического воздействия (наказание, чтение нотаций, нравоучений, высказывание строгих назидательных слов, неодобрение, замечания).

Полученные опросником данные, позволяют сделать выводы о том, что в современной, педагогической науки нарушено действие принцип единого целостного образовательного педагогического процесса, в трех неразрывных составляющих-обучение, воспитание и развитие. Именно он приводит к практической, действительности доминирования интеллектуального, умственного образования над духовно-нравственным и социокультурным образованием школьника. Учителями делается единичный выбор составляющей — обучение, и отбрасывание составляющих — развитие и воспитание ребенка-школьника из образовательного процесса как единого и целостного.

Подтверждено, педагоги в практической реализации требований ФГОС акцент образования делают на предметный результат, на ценность учебных, предметных знаний, умственному интеллекту школьника, и вычеркивают из образования личностный результат, на ценность чувств, духовности, морали, эмоций, нравственной культуру. Акцентированный выбор учителем в образовании умственного интеллекта и культуру, и игнорирование эмоционально-духовного интеллекта, культуры обучающегося.

Выявлен момент в разграничении и перекладывании прав, обязанностей и ответственности в образовательных отношениях между учителем и родителем (законным представителем). Минимальное учительское, педагогическое, школьное обучение, воспитание, развитие в духовно — нравственным и социокультурным направлении. Учительский вектор воздействия направлен на обучение, и полностью перенаправил в родительский вектор воздействия развитие и воспитание ребенка-школьника по данной тематике.

Опросником установлено, доминирующая часть учителей, считают себя ограниченными в педагогических правах и обязанностях в образование ребенка-школьника (ученика) в духовно-нравственном и социокультурном направлении. Однако, данное положение, полностью противоречит законодательным нормам в сфере образования и влечет не соблюдение преподавателем своих профессиональных, педагогических прав, и должностных обязанностей. Учитель-педагог, снова делает выбор составляющей-обучение, и игнорирует составляющие-воспитание и развитие. Происходит факт системного, закономерно повторяющегося, нарушения принципа единого целостного образовательного педагогического процесса в трех неразрывных составляющих — обучение, воспитания и развитие их практический диссонанс.

Результатом опросника доказана реальная осознанность учителями- педагогами и родителями(законными представителями) необходимости совместного вектора воздействия на ребенка-школьника в образовании духовно-нравственного и социокультурного развития, обучения, воспитания. Требуется интеграция образовательного воздействия школы и семь в данном вопросе.

Необходимость принять возможные меры для повышения уровня профессионального образования у действующих педагогических работников, учителей-преподавателей, по обучению, воспитанию и развитию в образовательном процессе, у детей-школьников (учеников) духовно-нравственных, социокультурных норм и ценностей. Повышать уровень интеллектуальной и эмоциональной культуры у самих педагогических работников, учителей-преподавателей.

При прохождении аттестации и курсов повышения квалификации, действующих педагогических работников, учителей-преподавателей, повышать культурный, правовой интеллект, и законодательный уровень знаний, способность понимать нормативную базу, регулирующую образовательную и педагогическую деятельность РФ на основе единых требований ФГОС. Выбирать направления не только в правовом ознакомлении и просвещении, но и разъяснять нормы закона и требования ФГОС. Это будет способствовать соблюдению принципа единого целостного образовательного педагогического процесса и неразрывных его составляющих — развития, воспитания и обучения.

Проведенное исследование и обработанные результаты опросников трех респондентов: ребенок, учитель, родитель, позволяет пересмотреть отрицательные, практически устоявшиеся направления и внести преобразования в соответствии с действующей, педагогической, образовательной реальностью в данной проблеме. Сделать теоретические выводы и направить их в новые практические, допустимые, действующие векторы воздействия для эффективной реализации духовно-нравственного и социокультурного обучения в современном образовательном процессе.

  1. Создать обязательные единые федеральные государственные образовательные программы с едиными требованиями к образовательным организациям по духовно-нравственному и социокультурному обучению, воспитанию, развитию в начальном и основном общем образовании. Что повлечет к решению проблемы в перекладывании прав, обязанности и ответственности друг на друга субъектов образовательных отношений (учитель на родителя и родитель на учителя). Позволит интегрировать родительский и учительский вектор воздействия, объединить школу и семью.
  2. Включить в основное школьное расписание ребенка-школьника (ученика) обязательным учебным, предметным, тематическим уроком — урок добра (например: урок — социокультурных норм, урок-психологического общения, урок-самопознания, духовно-нравственный-урок, урок-жизни, или ввести обязательный тематический классный час). Реализовать данное положение с первых классов начального основного образования и продолжать последующую, реализацию в основном общем образовании.
  3. Организовать новую форму проведения данных тематических уроков добра и классных часов. Урок — «для ребенка-школьника (ученика)». Реорганизовать стандартную, традиционную, общеобразовательную форму урока, на более раскрепощенную, непринужденную, демократическую, коммуникативную, диалоговую, игровую, познавательную, коррекционную. В различных формах проявления, например: урок-путешествие, урок-игра, урок-любознательности, урок-викторина, урок-счастье, урок-конкурс, урок-спектакль, урок-воображения, урок-творчества, урок-хобби, урок-реальной истории, урок-квест, урок «кейс-метод» для взаимодействия всех учащихся включая педагога т. д.
  4. Темы урока должны содержать актуальные, реальные вопросы детской социальной, общественной жизни, о детских интересах, увлечениях, вариантах решения различных детских спорах и вопросах, выходов из затруднительных, сложных коммуникативных ситуаций и т. д. Темы должны соответствовать реальной действительности жизни ребенка-школьника (ученика). Урок должен стать психологической разгрузкой, а не дополнительной нагрузкой. Все это будет способствовать, плавному, ненастойчивому, равномерному, постепенному, системному духовно-нравственному и социокультурному образованию, повышению эмоциональной культуры ребенка-школьника.
  5. Исключить домашнее задание или выполнение его по желанию ребенка-школьника, при проведении тематического урока добра.
  6. Включить метод «Свободный детский рассказ» или «Мысли вслух» как один из элементов тематического урока-добра. Реализовывать метод рассказа с помощью заданной установленной темы: «Поступок, которым ты гордишься», «Твой лучший друг», «О чем я могу погрустить», «Смешной, курьезный случай», «Почему мне нравиться учиться в школе, а почему не нравиться», «На кого я могу обидеться», «Забавный случай из моего детства», «Моя мечта», «Самый лучший день в моей семьи», «Как я однажды поспорил с другом»… Это позволит ребенку-школьнику иметь возможность высказывать свои мысли, мнение, взгляды, учиться их мотивировать. Научиться слушать мнение, высказывание, мысли других людей, принимать и уважать их точку зрения. Способствовать обучению, воспитанию и развитию, у ребенка-школьника, самопознания, самореализации, самоконтроля, социализации и становления личности в образовательном процессе, приобретению духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
  7. Допустить в проведение данных тематических уроков добра и классных часов, церковного, религиозного вектора воздействия на ребенка-школьника, в образовании духовно-нравственных и социокультурных норм, в аспекте исторических, культурных ценностей России. Применять различные программы по духовно-нравственному и социокультурному обучению, разработанные отделами религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Стать как дополняющим, вспомогательным вектором церковного воздействия к вектору комплексного учительского и родительского воздействия.
  8. Необходимо увеличить количество педагогов-психологов в образовательных организациях. Включить их в образовательный процесс. Передать в их должностные полномочия проведение обязательных тематических уроков добра. Это будет способствовать комплексному, гармоничному, психическому, физическому, интеллектуальному, эмоциональному, культурному, духовному развитию ребенка-школьника (ученика).
  9. Проводить диагностику эмоционального развития ребенка, совместно с диагностикой интеллектуального развития (с согласия родителя (законного представителя)) в контексте показателей готовности к школьному обучению. Диагностику направить на наличие и понимания основных духовно-нравственных, социокультурных ценностей в соответствии с возрастным цензом ребенка. Это позволит педагогу-психологу в дальнейшем вести и организовывать с ребенком, психологическую, коррекционную, эмоционально развивающую работу с познанием, усвоением, простых духовно-нравственных и социокультурных ценностей, норм в протекании последующего образовательного процесса.
  10. Введение в высшие педагогические учебные заведения преподавание дисциплин, направленных на духовно-нравственное и социокультурное образованию ребенка-школьника, дисциплин по изучению педагогической, действующей образовательной нормативно-законодательной базы.

Решение актуальной проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника, повышение уровня обучения, воспитания и развития его эмоциональной культуры повлечет за собой повышению образования и воспитания интеллектуальной культуры, гармоничному существованию целостного педагогического, образовательного процесса, успешной реализации единых требований ФГОС в современной системе образования РФ.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина.- М., 2018.-346с.
  2. Чирков И. А. Воспитание и образование творческой личности по методике Януша Корчака.- М., 2018 -128с.
  3. Амонашвили Ш. А. Вера и любовь.- М.,2009–309с.
  4. Амоношвили Ш. А. Истина школа. — М.,2018.-104с.
  5. Акинеева Н. Главное о воспитании детей. — СПб., Питер, 2016.-128с.
  6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах и таблицах: учеб. пособ.-М., 2019.-248с.
  7. Руденко А. М. [и др.] Основы педагогики и психологии: учебник.- Ростов н/Д.,-2019.-383с.
  8. Выготский Л. В. Вопросы детской психологии.- СПб., 2019.-224с.
  9. Эриксон Э. Детство и общество/ Пер. с англ.- СПб.,1996.-592с.
  10. Ахмадулин Ш. Т. Как легко учиться в младшей школе! От7до12-М., 2019.-256с.
  11. Безрукова В. С. Педагогика: учеб. пособ.- Ростов н/Д., 2013.-381с.
  12. Корчак Я. Полный курс лекций. — М., 2019.-478с.
  13. Клюева Н. В. Педагогическая психология: учеб. пособ.-М., 2003- 400с.
  14. Немов Р. С. Психология: учеб. пособ. — М., 2007.-606с.
  15. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. — М.,1996.-374с.
  16. Садкина В. И. 101 педагогическая идея. Как создать урок.- Ростов н/Д.,-2015.-87с.
  17. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- М., 2019–320с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учитель, воспитание, родитель, ценность, нет, обучение, развитие, социокультурное образование, тематический урок добра.


Похожие статьи

Образование, воспитание и обучение как единое целое

Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика. Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что

Конечно, воспитанием занимаются родители, но и в педагогической деятельности есть место этому процессу.

Учи, но не забывай и воспитывать | Статья в журнале...

Учитель — это ещё и режиссёр-постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и её участников, но он

Воспитание требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках в школе является воспитание...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале...

Сделан вывод о том, что процесс воспитания нравственных ценностей является сложным и длительным: от формирования отдельных представлений о добре и зле

Формирование нравственных ценностей подростка является системным процессом развития и саморазвития.

Педагогическая культура родителей как...

Педагогическая культура родителей — это личностное образование, которое выражается в

Под «воспитанием родителей» имеют ввиду систематическую программу обучения, которая

Повышение педагогической культуры родителей — долгий и сложный процесс, успешность...

Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС

На современном этапе развития системы образования происходит смещение

Методологическая основа процесса современного воспитания в школе описана наиболее полно в

До недавнего времени в системе образования делался больший упор на развитие...

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей...

Педагогические принципы трансформации воспитания...

Нет единства — нет положительного результата.

образование; воспитание; социализация; культура; государственная образовательная.

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды.

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

Воспитание – это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; духовно-нравственное воспитание личности – это...

Воспитательная система школы | Статья в сборнике...

Воспитательная система «Радуга добра» является составляющей частью программы развития школы. Она раскрывает интегральную систему по формированию личности ребёнка на основе гуманистической образовательной технологии (педагогики сотрудничества).

Похожие статьи

Образование, воспитание и обучение как единое целое

Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика. Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что

Конечно, воспитанием занимаются родители, но и в педагогической деятельности есть место этому процессу.

Учи, но не забывай и воспитывать | Статья в журнале...

Учитель — это ещё и режиссёр-постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и её участников, но он

Воспитание требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках в школе является воспитание...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале...

Сделан вывод о том, что процесс воспитания нравственных ценностей является сложным и длительным: от формирования отдельных представлений о добре и зле

Формирование нравственных ценностей подростка является системным процессом развития и саморазвития.

Педагогическая культура родителей как...

Педагогическая культура родителей — это личностное образование, которое выражается в

Под «воспитанием родителей» имеют ввиду систематическую программу обучения, которая

Повышение педагогической культуры родителей — долгий и сложный процесс, успешность...

Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС

На современном этапе развития системы образования происходит смещение

Методологическая основа процесса современного воспитания в школе описана наиболее полно в

До недавнего времени в системе образования делался больший упор на развитие...

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей...

Педагогические принципы трансформации воспитания...

Нет единства — нет положительного результата.

образование; воспитание; социализация; культура; государственная образовательная.

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды.

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

Воспитание – это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; духовно-нравственное воспитание личности – это...

Воспитательная система школы | Статья в сборнике...

Воспитательная система «Радуга добра» является составляющей частью программы развития школы. Она раскрывает интегральную систему по формированию личности ребёнка на основе гуманистической образовательной технологии (педагогики сотрудничества).

Задать вопрос